Найти тему
Блог студии Снегири

Сюжет сценария в актах

Оглавление

Давайте рассмотрим сюжет в фильмах и сериалах по актам.

Для примера рассмотрим ситуацию, когда речь идет о 4 актах (а не 3).

Пятый элемент (1997)
Пятый элемент (1997)

Первый акт

В первом акте всегда есть экспозиция.

Мы должны дать понять зрителю, где же он оказался, в какое время, какая локация, какой мир (сеттинг) окружает персонажа. Это может быть трудовой коллектив, семья в пятиэтажной хрущёвке, коллектив в каком-нибудь элитном доме на Рижском шоссе, семья на круизном лайнере и пр.

В экспозиции мы должны задать и обозначить главные черты героя, ключевые моменты его характера, и дать понять зрителю кто же, в целом, перед ним.

Следующее — это завязка.

В разной литературе и в разных школах она может называться по-разному. Где-то провоцирующий инцидент, где-то катализатор, но, опять же, по-русски пусть будет завязка, в которой что-то происходит: мы узнали про метеорит, либо герой увидел героиню, либо произошло что-то ещё. В общем, происходит что-то, после чего уже нет пути назад, после чего жизнь изменилась, а история началась.

Первый поворотный пункт происходит в истории, когда герой принимает решение, каким образом он будет действовать дальше.

Для начала, он, конечно, принимает решение, что он вообще будет действовать, чтобы решить проблему.

Если история, например, романтическая, и герой хочет кому-то понравиться, но пока не может — это проблема. Её нужно решить, что-то предпринять для того, чтобы возникла взаимность. В первом поворотном пункте мы понимаем, какой план возникает у героя, как именно он будет стремиться к своей цели, то есть к решению этой проблемы.

Дальше герой начинает действовать. Это называется точкой невозврата. История пошла вперед, герой в неё вовлечён. После завязки, в принципе, он мог сдаться, но тогда бы мы и не начали рассказывать эту историю, соответственно, это начало пути —точка невозврата. История началась.

Главный драматический вопрос возникает здесь же: получится ли у героя достичь своей цели? Каким образом герой сможет решить эту проблему? Вопрос может звучать ещё каким-либо образом, но он обязательно должен возникать в подсознании. Мы, как зрители, должны держать этот вопрос в голове до конца истории.

Второй акт

Скала (1996)
Скала (1996)

Во втором акте все усложняется.

Герой пытается решить проблему. Однако его действия вскрывают что-то более сложное и серьезное. Допустим, если герою понравился некий объект, он понял, что это его судьба, он пытается проявить себя, сделать так, чтобы его заметили.

Герой начинает обращать на себя внимание, и тут вдруг возникает какое-то обстоятельство, которое он не узнал бы, если бы не начал делать. Грубо говоря, парень дарит ромашки, а у девушки оказывается страшная аллергия, она из-за его ухаживаний оказывается в больнице. У нее срывается важная презентация, к которой она готовилась несколько месяцев. Естественно, девушка его отталкивает.

Герой пытается исправить то, что он сделал, но все снова идет не так.

Он узнаёт про сложные отношения героини. Например, её бывший или нынешний бойфренд — очень агрессивный абьюзер, он создаёт проблемы и героине, и герою, и, собственно, тоже делает так, чтобы казалось, что герою не достичь своей цели. Но несмотря на это герой всё равно находит очередной способ для того, чтобы попытаться достичь цели.

Опять же, остаётся неразрешенным тот самый драматический вопрос, который был поднят в первом акте. Ответ на него становится ещё менее очевидным, потому что в начале была одна ситуация, но из-за попыток главного героя все усложнилось. Он вроде бы делает шаг, а цель кажется всё более трудно достижимой.

Во втором акте есть прогрессия, некое усложнение.

В нем может начаться второстепенная линия (у которой тоже может быть 3 акта: начало, середина, концовка). Происходит центральный поворотный пункт либо мидпоинт (разворот на 180°), где в процессе мы приходим ещё к одной точке невозврата, где ставки либо повышаются до предела, либо вскрывается, например, что союзник был врагом, либо враг становится союзником. То есть, всё то устройство мира, которое было заявлено в начале истории становится сложнее, меняется. Либо история шла к одному итогу, но герой повышает ставки. Это означает, что здесь у него тоже остается возможность сойти с пути либо решить проблему каким-то более простым способом (либо с чем-то смириться), но герой повышает ставки до предела. Мы наконец, пониманием, куда движется история.

Последняя современная тенденция — возможная смена жанра.

Предположим, у нас шёл ромком, а мы ушли в драму, или наоборот. Необходимо, чтобы эти жанры хорошо накладывались друг на друга — тот, который был изначально заявлен, и тот, который появился.

Важно, чтобы история осталась цельной.

Третий акт

После середины истории — место 3 акта. Происходит некий разворот, можно сказать, рецидив.

Опять же, в разных школах и книгах он может называться по-разному, но суть это не меняет. Из теории в теорию, из книги в книгу, из студии в студию, от автора к автору терминология может чуть-чуть отличаться, но, опять же, речь всегда идёт об одном и том же, об одних и тех же приёмах, об одних и тех же инструментах.

В этой точке может добавиться ещё одна второстепенная линия, если мы говорим про полный метр.

Если же речь идет о сериале, то, соответственно, линии возникнут раньше (все линии начинаются в начале второго акта, если их там больше одной — 2 или 3). Хотя, опять же, рамки излишни. Что-то может случиться и после середины. Это допустимо.

Третий акт заканчивается кризисом.

Четвертый акт

Мумия (1999)
Мумия (1999)

Напоминаем, что сейчас мы говорим про 4 акта

В четвёртом акте обычно происходит финальная битва.

Стоит учитывать, что финальная битва — это термин. Можно назвать её кульминацией.

Вовсе необязательно, что в финальной битве одна толпа дерётся с другой, и все обязательно должны поубивать друг друга. Финальной битвой может быть некое противостояние в рамках офиса, кухни ресторана и т.д.

Скажем, финальная битва в сериале Доктор Хаус — это когда в новой серии возникает некая критическая ситуация, очередной пациент находится на грани жизни и смерти. Пошёл обратный отсчёт. Врачи понимают, что его нужно реанимировать, и вдруг у Хауса возникает бредовая (на первый взгляд) идея, он вдруг понимает, что именно они упускали при постановке диагноза. Пациент спасен, проблема решена.

Главное здесь в том, что проблема поставленная в начале разрешена.

Больше материалов:

Как продать свой сценарий?

Базовый курс сценаристов студии Снегири

Как написать короткометражный фильм?

Как придумать историю?

Материал студии Снегири.

#кино

#сценарист

#режиссер

#писательское мастерство

#киноиндустрия