В идеальном мире жильцы вовремя оплачивают коммуналку, а управляющая компания без устали ремонтирует общедомовое имущество и не берет лишних денег.
Иногда идеальный мир ломается и жильцам приходится доказывать в суде, что управляющая компания слишком много на себя берет или ничего не делает, а деньги просит. Так поступили герои наших историй, которые устали терпеть халатность и беспредел.
Вот что они требовали и чего добились.
Не платить за дежурных
Ситуация. Женщина обнаружила в платежке новую услугу — «дежурный», то есть консьерж. Сначала платила каждый месяц почти 1500 ₽, а потом надоело: никаких дежурных в своем подъезде она не видела и вообще эта услуга ей была не нужна. Тогда женщина потребовала убрать строчку из платежки, а уже выплаченные за три года деньги — 52 000 ₽ — вернуть.
Коммунальщики не согласились: дежурных утвердили на собрании жильцов, но не для каждого подъезда, а только для одного. Правда, женщина не жила в том подъезде.
Что сказал суд. Строчку из платежки для этой квартиры — убрать, все выплаты вернуть.
Почему так. Жильцы обязаны оплачивать минимальный перечень услуг: например, проверку кровли или ремонт труб. Но дежурных в этом списке нет.
В платежку действительно можно включить дополнительные услуги, если так решили жильцы на общем собрании. Причем решение жильцов — это не просто устное согласие, а правильно оформленная бумага. В этом доме протокол оформили кое-как, поэтому суд не признал результат собрания.
Но даже если бы все оформили правильно, платить за дежурного в чужом подъезде женщина не обязана. Консьерж должен знать всех жильцов в лицо, но истицу не знает — она же мимо него каждый день не ходит. А значит, услугу женщина не получает и платить за нее не должна.
Когда можно не платить за консьержа. Если вам не нравится какая-то услуга, за которую управляющая компания просит деньги, это не всегда значит, что можно от нее отказаться.
Владельцы квартир могут оштрафовать УК и получить деньги
Если все сделано по правилам — жильцы собрались, приняли решение, оформили протокол и сказали управляющей компании: «Хотим консьержа в подъезде, вот вам деньги, ищите работника!» — тогда платить придется.
Но иногда УК превышает свои полномочия и решает, что сама может вводить новые услуги и назначать тарифы. Если нет протокола общего собрания жильцов, то излишние услуги УК можно оспорить в суде.
→ Читать детали истории ←
Не платить соседям за потоп
Ситуация. Мужчина поменял дома батареи и уехал в командировку. В это время управляющая компания решила провести испытания перед отопительным сезоном. Новенькие батареи давления не выдержали — вода полилась наружу и затопила соседей, причем в двух квартирах сразу.
Соседи сообщили об этом мужчине. Тот позвонил в управляющую компанию и попросил остановить проверку системы отопления. Но коммунальщики вместо этого подкрутили напор до максимума. Соседей залило еще раз, причем капитально: ущерб по двум квартирам приблизился к миллиону рублей.
Мужчина эти деньги платить не захотел: его квартиру никто не осматривал, а значит, точно не известно, откуда вода. А даже если она из батареи, то виновата управляющая компания: во-первых, потому что проводила испытания со слишком большим напором, который повредил устройство, а во-вторых, потому что система отопления — это общедомовое имущество, а не личное.
Управляющая компания тоже платить не захотела: батареи в квартире — вообще-то личное имущество, а не общее. Собственник их сам поменял, сам пусть и отвечает. А давление в трубах они поднимали по нормам.
Что сказал суд. Вина мужчины не доказана: никто не заходил в его квартиру и не видел, откуда лилась вода.
А вот управляющая компания повела себя странно: почему-то не остановила испытания, а увеличила напор воды после первого потопа. Еще похоже, что коммунальщики лукавят: говорят, что мужчина устранил течь после жалобы соседей, хотя его в это время не было в городе.
Надо разбираться. Если все-таки окажется, что мужчина не виноват, платить будет управляющая компания.
Почему так. Вопрос с прорывом батареи всегда сложный. Иногда суд встает на сторону управляющей компании, а иногда — на сторону собственника. Все зависит от того, какую часть трубы прорвало: если этот кусок считается общим имуществом, то отвечает и платит управляющая компания.
Чтобы понять, кто отвечает за батарею в вашей квартире, посмотрите на вентиль. Если он есть — значит, радиатор ваш и вы отвечаете за его работу, а если вентиля нет — значит, это общее имущество. В ситуации мужчины новые батареи были как раз без вентилей, но ставил он их сам, без согласования с управляющей компанией.
Как быть. Если в вашей квартире прорвало батарею и соседи требуют компенсацию, не спешите платить: возможно, что ремонтировать квартиры другим жильцам должна УК.
В первую очередь составьте акт о заливе: для этого вызовите представителя управляющей компании, который осмотрит и вашу квартиру, и жилье пострадавших.
