Ежедневно кто-то ищет ответы на такие вопросы и через поисковик приходит на канал "Татьяна Корчма". Давайте посмотрим когда, где и почему открывались и закрывались отделения американской косметической компании "Mary Kay".
Открытие, которого могло и не быть
Известно, что в проекте "Красота от Мэри Кэй" всё планировалось как у всех: руководители и персонал из наёмных работников. Мало кто знает, что Дайлин Вайт вообще-то должна была работать там бухгалтером - заполнять документы, принимать выручку и сводить в баланс дебет и кредит. Мэри Кэй занималась бы только обучением персонала, как и её подруга Мэри Кроули в своей компании "Домашние интерьеры и подарки".
Аренда маленького офиса в модном комплексе Эксчейндж Парк в Далласе была нужна только для обслуживания клиентов, а их надеялись найти среди пяти тысяч других арендаторов и посетителей. Не предполагалось ничего глобального и международного. Джорджу Холленбеку, как и его жене Мэри Кэй до пенсии нужно было проработать ещё почти двадцать лет, а это немало, верно? Вот они и решили, что продавать косметику выгоднее, чем какие-то другие товары. Метод прямых продаж был востребован в США с 1886 года, таких компаний тогда были тысячи.
Однако 13 сентября 1963 года Мэри Кэй и её сын Ричард Раймонд открыли компанию, в которой из наёмных работников были только они двое. Позднее наняли секретаря, через год она решила, что быть Независимым консультантом по красоте гораздо интереснее и выгоднее, и на её место взяли другую
Почему Дайлин Вайт и восемь других женщин не были наёмными работниками компании Мэри Кэй? Элементарно, на это не было денег - товары на продажу имелись, офис был, зато никаких гарантий, что идея не провалится сразу или чуть позже.
Что важно понимать: на тот момент любой желающий не смог бы стать продавцом косметики "Avon" или сковородок в "СтэнХоум" - вакансии были наперечёт и брали на них только действительно сильных продавцов. Между ними были поделены все районы и это такая же работа по найму, как и любая другая.
А Мэри Кэй сделала по-своему: стать консультантом могла любая женщина и на удобных для неё условиях по времени, объёму и доходам. Никакой зарплаты и соцпакета от компании. Пополам разделим нашу работу и доход. Тогда-то и родился миф, что с таким подходом у компании "Mary Kay" есть большие шансы развалиться и закрыться в самое короткое время.
Как видим, такой подход в компаниях прямых продаж - сотрудничество с независимым торговым штатом и напрямую с покупателями стал самым популярным не только в США, а и во многих других странах мира. Мэри Кэй Эш оказалась права - так гораздо выгоднее для всех.
Зарубежные отделения компании "Mary Kay"
Повторю, что в 1963 году Мэри Кэй не планировала сделать компанию международной. Тогда единственной такой компанией прямых продаж, предлагавшей косметику и имевшей отделения в других странах была "Avon" (та самая, открытая под другим названием в 1886 году). Почти через 30 лет Мэри Кэй Эш предприняла попытку присоединить "Avon" к своей компании и купила солидный пакет акций, но не смогла. Зато взяла курс на массированное открытие собственных зарубежных отделений и преуспела в этом.
Самое первое отделение - в Австралии - открылось в 1971 году, можно сказать, случайно. В эту страну переехал жить то ли наёмный сотрудник офиса "Mary Kay", то ли кто-то из первых Директоров, точно неизвестно. Как и пол этого человека. Известно, что он (она) открыл там свою компанию по продаже косметики и предложил Мэри Кэй начать продавать её товары. Спустя 20 лет, в 1991 году открылось отделение "Mary Kay" по соседству - в Новой Зеландии. В 2020 году оба отделения были закрыты, как и "Avon" - после глобальной природной катастрофы 2019 года, когда за полгода жара, ветер и сухие грозы нанесли урон природе, населению и экономике этих стран, возможностей для ведения мелкого бизнеса резко стало меньше. Говорят, что в Австралии было четыре Национальных Директора и они вышли на пенсию (то есть были в возрасте 65 лет и старше), а на смену им никто не пришёл. Печально(
Второе отделение - в Канаде - открыли в 1978 году, а фактически в этой стране косметику "Mary Kay" уже продавали несколько лет. Это отделение работает до сих пор.
Третье отделение - в Аргентине - открылось в 1980 году, а дальше был длительный перерыв, потому что компания "Mary Kay" активно росла и развивалась внутри США.
Если в Австралии были те, кто знал о косметике "Mary Kay", то открытие отделений в Уругвае (1984), Германии (1986), Брунее, Малайзии, Сингапуре, Таиланде (все в 1988), Чили (1989) было связано с американскими военными базами в этих странах - жёны военнослужащих охотно становились Независимыми консультантами по красоте и продавали косметику семьям своих сослуживцев. Сейчас в официальном списке компании "Mary Kay" нет Чили, Брунея, Таиланда. Остальные отделения успешно работают.
