Найти в Дзене

Робин Хобб «Сага о Видящих»: Трагедия власти и к ней приближенных

СПб.: Азбука — Терра. Серия: Азбука-fantasy. Иллюстрация на обложке Майкла Уэлана.
СПб.: Азбука — Терра. Серия: Азбука-fantasy. Иллюстрация на обложке Майкла Уэлана.

Одно из главных достоинств серии – это ее герой. Фитц – сирота, лишенный детства и родительской ласки. У него доброе сердце, и на тяжкие прегрешения он идет от крайней нужды или по приказу.

Он – сын покойного принца, и его забирают в замок. Мальчик окружен родственниками – дедом-королем, дядьями, тетями, но все относятся к нему холодно, ведь он – незаконнорожденный. Он должен стать инструментом для интриг, пешкой на королевской доске. Поэтому двоюродный дед учит его мастерству убийцы. Еще один наставник, из тех, кому можно доверять – суровый, но справедливый конюх, друг покойного отца. Вскоре Фитцу придется проверить навыки, убрав неугодную власти политическую фигуру.

Прием испытан еще Достоевским, но им широко пользовались Джин Вулф, Джоан Роулинг и Джордж Мартин. Создай героя, глубоко его охарактеризуй, а затем хорошенько помучай.

Это одна из самых печальных трилогий классического фэнтези, когда-либо созданных. Не унылая, не мрачная… Печальная. Такое качество трудно выверить, не скатившись в жестокость или чрезмерную сентиментальность. У каждого персонажа – своя болячка, не дающая жить нормально.

Фрагмент обложки "Ученика убийцы". Иллюстраторы:  Michael Whelan и John Howe
Фрагмент обложки "Ученика убийцы". Иллюстраторы: Michael Whelan и John Howe

Герой с возлюбленной – не могут быть вместе. Единственный настоящий друг Шут вынужден притворяться идиотом и терпеть ото всех побои. Король – печален и болен. Отца мальчик не знал. Мачеха – одинока. Наставник-конюх – тоже одинок, и потом оказывается, что потерял любовь всей жизни из-за личных убеждений и преданности господину.

Единственный настоящий злодей – это младший сын короля, плетущий интриги против всех сразу. Но поговаривают, что не бывает злых, бывают несчастные. Он трагично потерял мать, и винит в этом весь свет, не исключая собственного отца.

Казалось бы, составляющих для интересной истории уже достаточно, но автор вводит новую фигуру. Даже не фигуру, а почти стихию, которая запросто может смести все с доски.

Обезличенная угроза – орды пиратов, что вырезают целые города, а выживших превращают в кровожадных "зомби".

Но при всех ужасах женскому перу Робин Хобб удалось создать настоящий уют в своих историях. Этому способствует описание быта, обедов, а во второй части герой редко отлучается из замка, который сам по себе уютен.

pixabay.com
pixabay.com

А теперь поговорим о вещах, что могут затруднить чтение. Например о том, что, в отличие от Джорджа Мартина, все дворцовые интриги проходят от лица одного персонажа. И читатель долгое время остается в неведении, потому что герой – лицо при дворе незначительное. И много слоняется по коридорам, по конюшням, иногда по магазинам, но не знает истинного положения дел.

Второй том получился более камерным, без дальних выездов и посвящен замковым интригам. Но в третьем, будто в извинение, масштаб вырастает, и читатель получит долгожданные ответы.

Робин Хобб повезло, что на момент выхода первой части тренд на убийц в фэнтези еще не утвердился, иначе наверняка к книгам про ученика убийцы были бы завышенные ожидания. Тут у нас совсем не тот герой, что молниеносно и хладнокровно устраняет любую цель. Хотя постепенно он и обретет воинское мастерство.

Цикл не получил заслуженной популярности на фоне того же Мартина и, отчасти, «Ведьмака», во многом потому, что автор решила сосредоточиться на персонажах, а не на элементах фэнтези. Герою отказывают в магическом обучении, да и его талант ближе к телепатии, чем к классическим заклинаниям, вроде молний и огненных шаров. Фитц может заводить ментальную связь с животными, что запрещено. По-настоящему трилогия превращается в эпическое фэнтези только в завершающем томе.

Важная деталь! Относительная медлительность событий подчеркивает тяжесть принимаемых героем решений. И неспроста – в одной из следующих трилогий они ему сильно аукнутся!

К слову, вторая книга цикла называется «Королевский убийца». А спустя 10 лет Патрик Ротфусс, даже не скрывая источника вдохновения, начал цикл «Хроника убийцы короля». Герой – тоже сирота с магическим даром. А повествование неторопливое и внимательное. И автор тоже не торопится раскрывать интригу главных событий. К сожалению, в чем Патрик Ротфусс не сможет поспорить с Робин Хобб – так это в скорости написания новых частей…

Писательница выпустила еще несколько трилогий во Вселенной Элдерлингов, но «Сага о Видящих» – наиболее драматичная.

Семейная трагедия, навеянная Шекспиром, рассказывает, как тяжело быть у власти. Особенно, когда у тебя ее почти нет, но она всегда рядом, и ты – ее раб. Если вам хочется посмотреть на элиту другими глазами, почитайте и убедитесь, что власть имущие часто имеют даже меньше свободы, чем народ, который их боготворит или, наоборот, их презирает.

А если мы вас заинтересовали, но еще не убедили прочитать (весьма немаленький!) цикл, то советуем начать с повести «Своевольная принцесса и Пегий Принц». Это, подобно «Хоббиту» к «Властелину колец», своеобразный приквел. Несмотря на небольшой размер, история успевает рассказать почти про целое поколение правящей династии Видящих, не исключая бастарда. История трагична и полна интриг, но финал вызывает надежду. В общем, в повести – все лучшие черты основного цикла, но при этом она самостоятельна.

Благодарим Вас за внимание! Будем рады любой Вашей оценке или комментарию! У нас также есть материалы про другие фэнтези циклы. Например, про циклы Раймонда Фейста или Роберта Асприна.