Найти тему

Зимний усадебный пейзаж в лирике А. М. Жемчужникова (1890-1900 г.г.) - необычность образно-цветового решения

Алексей Михайлович Жемчужников (10 февраля 1821-25 марта 1908 г.г.) - русский лирический поэт, которому было даровано и творческое долголетие, и признание современников; в 1900 году А.М. Жемчужников был удостоен звания Почётного Академика Санкт-Петербургской Академии наук.

А.М. Жемчужников, 1859 год
А.М. Жемчужников, 1859 год

Но собственные оригинальные стихотворения А.М. Жемчужникова, в годы его молодости печатавшиеся на страницах петербургских журналов "Вестник Европы", "Северный вестник", "Русская мысль" были изданы отдельной книгой только в 1892 году. Сборник "Стихотворения" вызвал поток восторженных откликов читателей; в 1900 году увидел свет сборник "Песни старости".

В феврале 1892 года в "Автобиографическом очерке", сопровождавшем поэтический сборник, А.М. Жемчужников даёт следующее объяснение, отвечая на вопрос о том, почему так поздно был издан сборник "Стихотворения" (хотя многие художественные произведения, помещённые в сборнике, были опубликованы значительно раньше):

"До сих пор не было издано ни одного сборника моих стихотворений, и я представляю едва ли не единственный у нас пример поэта, дожившего до 71-го года и не издавшего ни одного такого собрания. Это произошло оттого, что в юности я просто не заботился об издании мною написанного; а потом всё откладывал это дело - должен признаться - из самолюбия. Я охотно согласился на издание сочинений популярного Козьмы Пруткова, тем более, что не я один нахожусь за них в ответственности. А стихи за подписью моего имени… это — другое дело. Я никогда не был популярен. Отзывы обо мне появлялись в печати очень редко, и, может быть, по той, между прочими, причине, что я, не издавая собрания моих произведений, не подавал повода замолвить о них слово. Несколько последних лет я был в постоянной нерешительности. Мне все хотелось написать еще что-нибудь получше прежнего, и я не терял надежды, что это исполню. Теперь издаю полное собрание моих стихотворений, но не потому, что надежда моя исполнилась, а потому, что, наконец — пора! В мои лета откладывать исполнение чего-либо на будущее время — не приходится. Пора подвести итоги и представить обществу отчет в моей литературной деятельности, какова бы она ни была"
А.М. Жемчужников. "Автобиографический очерк."
А.М. Жемчужников. Избранные произведения. М.-Л.: Советский писатель, 1963.

В поэтическом наследии А.М. Жемчужникова есть два стихотворения, созданные как отклик на хвалебные отзывы литературной критики и читающей публики на сборник, изданный в 1892 году:

Себе
В родной семье певцов почтен не будешь ты
Ни шумной славою, ни славой долговечной;
Но ты оставишь след возвышенной мечты,
И скорби искренней, и думы человечной.
5 февраля 1893.
Неизбалованный поэт,
Я в добрый час, сверх ожиданья
Успел привлечь к себе вниманье
Уже на позднем склоне лет.
Благодаря стихотвореньям
Мне посвящается хвала
За неподатливость внушеньям
Нас усыпляющего зла.
"Словам забытым" зная цену,
Да, ничего я не забыл,
И суд сограждан не клеймил
Меня ни разу за измену.
И вот сочувствие мне есть,
Есть отклик песням запоздалым...
Недостаёт лишь только честь
Уколов мне сердитым жалом
За верность вечным идеалам...
Апрель 1893.

Эпиграф к данному стихотворению звучит так: Habent sua fata libelli (Книги имеют свою судьбу).

Думается, подобный эпиграф далеко не случаен: Алексей Михайлович Жемчужников прекрасно понимал, как важно сохранить верность нравственным идеалам, верность собственным убеждениям, - именно в этом залог противостояния безжалостному ходу времени, а порой - залог противостояния жестокой переменчивости человеческой жизни. Но будет несправедливо не вспомнить о том, что читающей публике Петербурга и Москвы А.М. Жемчужников был известен как соавтор небольшой писательской группы, выступавшей под коллективным псевдонимом "Козьмы Пруткова". В 1854 году в юмористическом разделе журнала "Современник" были опубликованы "прутковские" стихотворные пародии, литературные и политические анекдоты, поучительные короткие басни. В середине 1850-х годов литературная слава приходит к коллективу соавторов, создавших образ Козьмы Пруткова, расширяется круг их литературных знакомств.

