Найти тему
Татьяна Корчма

Когда и почему закрылись филиалы косметической компании Mary Kay в других странах

Оглавление

Ежедневно кто-то ищет ответы на такие вопросы и через поисковик приходит на канал "Татьяна Корчма". Давайте посмотрим когда, где и почему открывались и закрывались отделения американской косметической компании "Mary Kay".

Фото с сайта www.Pixabay.com
Фото с сайта www.Pixabay.com

Открытие, которого могло и не быть

Известно, что в проекте "Красота от Мэри Кэй" всё планировалось как у всех: руководители и персонал из наёмных работников. Мало кто знает, что Дайлин Вайт вообще-то должна была работать там бухгалтером - заполнять документы, принимать выручку и сводить в баланс дебет и кредит. Мэри Кэй занималась бы только обучением персонала, как и её подруга Мэри Кроули в своей компании "Домашние интерьеры и подарки".

Аренда маленького офиса в модном комплексе Эксчейндж Парк в Далласе была нужна только для обслуживания клиентов, а их надеялись найти среди пяти тысяч других арендаторов и посетителей. Не предполагалось ничего глобального и международного. Джорджу Холленбеку, как и его жене Мэри Кэй до пенсии нужно было проработать ещё почти двадцать лет, а это немало, верно? Вот они и решили, что продавать косметику выгоднее, чем какие-то другие товары. Метод прямых продаж был востребован в США с 1886 года, таких компаний тогда были тысячи.

Однако 13 сентября 1963 года Мэри Кэй и её сын Ричард Раймонд открыли компанию, в которой из наёмных работников были только они двое. Позднее наняли секретаря, через год она решила, что быть Независимым консультантом по красоте гораздо интереснее и выгоднее, и на её место взяли другую

Почему Дайлин Вайт и восемь других женщин не были наёмными работниками компании Мэри Кэй? Элементарно, на это не было денег - товары на продажу имелись, офис был, зато никаких гарантий, что идея не провалится сразу или чуть позже.

Что важно понимать: на тот момент любой желающий не смог бы стать продавцом косметики "Avon" или сковородок в "СтэнХоум" - вакансии были наперечёт и брали на них только действительно сильных продавцов. Между ними были поделены все районы и это такая же работа по найму, как и любая другая.

А Мэри Кэй сделала по-своему: стать консультантом могла любая женщина и на удобных для неё условиях по времени, объёму и доходам. Никакой зарплаты и соцпакета от компании. Пополам разделим нашу работу и доход. Тогда-то и родился миф, что с таким подходом у компании "Mary Kay" есть большие шансы развалиться и закрыться в самое короткое время.

Как видим, такой подход в компаниях прямых продаж - сотрудничество с независимым торговым штатом и напрямую с покупателями стал самым популярным не только в США, а и во многих других странах мира. Мэри Кэй Эш оказалась права - так гораздо выгоднее для всех.

Скриншот с сайта www.marykay.ru
Скриншот с сайта www.marykay.ru

Зарубежные отделения компании "Mary Kay"

Повторю, что в 1963 году Мэри Кэй не планировала сделать компанию международной. Тогда единственной такой компанией прямых продаж, предлагавшей косметику и имевшей отделения в других странах была "Avon" (та самая, открытая под другим названием в 1886 году). Почти через 30 лет Мэри Кэй Эш предприняла попытку присоединить "Avon" к своей компании и купила солидный пакет акций, но не смогла. Зато взяла курс на массированное открытие собственных зарубежных отделений и преуспела в этом.

А как Австралия. www.Pixabay.com
А как Австралия. www.Pixabay.com

Самое первое отделение - в Австралии - открылось в 1971 году, можно сказать, случайно. В эту страну переехал жить то ли наёмный сотрудник офиса "Mary Kay", то ли кто-то из первых Директоров, точно неизвестно. Как и пол этого человека. Известно, что он (она) открыл там свою компанию по продаже косметики и предложил Мэри Кэй начать продавать её товары. Спустя 20 лет, в 1991 году открылось отделение "Mary Kay" по соседству - в Новой Зеландии. В 2020 году оба отделения были закрыты, как и "Avon" - после глобальной природной катастрофы 2019 года, когда за полгода жара, ветер и сухие грозы нанесли урон природе, населению и экономике этих стран, возможностей для ведения мелкого бизнеса резко стало меньше. Говорят, что в Австралии было четыре Национальных Директора и они вышли на пенсию (то есть были в возрасте 65 лет и старше), а на смену им никто не пришёл. Печально(

Второе отделение - в Канаде - открыли в 1978 году, а фактически в этой стране косметику "Mary Kay" уже продавали несколько лет. Это отделение работает до сих пор.

Третье отделение - в Аргентине - открылось в 1980 году, а дальше был длительный перерыв, потому что компания "Mary Kay" активно росла и развивалась внутри США.

Если в Австралии были те, кто знал о косметике "Mary Kay", то открытие отделений в Уругвае (1984), Германии (1986), Брунее, Малайзии, Сингапуре, Таиланде (все в 1988), Чили (1989) было связано с американскими военными базами в этих странах - жёны военнослужащих охотно становились Независимыми консультантами по красоте и продавали косметику семьям своих сослуживцев. Сейчас в официальном списке компании "Mary Kay" нет Чили, Брунея, Таиланда. Остальные отделения успешно работают.

Наиболее активно зарубежные отделения компании "Mary Kay" открывались в 1990-х и это была целенаправленная стратегия захвата новых рынков и расширения.