Наиболее активно зарубежные отделения компании "Mary Kay" открывались в 1990-х и это была целенаправленная стратегия захвата новых рынков и расширения.
1991 год - Тайвань, Новая Зеландия (закрыто в 2020), Гватемала.
1992 год - Испания, Швеция.
1993 год - Россия, Норвегия, Бермуды (закрыто), Великобритания и Ирландия.
1994 год - Япония (закрыто), Бразилия.
1995 год - Китай, Португалия.
1996 год - Финляндия.
1997 год - Украина, Чехия.
1999 год - Гонконг, Сальвадор.
Начало 2000-х в плане начала работы в новых странах выглядело не таким впечатляющим:
2000 год - Казахстан, Филиппины, Словакия.
2001 год - Южная Корея (закрыто).
2005 год - Молдова.
2006 год - Польша (к этой стране приписаны и те, кто работают в Литве, Латвии, Эстонии).
2007 год - Индия (закрыто в 2013).
2010 год - Армения.
2014 год - Беларусь.
Не удалось найти в каком году были открыты отделения компании "Mary Kay" в Колумбии, Перу, Нидерландах, Швейцарии (все они работают и сейчас). Казахское отделение обслуживает Директоров компании "Mary Kay" из Узбекистана, Туркмении, Киргизии, Таджикистана.
В Российском отделении были Директора компании "Mary Kay" из Монголии, Вьетнама, Азербайджана.
Почему закрывают отделения компании "Mary Kay"?
Причины могут быть самыми разными. В Японии и Южной Корее, вероятно, слишком сильная конкуренция со стороны местных компаний прямых продаж.
В Индии компания "Mary Kay" сделала крупные инвестиции в надежде на огромный рынок - всё-таки население превышает миллиард человек. Однако там часто и слишком непредсказуемо менялось законодательство и вводились ограничения на прямые продажи и сетевой маркетинг.
В Австралии и Новой Зеландии, как написано выше, причиной закрытия отделений компании "Mary Kay" стала природная аномалия, форс-мажорные обстоятельства.
А как в России?
Отделение компании "Mary Kay" открылось в России 13 сентября 1993 года и через год отпразднует своё 30-летие (а компания "Mary Kay" в США - 60-летие).
В России объём продаж косметики "Mary Kay" в оптовых ценах за 1993 год составил 25 миллионов долларов Через 3 года работы, в 1997 году было продано косметики "Mary Kay" в оптовых ценах на 464,6 миллионов рублей. Мне удалось найти в журнале "Аплодисменты" за июль 1997 года списки победительниц Семинарского года 1996-1997 гг. - их результаты ошеломляют. Смотрите сами:
Минимальный заказ косметики стоил 200 долларов в оптовых ценах В Круге Признания тогда были - 71 Директор по продажам (годовой объём продаж не менее 250 тысяч долларов в оптовых ценах). Десятка лучших Директоров вместе со своими Бизнес-группами продали косметики на 44,7 миллионов долларов.
Первое место заняла Директор Татьяна Каверзнева с результатом 31488,89 базовых единиц (или более 6,3 миллионов долларов в оптовых ценах или более 126 миллионов рублей в розничных ценах 2022 г. ).
В 1998 году, как известно, в России произошёл финансовый кризис и валютный курс колоссально вырос. Однако компания "Mary Kay" не только не закрыла свое отделение в России, а предприняла серьёзные шаги для смягчения сложной ситуации: были упрощены условия программ и уменьшен размер минимального заказа косметики.
Через 10 лет, в 2007 году было продано косметики на 6,3 миллиардов рублей в оптовых ценах (чистая прибыль 466 миллионов рублей), в 2008 году - на 7,7 миллиардов рублей (чистая прибыль 662 миллиона рублей).
В 2019 году компания "Mary Kay" продала в России косметики на 6,7 миллиардов рублей (без учёта НДС), в тяжёлом для всех 2020 году - чуть больше - 6,9 миллиардов рублей (без учёта НДС).
Хорошо управляемый бизнес переживёт любые изменения в высших эшелонах власти. Если в отсутствие своего создателя бизнес не сумел развиваться и процветать, то я бы сказала: основатель не смог осуществить задачу создания сильной профессиональной команды.
Мэри Кэй Эш
Экономические кризисы - это обычное явление, хотя и всегда неприятное и сопровождается переоценкой ценностей и потерями. Сейчас трудно всем. Однако история компании "Mary Kay" показывает, что всегда есть резервы для роста и возможности для преодоления трудностей. Всё зависит от личного отношения к кризису - как к новым возможностям или как к опасности - выбор всегда есть.
Подпишитесь на канал "Татьяна Корчма", чтобы первыми узнавать обо всём самом интересном и расскажите об этом в социальных сетях ОК, ВК, Meta, Telegram, WhatsApp, Viber. Очень жду Ваши комментарии и обещаю в ближайшее время продолжить тему Татьяна Корчма, 14 января 2022 года
Что ещё почитать (ссылки):
Карьера в прямых продажах для Вас - почему именно сейчас - знаю и объясню