В круг соавторов, выступавших под псевдонимом "Козьма Прутков", помимо Алексея Жемчужникова, входили его братья - Владимир и Александр, а также их двоюродный брат - Алексей Константинович Толстой. Усадьба А.К. Толстого "Пустынька" под Петербургом стала местом встреч соавторов творческого наследия "Козьмы Пруткова".

Шумный успех сочинений "Козьмы Пруткова", отдельные публикации собственных произведений в журналах "Современник", "Отечественные записки", "Библиотека для чтения" - прекрасный период открытого общения и литературного успеха - закончился в 1859 году для Жемчужникова. С 1859 по 1869 год он не печатается и почти ничего не пишет. Почему?… Ни в мемуаристике, ни в "Автобиографическом очерке" нет прямого ответа на этот вопрос.

А.М. Жемчужников в не присоединяется ни к одному из литературных направлений; он очень строг и взыскателен к себе, как к поэту и литератору. Честность и мужество отличают гражданскую позицию А.М. Жемчужникова в 1860-е годы; он чужд фарисейства и лжи, избегает участия в пустых политических дискуссиях. В 1863 году А.М. Жемчужников уезжает с семьёй за границу. Жемчужников живёт в Германии, в Северной Италии, во Франции - переезжая из страны в страну по делам службы. (По образованию А.М. Жемчужников был юрист-правовед: в 1841 году он закончил Петербургское Училище правоведения).

За границей Жемчужников продолжал интересоваться литературой, много читал. Часто бывая во Франции, он общался по литературным вопросам с И.С. Тургеневым; кроме того, он стал читателем знаменитой Русской Общественной библиотеки в Париже.

В 1884 году А.М. Жемчужников возвращается в Россию, культурных и духовных связей с которой он никогда не разрывал. В "Автобиографическом очерке" поэт высказывается так:

"...В 1884 году я вернулся в Россию, и все последние годы мне писалось более, чем когда-нибудь в моей жизни. Мне казалось - и продолжает казаться до сих пор, - что у меня есть что сказать, и мне хочется высказываться."

Но по-прежнему он остаётся верен себе: активно участвуя в литературной жизни Петербурга, активно печатаясь в периодике, Жемчужников очень требователен и критичен к себе, как к литератору. Он не только много пишет и печатается, но и собирает свои стихотворения в отдельные поэтические сборники.

В предисловии к сборнику "Песни старости" (1899 год), Жемчужников писал:

"В последние годы я проживал и в деревне, и в городе… Лето я проводил и у себя в Павловке (Елецкого уезда Орловской губернии), и у моих родных: в Стенькине (имение А.С.Мерхелевича близ Рязани), а с 1896 года постоянно в Ильиновке (имение мужа моей старшей дочери, М.А. Баратынского, в Кирсановском уезде Тамбовской губернии)."

Далеко не случайно так пристально и точно поэт перечисляет топонимы старинных усадеб: каждое стихотворение 1880-1890-1900-х годов имеет точную датировку, и очень часто - указание места, где оно было написано. Почему же это так важно для читательского восприятия? Что такое "Усадебная Лирика" в понимании А.М. Жемчужникова?

"Лирика - один из трёх основных родов литературы (наряду с эпосом и драмой), установленных ещё в античную эпоху… Как бы ни был у лирического поэта широк тематический диапазон, на всём лежит печать его индивидуальной оценки и личных пристрастий, в отличие от эпического поэта, который в силу своей позиции стремится к объективному изображению...
Самонаблюдение и глубоко личная трактовка переживаний становятся у лирика основным методом художественной выразительности; решающую роль здесь играет глубина поэтического мировоззрения, без которого невозможно создание значительных лирических произведений."
Квятковский А.П. Школьный поэтический словарь. М.: Дрофа, 2000. С.170.

