ЧТО ТАКОЕ МЕТРОЛОГИЧЕСКАЯ ПОВЕРКА СЧЕТЧИКА?
Зачем нужна метрологическая поверка?
У нее всего лишь одна главная функция – подтвердить класс точности.
Класс точности - это допустимая погрешность измерения.
Если совсем просто, то метрологическая поверка подтверждает, что электрический счетчик производит измерения заданных характеристиках (напряжения, ток, температура и тд) не превышая допустимое значение погрешности - класс точности. Задача метрологической поверки подтвердить класс точности измерительного прибора.
Если класс точности 0,5S, то метрологическая поверка этот класс точности подтверждает, она нам говори, что счетчик считает с заданной погрешностью. Собственно для этого она и выполняется.
В чем особенности метрологической поверки?
Для всех измерительных приборов обязательность Метрологическое поверки закреплена законодательно. В законе прописано, что каждый измерительный прибор должен иметь метрологическую поверку. Не зависимо счетчик электроэнергии, счетчик воды, полицейская камера измеряющая скорость, бензоколонка весы в магазине и тд. У всех есть метрологическая поверка.
ПЕРВИЧНАЯ МЕТРОЛОГИЧЕСКАЯ ПОВЕРКА
Поверка бывает первичная – это когда на заводе, после изготовления проверяют счетчик.
Давайте разберем на примере: допустим на заводе произвели счетчик и сделали его первичную поверку в момент изготовления, поставили дату поверки - 25.04.2018. Это дата и является датой первичной поверки.
Как это понимать?
У нас закреплено законодательно и отражено в ПУЭ (ПУЭ-7 п.1.5.13-1.5.15) цитата:
"На вновь устанавливаемых трехфазных счетчиках должны быть пломбы государственной поверки с давностью не более 12 мес., а на однофазных счетчиках - с давностью не более 2 лет."
Получается, что с момента первичной поверки мы должны установить счетчик и сдать в эксплуатацию за определенное время - для однофазных счетчиков 2 года, для трехфазных 1 год.
Именно установить и сдать в эксплуатацию. Просто установить не достаточно, его надо именно сдать в эксплуатацию. А чтобы его сдать в эксплуатацию, надо оформить акт приемки узла учета в соответствием 442 постановлением Правительства РФ. Акт оформляет сетевая компания или электросбытовая. При первичной установке - всегда сетевая.
Что делать если в течение установленного срока с момента первичной поверки не успели ввести электросчетчик в эксплуатацию?
Надо делать повторную поверку!
Допустим лежит однофазный электросчетчик на складе, продать за два года его не успели.
Следовательно, продавец должен сделать его повторную поверку.
Невольно возникает вопрос - а на какой срок она будет действовать?
После того, как продавец сделал повторную проверку, у счетчика снова есть два года до ввода в эксплуатацию.
ПЕРИОДИЧЕСКАЯ МЕТРОЛОГИЧЕСКАЯ ПОВЕРКА И МЕЖПОВЕРОЧНЫЙ ИНТЕРВАЛ (МПИ)
Что будет с метрологической поверкой после того, как счетчик сдан в эксплуатацию?
Напомним, о приемке в эксплуатацию счетчика свидетельствует исключительно акт приемки узла учета. Это единственный документ, который свидетельствует о приемке счетчика в эксплуатацию.
Если пришел электрик, поставил счетчик, сказал: «Все нормально, все работает», но НЕ выдал Акт приемки узла учета - счетчик в эксплуатацию не принят!
Лишь после надлежащим образом оформленного Акта приемки узла учета, счетчик считается принятым в эксплуатацию и у нас начинается отчет периода межповерочного интервала.
Межповерочный интервал
Это период времени с момента первичной или периодической поверки на протяжении которого, счетчик, трансформатор и любой другой измерительный прибор гарантированно производит измерения с нормированной погрешность (классом точности).
Межповерочный интервал утверждается в Росстандарте на каждую модель измерительного прибора отдельно в соответствие с методикой измерения, о чем свидетельствует сертификат утверждения типа средств измерений.
Межповерочный интервал, как и дата поверки указыватеся в паспорте измерительного прибора.
Межповерочный интервал действует не с момента ввода в эксплуатацию, а с момента первичной, повторной или очередной поверки.
Именно от даты последней поверки мы отталкиваемся для расчета даты следующей поверки.
Для разных моделей счетчиков межповерочный интервал может быть от 8 до 16 лет. Сейчас максимальный межповерочный интервал 16 лет.
Когда счетчик дорабатывает до межповерочного интервала, у абонента два варианта: сделать метрологическую поверку, или купить и установить новый.
При установке нового счетчика можно столкнуться с рядом сложностей.
Необходимо в обязательном порядке вызывать инспектора из электросбытовой организации (для Москвы и МО - Мосэнергосбыт), договариваться с инспектором, писать письма. Это достаточно трудоемкий процесс.
Можно сделать поверку.
Тут тоже, есть тонкости, и в определенных случаях надо также вызывать инспектора.
Поверка стоит примерно столько же, сколько новый бюджетный электросчетчик.
На текущий момент коммерческая стоимость поверки составляет:
Если это трансформатор тока 380В – 3150 рублей одна штука.
Для сравнения новый трансформатор стоит 600-800 рублей. Заменить трансформатора тока от 1500-5000 рублей в зависимости от сложности.
Высоковольтный трансформатор тока или трансформатор напряжения 10 кВ, 20кВ, 35, 110 и так далее. А снять и поставить новый весьма сложно.
Счетчики электрической энергии – 7500 рублей для абонента юридического лица, в два раза дешевле для абонента физического лица. Но, если счетчиков много – это будет дешевле. 10 счетчиков – будет стоить для абонента юридического лица в районе 3500 рублей за шт.
УСПД АСКУЭ – поверка стоит 12500 рублей за штуку.
О коммерческий условиях поверки более подробнее писали в нашем блоге: https://tmont.ru/blog/oborudovanie-askue/chto-takoe-metrologicheskaya-poverka-schetchikov-elektroenergii.html
Далее переходим к самому интересному:
Как сделать поверку счетчика БЕСПЛАТНО?
В соответствии с последними поправками к закону №102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» (приняты в 27 декабря 2019 года) с 24 сентября 2020 года вступили в силу новые правила поверки счетчиков. Их проект был разработан в рамках реализации национальной программы о цифровой экономике. Изменения направлены на установление приоритета электронной регистрации результатов поверки.
А с 1 июля 2020 года вступил в силу закона № 522-ФЗ об умных счетчиках (подробнее писали об этом здесь: Счетчики поумнели - электричество подорожало! Как понимать закон 522-ФЗ?) и в соответствие с новыми нормами законодательства абонентам, при приближении срока поверки в рамках межповерочного интервала (МПИ), нужно заблаговременно (минимум 180 дней) подать заявление в электросети на замену или поверку счетчика.
Заявление пишется в произвольной форме в двух экземплярах и передается в канцелярию электросетей под роспись с получением входящего номера. У многих филиалов Россетей есть возможность подать заявление через сайт.
ВАЖНО!!! Не полениться и проверить истечение сроков поверки вашего счетчика, если подать заявление менее чем за 180 дней, с большой долей вероятности счетчик придется менять за свой счет!!!
Мы получаем различную обратную связь по работе 522-ФЗ на местах, будем очень признательны, если напишите в комментариях
Как обстоят дела с бесплатной поверкой в вашем регионе?
Спасибо! Ваша обратная связь ляжет в основу новых статей!