Надо сказать, что я насчитал несколько прозвищ авианосца USS Intrepid, в том числе и "Дряхлый", хотя ему не было и трёх лет, об этом чуть позже, а для начала та история о дезертирах и почему их назвали бесстрашными, в изложении Джона М. Глионна из The New York Times. Она меня более всего впечатлила. Выделено курсивом.
Ночью 23 октября 1967 года четверо моряков стояли на оживленной улице Токио, приближался конец их дневного отпуска на берег. "Я не вернусь", сказал Андерсон и трое спутников поддержали его. Крейгу Андерсону и Джону Барилле было по 20, Ричарду Бейли и Майклу Линднеру по 19. Они уничтожили свои документы, а поскольку были в гражданской одежде, первую ночь провели в токийском метро.
Они смогли связаться с японской пацифистской организацией. В последующие дни дезертиры дали записанное на пленку интервью японскому телепродюсеру, и Андерсон зачитал заявление.
«Вы смотрите на четырех дезертиров, четверых дезертиров-патриотов из вооруженных сил Соединенных Штатов, — начал он. «На протяжении всей истории термин «дезертир» применялся к трусам, предателям и неудачникам. Нас не интересуют категории или ярлыки. Мы достигли точки, когда мы должны отстаивать то, что мы считаем истиной».
К моменту выхода видео в эфир все четверо покинули Японию. В поисках безопасности в чужой стране им помог неожиданный союзник. С помощью советских официальных лиц мужчины укрылись на борту судна «Байкал» по пропускам, выданным советским посольством. Они прятались в мужском туалете, пока корабль не вышел в море.
Построенный в в 1963 году в ГДР, теплоход в 1965 году был поставлен на линию Находка-Иокогама-Гонконг. Этот снимок сделан как раз в Гонконге:
В Находке их встретили агенты КГБ, которые угощали их водкой по дороге в Москву. В течение шести недель после прибытия в Москву их прославляли как героев, присуждали Ленинскую премию мира, а зал, полный студентов Московского университета, скандировал «Молодцы!» .
В либеральной западной прессе они получили прозвище "Бесстрашная четвёрка". В итоге беглецы оказались в Швеции. Двое так и бросили там якорь, Барилла позже перебрался в Канаду, а Андерсон вернулся в США. После 8 месяцев в тюрьме на Острове сокровищ в Сан-Франциско вышел на свободу. Ему посвящён экспонат выставки на борту "Интрепида", который доживает свой век как корабль-музей в Нью-Йорке:
Что ж, перейдём к прозвищам. Авианосец класса "Эссекс" был спущен на воду 26 апреля 1943, крестила его супруга вице-адмирала Джона Говарда Гувера с интересным девичьим именем Хелен Браконьер Смит. С двух попыток разбить бутылку она не смогла. Озлившись, третий раз ахнула так, что вся была окачена брызгами и пеной:
Авианосец в первоначальном виде:
Его зенитная артиллерия производила впечатление - около 80 стволов калибром от 127 до 20 мм. Имел два радара воздушного и надводного поиска. Но и доля ему выпала самая боевая. 16 августа 1943 года он был введен в строй под командованием кэптена Томаса Л. Спрага.
29 января 1944 года его авиация начала бои у атолла Кваджалейн. После захвата Маршалловых островов "Интрепид" направился к мощной японской базе на острове Трук.
В ночь с 17 на 18 февраля, всего через несколько недель после первого боя, авианосец был поражён торпедой японского бомбардировщика B6N «Джилл». Торпеда попала на 4,5 метра ниже его ватерлинии, затопив несколько отсеков и заклинив руль в положении влево. Командир старался сохранять курс маневрируя машинами, но сильный ветер препятствовал этому. Корабль сносило в сторону Японии. Позже Спраг признался: «В тот момент мне было неинтересно двигаться в этом направлении». Поэтому был сооружён большой парус из подручных материалов, помогавший удерживаться на нужном курсе. Так под этим парусом и прибыли в Пёрл-Харбор.
7 месяцев ремонта, и корабль вернулся в строй. Участвовал в битве в заливе Лейте, когда при его участии был потоплен суперлинкор "Мусаси". 25 ноября в авианосец врезались два камикадзе. Момент взрыва одного из них:
Очистка ангара после пожара:
"Интрепид" опять отправился на Гавайи и далее в Сан-Франциско для ремонта. Он вернулся в строй в начале 1945 года и смог поддержать кровавую высадку на Окинаве. Однако неудача постигла его снова, когда 16 апреля четвертый камикадзе врезался в корабль, вызвав еще один жестокий пожар под палубой. Авианосец в третий раз вернулся в Перл-Харбор для ремонта. Вот тогда-то и его прозвали “Decrepit” and “the Dry I”. "Дряхлый" намекал на его постоянный выход из строя, а "Сухой" - на то, что в доке он проводил больше времени, чем на воде.
В феврале 1947 года «Интрепид» был списан. Тем не менее, ему удалось избежать участи свалки для многих других кораблей, когда в 1952 году он прошел капитальный ремонт, что позволило обслуживать новые тяжелые реактивные самолеты, поступающие на вооружение.
В 1954 году, после завершения модификаций, он был повторно введен в строй. Так он выглядел в 1968 году:
В те годы он участвовал в блокаде Кубы, поиске и эвакуации американских астронавтов после их приводнения, участвовал в боевых действиях Вьетнамской войны.
Ему повезло избегнуть участи металлолома и после списания он стал плавучим музеем в Нью-Йорке.
На его борту масса экспонатов, в том числе и космический челнок "Энтерпрайз":
История другого авианосца:
.................................................................................................................................................
Полный каталог статей журнала здесь