Философская лирика А.М. Жемчужникова 1890-1900 годов (прежде всего - из сборников "Стихотворения" и "Песни старости"), наполнена светлой грустью созерцания красоты природы; приметы смены времён года, точно переданные в поэтических текстах, помогают читателю задуматься о безостановочном движении времени, о поиске смысла человеческой жизни. Всматриваясь и вслушиваясь в окружающий мир, поэт создаёт своеобразный лирический дневник. Созерцание красоты природы - не праздное занятие для поэта: созерцание красоты пейзажа пробуждает в душе поэта воспоминания о былых счастливых днях; даёт возможность ощутить самоценность и неповторимость каждого прожитого дня; а самое главное - пробуждает чувство благодарности за возможность созерцания вечной красоты природы, неповторимой в своём величии.

Тайна зимы...
Тайна зимы...

Именно поэтому А.М. Жемчужникову оказывается близок жанр элегии: мотивы элегического пейзажа пронизывают позднюю философскую лирику поэта, помогают ему увидеть смысл перемен, происходящих в жизни человека.

Как мы уже сказали, каждое стихотворение из сборников А.М. Жемчужникова 1890-1900 годов имеет точную датировку; наверное, поэтому каждое отдельное стихотворение воспринимается как страница лирического дневника; каждое стихотворение по-своему дорого и памятно поэту - не случайно упоминание места, где стихотворение было создано.

Все времена года отражены в усадебной лирике А.М. Жемчужникова; но, несомненно, особенно он очарован "Белой картиной и тайной зимы". В поэтическом наследии А.М. Жемчужникова есть стихотворения, передающие приметы "предзимья" - первых примет прихода зимы; есть стихотворения, связанные с праздничным днём зимы, когда выпадает первый снег и меняет картину мира; есть стихотворения, созданные в конце декабря, датированные днём святителя Спиридона Тримифунтского - когда "солнце поворачивает на лето, зима - на мороз..."; есть стихотворения, передающие хрустальную тишину застывшего усадебного сада в январе; есть стихотворения, в которых сквозит очарование февральских дней: "февраль - весна света..." - вьюжные морозные дни сменяются солнечной оттепелью, обещающей скорый приход настоящей весны...

Февраль - весна света...
Февраль - весна света...

Мы постараемся увидеть картину зимы в восприятии А.М. Жемчужникова, последовательно осмыслив три его стихотворения о зиме; в каждом из них отражён определённый краткий период состояния зимней природы. Каждому из стихотворений свойственна необычность образно-цветового решения картины зимы в усадьбе. Каждое из стихотворений по-своему оригинально и образно, но вместе они дают возможность читателю убедиться в том, что зима - далеко не такое скучное, беззвучное и одноцветное время года, как о нём зачастую принято думать.

Первый снег
Поверхность всей моей усадьбы
Сегодня к утру снег покрыл...
Подметить все и записать бы, -
Так первый снег мне этот мил!
Скорей подметить! Он победу
Уступит солнечному дню;
И к деревенскому обеду
Уж я всего не оценю.
Там, в поле, вижу черной пашни
С каймою снежной борозду;
Весь изменился вид вчерашний
Вкруг дома, в роще и в саду.
Кусты в уборе белых шапок,
Узоры стынущей воды,
И в рыхлом снеге птичьих лапок
Звездообразные следы...
15 октября 1888
Павловка

Данное стихотворение посвящено событию, знаменующему предвестие прихода настоящей зимы. Почему первый снег, укрывший усадьбу, так радует автора стихотворения?… Первые две строфы стихотворения передают восприятие происходящего автором, его стремление подметить и запечатлеть украшенный первым снегом усадебный пейзаж. Кроме того, автор понимает недолговечность первого снега - но это не вызывает печали и уныния, а только торопит скорее выйти из дома и своими глазами увидеть пространство вокруг усадьбы.