Найдите место протечки. Если этот участок относится к общему имуществу — например, течет из стояка, — платить должна управляющая компания.
Даже если вина ваша, вызовите экспертов, чтобы оценить ущерб. Возможно, соседи завышают реальные повреждения, чтобы сэкономить на плановом ремонте за ваш счет.
→ Читать детали истории ←
Вернуть деньги за отопление
Ситуация. Зимой в квартире мужчины стало слишком жарко: приходится постоянно открывать окна, чтобы нормально дышать. Мужчине не понравилось, что он платит за отопление, а по факту выпускает тепло на улицу, и он пожаловался в управляющую компанию.
Управляющая компания посоветовала мужчине поправить положение за свой счет, установив терморегуляторы. Этот вариант мужчину не устроил, и он отправился в суд.
Что должна ремонтировать управляющая компания
Что сказал суд. Управляющая компания должна компенсировать жильцу плату за отопление — но не за весь период, а за месяцы после его жалобы. А еще заплатить неустойку за отказ решить дело миром и 2000 ₽ за моральный ущерб — всего 16 800 ₽.
Почему так. Температура в квартире должна быть в пределах +18…+23 °C. В квартире у мужчины коммунальщики намерили +27 °C в комнате, а на кухне +29 °C. Значит, услугу оказывали некачественно — деньги надо вернуть.
Как быть. Если вы хотите вернуть деньги за пекло в квартире, действовать нужно так:
- Составьте акт проверки. Пригласите сотрудников управляющей компании: они измерят температуру и зафиксируют показатели в документе. Обязательно отметьте в акте, что у вас нет дополнительных приборов, которые влияют на температуру воздуха: например, теплых полов. В акте должно быть указано время проведения проверки, а также инструменты и методы, которыми пользовались коммунальщики. Можно составить акт и самостоятельно. Для этого необходимо, чтобы при проверке присутствовали как минимум два незаинтересованных свидетеля, например сосед и председатель ТСЖ.
- Обратитесь в управляющую компанию с просьбой снизить температуру. Если УК откажется — вы сможете потребовать неустойку и увеличить сумму возмещения на 50%.
- Обратитесь в жилищную инспекцию и Роспотребнадзор. Если жилинспекция удостоверит, что услуга оказывается некачественно, а Роспотребнадзор назначит управляющей компании штраф, выиграть дело в суде будет значительно проще.
- Направьте иск в суд. Приложите все необходимые документы: акт проверки, отказ управляющей компании добровольно снизить температуру в квартире, документы, полученные от жилинспекции и Роспотребнадзора, квитанции об оплате отопления, которые вы хотите компенсировать.
→ Читать детали истории ←
Возместить ущерб за испорченную машину
Ситуация. Женщина припарковала автомобиль рядом с домом, а из подъездного окна на машину вывалилось стекло. Женщина потребовала от управляющей компании заплатить за ремонт автомобиля. Но коммунальщики не согласились: мало ли из-за чего вывалилось окно.
Тогда женщина пошла в суд.
Что сказал суд. Управляющая компания должна заплатить за ремонт машины, компенсацию за моральный ущерб, штраф и покрыть судебные расходы женщины.
Почему так. В минимальный перечень услуг, которые должна выполнять любая УК, входит проверка окон в подъезде. Если с ними что-то не так, управляющая компания должна обратить на это внимание и запланировать ремонт.
Если управляющая компания считает, что она не виновата в происшествии, — она и должна это доказать. Полиция не обнаружила, что стекло выломали хулиганы, а УК не смогла доказать, что вовремя проверяла состояние окон — значит, ей и придется платить.
Как быть. Если вы пострадали из-за того, что в доме что-то сломалось — вывалилось окно или протекла крыша, — в этом виноваты не ветер и дождь, а управляющая компания.
За коммунальные услуги можно платить напрямую поставщику
Вы вправе требовать от коммунальщиков компенсации ущерба. Для этого вам не нужно ничего доказывать: отношения жильцов и управляющей компании — это отношения потребителей и исполнителя, и в них действуют особые правила. Если управляющая компания не смогла выполнить свои обязательства, то должна или заплатить, или доказать отсутствие своей вины.
→ Читать детали истории ←
__________________
Как привести в порядок квартиру, подъезд и двор
Жители многоквартирных домов часто мирятся с грязными темными подъездами, разбитой дорогой во дворе и старой детской площадкой. Кто за что отвечает, куда жаловаться и с кого спрашивать — непонятно. Кажется, что законы написаны на другом языке, а соседи и работники управляющей компании объединились против вас.
Но так быть не должно. Если навести порядок, жильцы сэкономят на коммунальных услугах, цена квартиры вырастет, а в подъезде и во дворе будет комфортно и безопасно.
Курс Тинькофф Журнала поможет благоустроить дом, подъезд и двор. Не важно, собственник вы, приехали в гости или снимаете жилье в аренду, — мы расскажем, как улучшить условия жизни.