Найти тему
Трещинки желтого дома

Можно ли отказаться от греха, который сросся с душой? Как быть, если уже поздно? Или не поздно никогда?

Так рассуждает в повести мой знакомый писатель 57. Лично я с ним не во всем согласен, но в поставленном вопросе не так все однозначно. Можно ли отказаться от греха, который стал твоим "вторым Я"?

Толстой написал: "Жить можно только опьяняясь жизнью". Разумеется, Лев Николаевич не имел в виду алкогольное опьянение. Он имел в виду некий драйв, выражаясь языком современности, кураж, если хотите, который дает чувство эйфории, приподнятости духа, похожее на опьянение. Любой медик скажет, что во время влюбленности в крови человека гуляет целый коктейль из психостимуляторов. И это тоже повышает тонус и дает драйв.

Французский философ, родоначальник атеистического экзистенциализма Альбер Камю писал: "Любимые грехи дают не только наслаждение, но и тонус к жизни". Вот она - чистая психология телесных наслаждений. Но разве можно обойтись без этого? Православие, насколько я понимаю, не призывает радикально отказаться каждому от радостей обыденной жизни, запереться в келье и страдать. Это извращенное понимание того "царственного пути", к которому призывал Христос. Я имею в виду умеренность во всем, в том числе и в наслаждениях. "Все без меры от дьявола", - говорил Пимен Великий. Мы все понимаем, к чему может привести гонка за наслаждениями. Лукавство тут состоит в том, что человек перестает испытывать наслаждение, если он живет гонкой за ними. Человек становится "ослоподобным" - бежит за морковкой, которая висит перед носом, истекает слюной, а дотянуться не может. Так и с тем, кто живет только ради поиска наслаждений: он постепенно проваливается в иллюзорный мир, где наслаждение присутствует только в форме дразниловки.

Однако, как быть тогда, когда у человека уже сформировалась привычка ко греху? Когда он сросся с этим грехом, который стал частью его души? Что делать?

Портрет грешного писателя 57.
Портрет грешного писателя 57.

У меня есть знакомый писатель, который курит всю жизнь. Не так давно у него начались проблемы с легкими. Но врач предупредил, что полностью отказываться от сигарет ему нельзя. Может умереть. Теперь он снижает дозу, но полностью не отказывается. Хотел бы оказаться здоровым, да грехи, как говорится, уже не пускают. Упущено время.

Последний Оптинский старец Никон (Беляев) писал:

"К нам, духовникам, приходят люди, больные душою, каяться в своих грехах, но не хотят с ними расстаться, особенно не хотят расстаться с каким-либо любимым своим грехом. Это нежелание оставить грех, эта тайная любовь ко греху и делает то, что не получается у человека искреннего покаяния, а потому и не получается и исцеления души. Каким человек был до исповеди, таким оставался во время исповеди, таким продолжает оставаться и после исповеди. Не должно быть так".

Да. Так быть не должно. Но что делать тому, у кого грех стал частью его души? Освободиться от него, отрезать - все равно, что оскопить свою плоть. Что делать? Может быть, в таких случаях применим способ моего немощного знакомого писателя, которому врачами было сказано: "Поздно!"? Или не поздно никогда?

Как вы думаете?