Третья и четвёртая строфы стихотворения представляют собой пейзажную зарисовку - краткую и живописную. Цель: "Скорей подметить!..." - осуществляется автором, и он уже не повествует о своём собственном переживании увиденного: его интересуют приметы снежного пейзажа, изменившие пространство, так хорошо известное и вдруг обретшее неповторимое очарование. Поэтому отдельные живописные детали пейзажа так важны: они говорят о внимательном взгляде автора на мир "вкруг дома, в роще и в саду".

В усадебной лирике дом очень часто осмысляется как центр мира усадьбы, как точка отсчёта времени и передвижения в пространстве парка.

Итак, какие живописные детали пейзажа отмечает автор стихотворения в третьей и четвёртой строфах? В третьей строфе прежде всего привлекает внимание яркая цветовая антитеза: "чёрная пашня" и "снежная кайма" на борозде; выбор чёрно-белого контраста не случаен - это главный цветовой, графичный контраст зимы.

Кусты в уборе белых шапок, узоры стынущей воды...
Кусты в уборе белых шапок, узоры стынущей воды...

В четвёртой строфе появляются переносные образные значения слов: "убор белых шапок" заснеженных кустов; "узоры стынувшей воды" - наверное, тёмные и похожие на узорные агаты. И последняя строка стихотворения - как быстрый росчерк пера на бумаге; только вместо бумаги - поверхность белого рыхлого снега:

"И в рыхлом снеге птичьих лапок
Звездообразные следы..."

Эпитет "звездообразные" подобран очень обдуманно: в нём заключено скрытое образное сравнение следа птицы на снегу с силуэтом звезды.

Следующее стихотворение, выбранное нами, также посвящено началу зимы; оно имеет точную дату создания - 30 ноября 1890 года. Как и предыдущее стихотворение, оно создано в усадьбе Павловка Елецкого уезда Орловской губернии; но по эмоциональному наполнению и философской глубине стихотворение совсем иное.

Одиночество
Глубокая в доме царит тишина,
И крадется время шагами нескорыми.
Пред снежной пустыней стою у окна;
Смотрю через мерзлые окна с узорами.
Близ дома: сугробы метель намела;
Деревья покрыты пылинками инея;
Вдали - непроглядная белая мгла;
Меж небом и долом стушевана линия.
Безмолвны долины, безмолвны холмы;
Как будто объяла их дума угрюмая...
И я - перед грустной картиной зимы -
Безмолвно стою, вспоминая и думая.
30 ноября 1890
Павловка

При первом поверхностном прочтении данное стихотворение не может глубоко заинтересовать читателя: оно бессюжетно, в нём нет ярких образных средств. Стихотворение можно отнести к философской усадебной лирике; образно-цветовое решение стихотворения подчинено определённой задаче - передать особенности пасмурного дня в начале зимы, передать его цветовую гамму и тишину.

Итак, в первой строфе обращают на себя внимание метафоры: "глубокая тишина", "крадется время шагами нескорыми" и "царит тишина". То есть тишина в доме столь глубока и нерушима, что слышно, как идёт время… Такое состояние знакомо, наверное, каждому человеку, когда он остаётся совсем один. Таким образом, первые две строки стихотворения раскрывают смысл его названия для читателя.

Далее мы видим лирического героя стихотворения не фоне окна усадебного дома - это как будто символизирует ситуацию неведомого читателю выбора, перед которым поставлен лирический герой. Метафора "снежная пустыня" - очень многозначна: она может восприниматься, как образ холодного зимнего пространства, которое расстилается за окном; но в то же время "снежная пустыня" - это символ одиночества, в которое погружён герой стихотворения.

Вторая строфа стихотворения предлагает нашему вниманию картину, которая открывается из окна; она насыщена приметами короткого пасмурного зимнего дня, который, наверное, уже клонится к вечеру:

"Вдали - непроглядная белая мгла;
Меж небом и долом стушевана линия..."

Вновь перед читателем - главный цветовой контраст зимнего пейзажа: белая снежная мгла резко контрастирует с тёмной, как разлитая по бумаге тушь, линией горизонта. Но в то же время данная строка стихотворения имеет ещё одно значение: линия горизонта словно размыта, не имеет чётких контуров. Кроме того, во второй строфе употреблено слово "дол": старинное слово, возвышенное и поэтическое, даже современниками А.М. Жемчужникова воспринятое, как устаревшее.

