О, бородачи!
Царь Петр был уверен, что его сына Алексея сбили с пути истинного попы.
Когда б не монахиня и не Кикин, Алексей не дерзнул бы на такое неслыханное зло. О, бородачи! Всему злу корень – старцы да попы! Отец мой имел дело с одним бородачом, а я – с тысячами!
Эта утверждение было подхвачено историками и публицистами. По официальной версии, царевич Алексей попал под влияние попов и чернецов, которые были противниками новых порядков, реформ и вообще любого прогресса.
Вокруг него объединились идейные противники Петра I, мечтавшие о восстановлении «старины»./ Большая Российская энциклопедия
Впоследствии этот образ развили до приверженца мракобесия. Если царь Петр у историков это идейный слуга народа, продвигающийся вперед и не щадящий живота своего ради блага Отечества, то Алексей по своим взглядам – это некий дьячок, застывший где-то в Средневековье и наплевательски относящийся к своей стране.
Предлагаю разобраться: так ли это? Следует учесть, что царь выносил эти обвинения против попов, находясь во власти личных эмоций, а историки – во власти культа личности Петра Великого.
И кто эти отсталые попы, сторонником которых являлся царевич? Какое зло они сеяли и какие пагубные мысли внушили царевичу Алексею?
Протоиерей Иаков Игнатьев
Иаков (Яков) Игнатьев был духовником царевича Алексея. Он по сути заменил ему отца. Иаков Игнатьев, действительно, имел большое влияние на царевича Алексея. Царевич прислушивался к нему. Сохранилась переписка царевича Алексея с его духовным отцом. Эти письма выдал Тайной канцелярии племянник Иакова Игнатьева спустя три года после смерти царевича. Петр тут же возобновил дело своего сына, и еще много людей пострадало в связи с этими письмами. Однако в письмах нет никаких сведений, свидетельствующих, что духовник поучал царевича чему-то злому, недостойному или склонял к заговору против государя. Священник был образованным и просвещенным человеком. К тому же он был высоких моральных устоев. Царевичу он давал добрые и мудрые советы:
Лета свои с кротостию провождай, да человеком приятен и Богу возлюблен будеши
Духовный отец также советовал царевичу в чужих краях заниматься науками и изучать немецкий. Также он советовал царевичу не предаваться гневу, ибо гнев затмевает разум. А в порыве гнева человек часто выносит несправедливые решения.
… гневодержания удаляйся, гнев мужа правды Божьей не сделает, муж гневлив благодати Божьей не примет, всю свою добродетель погубляет
Местоблюститель Патриаршего престола Стефан Яворский
Митрополит Стефан Яворский был главой Русской православной церкви. Он был образован на европейский манер. Он знал латинский, польский, церковнославянский язык, философию, богословие и многое другое. Именно образованность Яворского привлекла внимание государя Петра I, который и назначил его местоблюстителем Патриаршего престола. Митрополита Яворского даже с натяжкой нельзя было назвать приверженцем русской старины. И этот умнейший, образованнейший и вполне прогрессивный человек поддерживал царевича Алексея.
Когда царевич Алексей находился в Германии, митрополит Стефан Яворский в 1712 году написал проповедь под названием «Казанье». В Успенском соборе в Великий пост он прочитал эту проповедь своим прихожанам. В этой проповеди обращает на себя внимание молитва Святому Алексею.
О угодниче Алексей человек Божий! не забуди и тезоименника твоего, а особеннаго заповедей Божьих хранителя и твоего преисправнаго последователя. Ты оставил еси дом свой: он також де по чужим домам скитается; ты удалился еси родителей: он такожде; ты лишен от рабов слуг и подданных, другов, сродников, знаемых: он такожде; ты человѣкъ Божий: он такожде, истинный раб Христов. Молим убо, святче Божий! Покрый своего тезоименника, нашу едину надежду, покрый его в крове крыл твоих, яко любимаго своего птенца, яко зеницу, от всякого зла соблюди невредимо. Дай нам видети его вскоре, всяким благополучием изобилующа, и его же ныне тешимся воспоминовением, дай возрадоватися счастливым и превозжделенным присутствием!
В этой проповеди идет сопоставление Святого Алексея с царевичем Алексеем, который также скитается по чужим домам, без друзей и близких. Митрополит призывает молиться за царевича, чтобы Бог защитил его от зла, и чтобы царевич благополучно вернулся невредимым. Царевича Алексея митрополит называет «истинным рабом Христовым», «нашей единой надеждой».
Это «Казанье» вызвало бурю негодования властей. Сенаторы по указанию царя изъяли «Казанье», а Яворскому пришлось нести ответ за правду.
Авторитет Яворского был слишком силен у царя Петра, поэтому наказания не последовало.
В отличие от своего духовного отца Иакова Игнатьева, царевич не был близко знаком со Стефаном Яворским.
Об этой его проповеди царевич ничего не знал. Алексею рассказали о ней, когда он находился в Померании. Тогда же он впервые узнал об отношении к нему Яворского.
Яворский до последнего, как мог, поддерживал царевича Алексея. Он не менял своих убеждений, даже рискуя попасть в немилость царя. После смерти царевича полномочия Яворского были сильно ограничены. Он умер в 1722 году, оставив после себя многочисленные литературные и богословские труды и обширную библиотеку.
Видимо, вот эти отсталые попы, по официальной версии в истории, сбили с правильной дороги наследника российского престола царевича Алексея.
Но, я думаю, здесь дело не в отсталости или прогрессивности взглядов священников. И государственное благо или зло для Отечества, которое они будто бы несли, здесь ни при чем. Здесь все сугубо личное. Они посмели иметь собственное мнение, которое не совпадало с мнением царя. И это не могло не разозлить Петра I. Надо же кого-то обвинить в нелюбви сына! А поскольку «Аз есьм царь» и, следовательно, «Аз есьм всегда прав», то во всем виноваты попы.
Хотя в переписке царевича с его духовником не было ничего написано против царя и его царствования, на допросах ни царевич, ни Иаков Игнатьев не скрывали своей ненависти к Петру. Царевич рассказал, что на исповеди как-то признался духовнику, что желает смерти своему отцу. Иаков Игнатьев подтвердил эти слова. Однако заметил, что царевич сказал это в ответ на его вопрос: «Не желаешь ли ты отцу своему смерти?» Царевич ответил: «Да, желаю». На что духовник сказал: «Бог тебя простит. Мы все желаем ему смерти, для того, что в народе тягости много». Следует обратить внимание, что ненависть к царю исходила не из личных побуждений, а из «тягости народной».
За свою дерзость Иаков Игнатьев расплатился головой. Но перед этим его расстригли и пытали вместе с царевичем. После пыток ни царевич, ни Иаков Игнатьев не изменили своих показаний и не повинились за свои высказывания.
Читайте также другие мои статьи о царевиче Алексее:
Царевич Алексей Петрович: Миф о негодном государе
Царевич Алексей Петрович: Всегда ли царь Петр был недоволен сыном?
Тайна царевича Алексея: Предатель или жертва тирана?
#история россии #царевич алексей #духовенство #романовы