Образование не менялось резко в 1990-е годы, как могло бы показаться в силу исторических процессов. Система образования начала меняться в 1970-х, а в 1990-е мы уже находились в середине реформ. Они должны были закончиться к 2000-м, но за счёт смены власти и подражания Западу, что было свойственно политикам 1990-х, мы получили новую волну реформ сразу после окончания предыдущей. В результате мы живём в некой новой системе уже десятки лет, и она успела выявить свои недостатки. Так что нас снова ждёт реформа.
К концу 1960-х у профессоров советских университетов истощилось терпение по поводу качества образования в школах. Особенно возмущались преподаватели технических направлений — работать с выпускниками школ было просто невозможно. Весь первый год в вузе уходил на обучение вчерашних школьников научным терминам и знаниям, без которых невозможно было начать обучение в вузе. Пропасть между школой и вузом достигла колоссальных размеров. Это положило начало глобальной образовательной реформе в СССР, которая началась в конце 1970-х годов и должна была растянуться на два десятилетия.
Итак, под давлением менеджеров и преподавателей вузов был изменён подход к школьному образованию.
- Все «слабые» учащиеся были фактически лишены права на полное школьное образование. Их отправляли в ПТУ, и таким образом, они «лишались» права выбора своей судьбы и профессии. Это спровоцировало рост коррупции среди учителей и появление первых подростковых банд в СССР, ставших основой мафии в «лихие 90-е».
- Все «сильные» школьники обучались на так называемом «научном языке», и это снижало успеваемость части учащихся. Этот язык оказался достаточно далёк от человеческого языка и не все могли его усвоить. Но те, кто мог, получали возможность поступать в вузы.
По замыслу авторов реформы, это должно было поднять уровень образования в школе до уровня 2-го курса вуза, а «слабых» школьников направить на стезю труда в низших звеньях производства. Таким образом, мы должны были получить отличную выборку абитуриентов в университете и большое количество рабочих на производстве. Но всё пошло не совсем так, как планировалось. Несмотря на негативные последствия, реформы не были остановлены.
Подростки из числа «слабых» школьников сбивались в банды и становились частью мафии. Они ненавидели своих конкурентов, своих учителей и тех, кто учился в вузах. Они сделали жизнь на окраинах городов криминализированной, а в 1990-х получили «реванш» в виде неуправляемого криминального кризиса, который сами и возглавили, одетые в малиновые куртки и спортивную одежду «Адидас».
Затем распался СССР и одновременно начался новый этап реформ. Появились новые специализированные классы и школы. Каждый регион получил право формировать свою учебную программу. Реформа предоставила множество учебников и учебных программ, многие из которых не прошли требуемую проверку качества и содержания со стороны Министерства образования. Появились новые школы, которые финансировались иностранными правительствами и не преподавали в традиционной государственной системе. Появилось коммерческое образование на платной основе. В обычных школах и в научных организациях систематически задерживалась заработная плата, и без того крайне низкая и не покрывавшая даже минимальных расходов. Это спровоцировало отток учителей из школ и бегство учёных за границу. Новые коммерческие вузы продавали дипломы всем подряд как попкорн. Были в ходу поддельные подписи и документы, печати и диссертации. Вчерашние студенты с удовольствием покупали эти дипломы в переходах метро и начинали свою карьеру с поддельных документов.
Итак, реформа образования, начатая в конце 1970-х годов, закончилась крахом. Конечно, только развалом СССР нельзя обосновать провал реформы образования — кризис начался ещё до этого, когда в школе стали использовать роботизированный, узкопрофессиональный «научный язык», который не мог усвоить обычный ребёнок. Но развал СССР с анархией в документах и анархией в системе образования добил старую добрую советскую школу.
В 2000-х годах Минобразования попыталось восстановить руины и начать строить новую систему на прочном старом фундаменте имперско-советских достижений. На память о неудачной реформе остались 11 лет обучения в школе по системе 4+5+2 и несколько успешных научных коллективов авторов учебников. Вернулась школьная форма, которая была отменена в 1990-х.
Было также признано, что ни один из новых авторов учебников не может даже приблизиться к качеству советских учебников. Именно советская база учебников стала основной в государственной системе образования. Но учителям было предоставлено право выбирать другую систему обучения, не государственную, если она им больше подходит. Все учебники были проверены на качество и содержание, а некоторые из них были изъяты из школ из-за несоответствия требованиям. Государственная программа стала обязательной для бюджетных и коммерческих образовательных учреждений. Поддельные дипломы и вузы, торгующие ими, были ликвидированы. Сейчас искусственный интеллект анализирует диссертации на плагиат, а в случае его обнаружения учёные степени аннулируются, и автор плагиата вынужден объясняться в полиции.
Итак, новая реформа после 2000-х годов означала следующее.
- Единый государственный экзамен в форме теста.
- Новая для России Гаагская система — «бакалавр + магистр» вместо «специалиста».
- Повышение уровня заработной платы преподавателей и учёных.
Однако последние 15 лет выявили и недостатки реформы 2000-х.
- ЕГЭ ограничивает возможности поступления в вуз, а не расширяет их, как было заявлено.
- Несмотря на «фильтр» Минобразования, авторы всё равно выдают бракованный учебный материал, который находят сами ученики, учителя и их родители (вплоть до ссылок на «сайты для взрослых» в списках источников).
- Несмотря на очевидный рост качества математической и физико-технической подготовки, качество преподавания гуманитарных предметов продолжает снижаться. Это стало предметом шуток и насмешек над современными малограмотными школьниками. У них достаточно низкий уровень знаний по литературе и истории по сравнению со старшим поколением.
- Продолжительность обучения не отвечает новым вызовам и мировым тенденциям в науке. Необходимы более гибкие и быстрые системы обучения.
По материалам публикации (англ.).