Вдали - непроглядная белая мгла...
Вдали - непроглядная белая мгла...

Третья строфа стихотворения вновь подчёркивает тишину зимнего дня, но уже по-новому:

"Безмолвны долины, безмолвны холмы;
Как будто объяла их дума угрюмая..."

Долины и холмы, которые видны из окна, олицетворены; их объяло белое безмолвие зимы. Выражение "Угрюмая дума" употреблено в значении "суровая, невесёлая, мрачная". Разумеется, так сказано не потому, что холмам и долинам свойственно думать; но автор стихотворения стремится дать возможность читателю понять душевное состояние лирического героя - его одинокое размышление на фоне "грустной картины зимы", когда ничто не отвлекает внимания от собственного течения мыслей.

И всё же концовка стихотворения, его последняя строка оставляет надежду: перед каким бы сложным выбором не стоял лирический герой, он не теряет способности "вспоминая и думая" созерцать зимний пейзаж за окном, не впадает в уныние и отчаяние; тонкая соотнесённость грустных размышлений лирического героя и белой вечереющей картины зимы за окном усадебного дома пронизывает всё стихотворение, и это особенно важно, потому что не делает одиночество безнадёжным.

Совсем иную картину зимы мы видим в стихотворении, созданном в 1893 году, в усадьбе Стенькино (Рязанской губернии; усадьба принадлежала родственнику А.М. Жемчужникова).

Пауза
Морозный, тусклый день рисует предо мной
Картину зимнюю красы необычайной:
Покрытый инеем недвижен сад немой.
Он замер, весь объят какой-то белой тайной.
Движенья ищет взор, переходя вокруг
С предмета на предмет; но тщетно: сад не дышит;
И, силясь уловить хоть мимолетный звук,
Слух напрягается, но ничего не слышит...
Стенькино, 1893

Автор стихотворения ставит перед собой сложную творческую задачу: он стремится передать морозную тишину январского сада. Возможно ли это?… Вновь перед читателем - лирический герой, слушающий зимнюю тишину, в диалоге с природой пытающийся разомкнуть своё одиночество.

В первой строфе стихотворения очень важную смысловую роль играют олицетворения: "Морозный, тусклый день рисует предо мной..."; "...недвижен сад немой "; "...Он замер, весь объят какой-то белой тайной...". Случайно ли это? Пейзаж в стихотворении видится серебристо-белым, неподвижным от сковавшего его мороза. Но замершая неподвижность январского сада совсем не является образным синонимом смерти! Сад как будто погружён в волшебный белый сон, и олицетворения в тексте стихотворения не раз это выявляют.

Он замер, весь объят какой-то белой тайной...
Он замер, весь объят какой-то белой тайной...

Во второй строфе читатель видит зимний сад в восприятии лирического героя стихотворения; поэтому прежде всего подчёркивается тишина зимы. Олицетворение "...сад не дышит" также подчинено задаче передать глубокую тишину. Итак, "белая тайна" января заключена в образе околдованного сада, объятого волшебным сном: "сад замер"; "сад не дышит"; "сад немой". Тишина старинного усадебного сада в снегу - такова главная тема стихотворения; последняя его строка открыто говорит об этом читателю.

Можно сказать, что образно-цветовое решение, к которому обратился А.М. Жемчужников, оказывается ассоциативно связано со смыслом названия стихотворения.

В заключение нельзя не отметить, что выбор образных и языковых художественных средств, цветовых эпитетов и олицетворений для создания картины зимнего пейзажа в поздней лирике А.М. Жемчужникова 1890-1900 г.г. во многом связан с элегическими темами и мотивами. Элегия – особый лирический жанр: стихотворение, проникнутое светлой грустью, размышлением о смысле человеческого бытия – именно этим данный жанр близок и интересен А.М. Жемчужникову.

#забытая литература #литература #русская литература #жемчужников