Шайкачу не скидывают даже перед королём. Как Момо Капор объяснил самую суть серба через национальный головной убор.
Начнём с того, что сербы – сравнительно малый, но гордый народ. Автор этих строк считает, что любовь этих переданных русским братьев-балканцев к лидеру северной державы в не малой степени основана на одном случайном фото Путина в пилотке, которая до щемящего в их сердцах тепла похожа на шайкачу.
А это вам не мелкая деталь! И вот почему. Когда наступают опасные и тяжёлые времена, шайкачи снова приходят в моду, - говорит сербский писатель. Шляпы, кепки, да французские беретки, в дни суровых испытаний вешаются на крючок. А вот она, та что в мирные времена – лишь деталь национального костюма, в полночь, сгущающихся над головой туч, превращается в символ униформы. Эх, может, и оттого сербы и в спокойные дни представляются будто на войне.
Сколько бы не был умён и осведомлён иностранный шпион, одного ему не понять – не зная истории и смыла, не постигнуть и сути сербов. Веками она защищает их головы от непогоды и военных поражений.
Головной убор ведёт своё происхождение с XV века, когда шайкаши – гордые речные воины, надевали такие «шляпы» на острые носы своих вёсельных лодок, чтобы таранить турецкие корабли. Приспособление для потопления неприятеля напоминало клюв, а шайкача служила дополнением стилизованного образа чайки. Интересно, что по-сербски эта птица зовётся «галеб», но именно русское звучание «чайка» вложено в название «шайкача».
- О, Бога ти! Шайка птица! – поёт сербский народ, несколько изменяя произношение русской речи.
По образу сей гордой птицы, она должна символизировать собой знак внимания и опасности. «Грустно видеть её на витрине сувенирной лавки»- сетует Момо, «место ей на Вашаре». Народный рынок, не для чужаков.
Таким образом, шайкача одновременно носит характер национальной гордости и единства с северным братом. Надо сказать, возвращаясь из тьмы веков в наши дни, русские националисты так задолбали всех сербских сувенирщиков вопросами о черных шайкачах, что они не так давно таки появились в продаже.
Полвека шайкачи терпеливо переносили терор «титовок», чей облик перенят от чужих войск и полицейских. Те головные уборы столь не естественны и не удобны сербам, что они скидывали их при всяком удобном случае. Был даже такой стишок:
“Ја сам Анка, партизанка,
Носим капу на три рога,
И борим се против Бога!”
В отличие от тех богохульных шляп, шайкача не может быть ни чем иным, кроме как православным головным убором. Вот почему она не скидывается ни перед королём, с которым сербские селяки завсегда были на ты.
Один недостаток шайкачи лишь в том, что в мире и благоденствии она превращается в обычную шляпу и забывает саму себя. Те же, кто Тогда её упорно носил, давно уже в земле.
Добрыня Балканыч
#Сербия
#переводы
#балканы
#мода
#традиции и обычаи