Найти в Дзене
Huston Dymaniac

Роман Эрве Ле Теллье "Аномалия" получивший Гонкуровскую премию

...и, как ни странно, его даже читают простые читатели. Книги расходятся, как горячие пирожки. Что же такого интересного в этом романе, что его признали и массовые читатели, и экспертное сообщество?

В первой главе этого романа наемный убийца подмечает: "Никто не представляет, как много наемные убийцы должны Голливуду". Но откуда бы такое знать самому автору? Одноразовые шутки на пару с бесстыдной одержимостью при словесном воссоздании мизансцен заимствованных из теледрамы - типичная для этой книги искрометная игривость. Эрве Ле Теллье в конце концов президент УЛИПО, французской "мастерской потенциальной литературы", чьими мастерами до него были Раймон Кено и Жорж Перек. И то что Ле Теллье сделал в этой книге то, что вполне порадует его предшественников своей парадоксальностью: он написал УЛИПОвский бестселлер, выигравший Гонкуровскую премию и разошедшийся при этом тиражом в миллион копий.

Главы первой части книги в различных романных или телевизионных стилях представляют каждая своего персонажа, по большей части французов и американцев. После киллера Блейка мы знакомимся с писателем Виктором Мизелем, за которым следуют киноредактор Люси, архитектор Андре, музыкант Слимбой, шестилетняя Софи с ее ручной лягушкой, адвокат Джоанна и математики Эдриан и Мередит. История Виктора это уморительная сатира на парижскую литературную сцену: названия двух его плохо продающихся романов "Горы придут, чтобы найти нас" и "Промахнувшиеся неудачи" - у всех на слуху, и при этом он занимается "переводом развлекательных англоязычных бестселлеров, которые низводят литературу до уровня "убогое искусство для убогих". (И он начинает работу над книгой "Аномалия", потому что такой персонаж, разумеется, не может ее не начать)

Прочие описания впечатляют не меньше: Слимбой - нигерийский реппер, мечтающий о возможности совершить каминаут; у Девида диагностирован агрессивный рак; Андре и Люси были раньше в отношениях, а теперь нет. Эдриан и Мередит неуклюже флиртуют друг с другом на вечеринке факультета в МИТ, где "немного текилы в тренировочном зале, в шкафу за фломастерами". Тут Мередит описывает Эдриана: "Для статистика - он слишком мечтателен. У него зеленые глаза, которые делают его похожим на специалиста по теории чисел, однако его длинные волосы выдают в нем спеца по теории игр, однако у него очки логика - в тонкой оправе как у Троцкого и дырявая старая футболка алгебраиста".

Такое лихачесвто из представлений и эмоциональных и комедийных усложнений длится на протяжении ста страниц, до того как наконец завяжется сюжетное действие. Французский воздушный борт AF006 из Парижа в Нью-Йорк к удивлению авиадиспетчерской службы возникает из вихревых потоков нежданного шторма и перенаправляется на военную базу. Почему? Потому, что точно такой же самолет уже приземлялся в аэропорту имени Джона Кеннеди, после того как неожиданно возник из шторма три месяца назад. Не самолет с таким же бортовым номером, а именно этот самолет, с этими же людьми на борту. И угадайте, что связывает всех людей которых мы встретили в самолете: Теперь существуют две копии Блейка, Виктора, Люси, Джоаны и остальных - кроме Эдриана и Мередит, которых вместо карантина утаскивают консультировать американское правительство по поводу того, что вся эта ситуация может означать, в то время как незванных гостей размещают в голливудском ангаре для съемок фильмов.

Наконец, в совместном обсуждении находится наиболее вероятное объяснение ситуации - все мы существуем в симуляции. Не как в Матрице, где люди реальны, но порабощены машинами; а вместо этого сами мы не более чем компьютерные программы, запущенные в огромной симуляции под надзором чужой цивилизации с непредставимой технологической мощью. Специалисты объясняют это со ссылкой на "гипотезу симуляции" оксфордского философа Ника Бострома, которая немного похожа на пангалактическую религию известную как "Истина" из сай-фай вселенной Иэна Бэнкса.

Но если эта теория правдива, что же означает такое внезапное дублирование полного людей воздушного судна? Может быть это тест, предполагают персонажи. А как человечество узнает что провалило тест? В то время как исследователи и военные спорят, оставшаяся часть романа следует за персонажами, пока те в различных ситуациях встречают своих двойников. Правильно ли разделить жизнь с человеком, который считает что он - это ты? Признать ли в нем своего давно потерянного близнеца? Или двойник должен исчезнуть?

После соответствующе смехотворного финала, мы остаемся с отголосками фантазий, основанной на других фантазиях. Ле Теллье описывает мир уплощенный в непревзойденной легкости представления(где некоторые все еще помнят времена, "когда слишком много фотографий еще не убили фотографирование"). Утверждает ли автор, что великий бог Нетфликс стал для нас способом опознания мира по умолчанию? В любом случае вполне уместно, что права на экранизацию уже проданы. Из телевидения Аномалия вышла в телевидение она и уйдет

#писатели #современная литература #что почитать #рецензии #литература #французский роман