Эта легенда была распространена когда-то в советские еще годы в тогдашней прессе, откуда перекочевала в прессу постсоветскую, и, кое-где, сохранилась по сию пору. Ее происхождение мне неизвестно, но факт, что и сейчас вокруг встречаются люди, истово верящие в то, что в начале англо-бурской войны англичане шли в атаку в красных мундирах, хорошо заметных в фоне цветовой гаммы вельда, и потому несли огромные потери от огня метких бюргеров. Поговорим об этом чуть подробнее.
Борьба с мифами — не самое благодарное занятие, чаще правильнее положиться на естественный ход времен, но иногда случается так, что миф, казалось бы, в бесцензурную эпоху не имеющий шансов на выживание, все равно имеет почитателей. Им и адресован этот скромный текст. У меня поначалу была даже озорная мысль посвятить его персонально одному упертому человеку, но поразмыслив я решил, что реклама на моем канале должна быть либо заслужена, либо оплачена.
Вначале немного предистории. Военная форма защитного цвета впервые появилась в войсках Ост-Индской компании в 1848 году. Нарезное оружие тогда было новинкой, казнозарядных винтовок не было вовсе, солдаты воевали преимущественно в сомкнутом строю, а противниками были люди, не охотившиеся с детства на антилоп. Но, даже с учетом всего этого, форма, цвет которой не бросался в глаза вражеским стрелкам, была крайне соблазнительна. После восстания сипаев официальный статус формы цвета хаки — уже в государственной армии - несколько раз менялся. Ее то изымали из использования, то возвращали. Есть сведения, что в периоды, когда такая форма официального статуса не имела, имевшуюся красили в частях своими силами.
Форма цвета хаки использовалась английскими войсками в ходе всех или почти всех колониальных войн конца XIX века, начиная, по крайней мере, с англо-эфиопской войны 1868 года.
Что же касается англо-бурской войны, то уместно процитировать несколько мест из воспоминаний ее участников.
Денейс Рейц из коммандо Претории описывает свой первый бой в октябре 1899 года. Даты, к сожалению, нет, но, по контексту, можно полагать, что дело было примерно через неделю после объявления войны, бывшего 11 октября. Рейц со товарищи штурмовали англичан, засевших в каком-то коровнике. Англичане в итоге сдались. Вот что пишет очевидец:
К тому времени, когда я добрался туда, солдаты сложили оружие и строились рядом с офицерами. Их командир, полковник Моллер, выглядел довольно удрученным, но рядовые, казалось, были более бодрыми. Офицеры и рядовые были одеты в униформу цвета хаки, вместо алой, которую я видел в Англии, и это несколько разочаровало меня, поскольку это, казалось, умаляло очарование войны.
30 октября Рейц с другими бюргерами участвовал в штурме холма Нихольсонснек возле Ледисмита. Холм был занят бурами накануне, но ночью они не стали его охранять. Такие вещи были вполне в духе их армии, несколько месяцев назад я уже писал об этом. Англичане воспользовались этим, прошли в темноте и к утру заняли превосходные позиции. Вот как Рейц описывает концовку боя, когда окруженный противник сдался:
Сотни одетых в хаки фигур поднялись из-за числа камней и направились к нам, волоча за собой винтовки. Мы стояли, ожидая их. Трофеи был хороши, мы захватили 1 100 пленных, главным образом Дублинских Стрелков.
Участвовавший в том же бою Христиан Девет, в будущем — знаменитый генерал, а пока — заместитель комманданта, дает чуть иные цифры. По его версии, англичане потеряли 203 человека убитыми и ранеными, 817 человек пленными. В любом случае неплохо, поскольку у буров было где-то от 300 до 500 бойцов.
Ну, ладно, так было в Натале, на второстепенном направлении. А что было на острие главного удара англичан?
Уинстон Черчилль (да, тот самый) в тот момент был корреспондентом «Морнинг Пост» и по своим журналистским делам попал в Блумфонтейн (столицу Оранжевой республики) 16 апреля 1900 года, вскоре после его взятия:
Пять часов вечера. Рыночная площадь заполнена офицерами и солдатами, которые слушают оркестр «Буйволов». Каждый полк, каждая колония Империи представлены здесь; все в униформе цвета хаки, но различаются невероятным количеством разнообразных значков.
Перечь свидетельств можно было бы продолжить, но это едва ли имеет какой-то смысл, дело вполне ясно и так. Вышеизложенное не исключает, конечно, что где-то в Южной Африке солдаты тогда могли щеголять в алых мундирах. Но это едва ли могло быть на передовой.
На мой взгляд, нет никакой обоснованной возможности считать, что англичане начали войну в красных мундирах. Для этого нужно сидеть в очень крепком танке.
Сергей Сысоев
Помочь мне и моему каналу можно переведя любую удобную вам сумму на карточку 5536 9138 2477 9298. Ваше пожертвование даст мне возможность чаще читать, больше думать и писать неглупые материалы. Спасибо!