1991 год - Тайвань, Новая Зеландия (закрыто в 2020), Гватемала.

1992 год - Испания, Швеция.

1993 год - Россия, Норвегия, Бермуды (закрыто), Великобритания и Ирландия.

1994 год - Япония (закрыто), Бразилия.

1995 год - Китай, Португалия.

1996 год - Финляндия.

1997 год - Украина, Чехия.

1999 год - Гонконг, Сальвадор.

Начало 2000-х в плане начала работы в новых странах выглядело не таким впечатляющим:

2000 год - Казахстан, Филиппины, Словакия.

2001 год - Южная Корея (закрыто).

2005 год - Молдова.

2006 год - Польша (к этой стране приписаны и те, кто работают в Литве, Латвии, Эстонии).

2007 год - Индия (закрыто в 2013).

2010 год - Армения.

2014 год - Беларусь.

Не удалось найти в каком году были открыты отделения компании "Mary Kay" в Колумбии, Перу, Нидерландах, Швейцарии (все они работают и сейчас). Казахское отделение обслуживает Директоров компании "Mary Kay" из Узбекистана, Туркмении, Киргизии, Таджикистана.

В Российском отделении были Директора компании "Mary Kay" из Монголии, Вьетнама, Азербайджана.

Иллюстрация с сайта www.Pixabay.com
Иллюстрация с сайта www.Pixabay.com

Почему закрывают отделения компании "Mary Kay"?

Причины могут быть самыми разными. В Японии и Южной Корее, вероятно, слишком сильная конкуренция со стороны местных компаний прямых продаж.

В Индии компания "Mary Kay" сделала крупные инвестиции в надежде на огромный рынок - всё-таки население превышает миллиард человек. Однако там часто и слишком непредсказуемо менялось законодательство и вводились ограничения на прямые продажи и сетевой маркетинг.

В Австралии и Новой Зеландии, как написано выше, причиной закрытия отделений компании "Mary Kay" стала природная аномалия, форс-мажорные обстоятельства.

А как в России?

Отделение компании "Mary Kay" открылось в России 13 сентября 1993 года и через год отпразднует своё 30-летие (а компания "Mary Kay" в США - 60-летие).

В России объём продаж косметики "Mary Kay" в оптовых ценах за 1993 год составил 25 миллионов долларов Через 3 года работы, в 1997 году было продано косметики "Mary Kay" в оптовых ценах на 464,6 миллионов рублей. Мне удалось найти в журнале "Аплодисменты" за июль 1997 года списки победительниц Семинарского года 1996-1997 гг. - их результаты ошеломляют. Смотрите сами:

Минимальный заказ косметики стоил 200 долларов в оптовых ценах В Круге Признания тогда были - 71 Директор по продажам (годовой объём продаж не менее 250 тысяч долларов в оптовых ценах). Десятка лучших Директоров вместе со своими Бизнес-группами продали косметики на 44,7 миллионов долларов.

Первое место заняла Директор Татьяна Каверзнева с результатом 31488,89 базовых единиц (или более 6,3 миллионов долларов в оптовых ценах или более 126 миллионов рублей в розничных ценах 2022 г. ).

Татьяна Каверзнева на обложке журнала "Аплодисменты" (Россия) за май 2003 года. Из моей личной коллекции
Татьяна Каверзнева на обложке журнала "Аплодисменты" (Россия) за май 2003 года. Из моей личной коллекции

В 1998 году, как известно, в России произошёл финансовый кризис и валютный курс колоссально вырос. Однако компания "Mary Kay" не только не закрыла свое отделение в России, а предприняла серьёзные шаги для смягчения сложной ситуации: были упрощены условия программ и уменьшен размер минимального заказа косметики.

Через 10 лет, в 2007 году было продано косметики на 6,3 миллиардов рублей в оптовых ценах (чистая прибыль 466 миллионов рублей), в 2008 году - на 7,7 миллиардов рублей (чистая прибыль 662 миллиона рублей).

В 2019 году компания "Mary Kay" продала в России косметики на 6,7 миллиардов рублей (без учёта НДС), в тяжёлом для всех 2020 году - чуть больше - 6,9 миллиардов рублей (без учёта НДС).

Хорошо управляемый бизнес переживёт любые изменения в высших эшелонах власти. Если в отсутствие своего создателя бизнес не сумел развиваться и процветать, то я бы сказала: основатель не смог осуществить задачу создания сильной профессиональной команды.
Мэри Кэй Эш

Экономические кризисы - это обычное явление, хотя и всегда неприятное и сопровождается переоценкой ценностей и потерями. Сейчас трудно всем. Однако история компании "Mary Kay" показывает, что всегда есть резервы для роста и возможности для преодоления трудностей. Всё зависит от личного отношения к кризису - как к новым возможностям или как к опасности - выбор всегда есть.

Подпишитесь на канал "Татьяна Корчма", чтобы первыми узнавать обо всём самом интересном и расскажите об этом в социальных сетях ОК, ВК, Meta, Telegram, WhatsApp, Viber. Очень жду Ваши комментарии и обещаю в ближайшее время продолжить тему Татьяна Корчма, 14 января 2022 года

Что ещё почитать (ссылки):

С "Mary Kay" жизнь точно не будет прежней: мужская компания для женщин, косметика для богатых, работа для сильных, шанс для...

Сын Мэри Кэй Эш - кто он - морская пехота, помощь маме, заработал личный миллиард долларов на продаже косметики

Карьера в прямых продажах для Вас - почему именно сейчас - знаю и объясню