Найти тему

Не писатель, а призрак

Я недавно написала лёгкий текст о событиях дня. Точнее о том, что они не случайны.

Для этого я просто описала события своего дня.

Текст понравился аудитории, люди благодарили в комментариях, писали: "Даже настроение улучшилось".

А кто-то смешно прокомментировал, мол, это повествование из серии "что вижу, то пою", так можно каждый день строчить...

Скрин
Скрин

Ну, в целом да. Можно, конечно. Кто ж запретит?

В моем любимом фильме "Призрак" Романа Полански, главный герой - писатель, автор биографий знаменитых людей. Его нанимают дописать биографию премьер-министра Великобритании. Именно ДОписать, а не НАписать, потому что предыдущий автор, работающий над этими мемуарами, погиб.

Фильм называется "Призрак", потому что автора чужой биографии можно ещё назвать "призрак пера".

Он должен раскрыть личность своего героя, полностью оставаясь в тени.

Обычно авторов биографий даже на презентацию получившейся книги не зовут. А зачем? Презентовать книгу будет тот, чьё фото на обложке, тот, о ком книга. А не призрак, который писал текст.

В общем, он согласился. Ну, призрак. Согласился быть призраком.

Но когда прочитал черновик рукописи, написанной предшественником, той, которая должна стать будущей биографией премьер-министра, то от ужаса и бессилия сделал жест такой, будто беззвучно прокричал "ААААААА"!

Потому что там были сплошные вышколеные факты, солидные и причесанные. Когда премьер родился, из какой семьи, из какой местности. Не книга, а протокол жизни. Безжизненный с точки зрения насыщения эмоциями протокол.

Призрак ничего не смыслит в политике, но он - настоящий профи в своем деле, и он понимает: люди читают биографии не чтобы узнать год и место рождения героя или его генеалогическое древо.

А чтобы узнать, например, что... ну вот про будничную жизнь премьер-министра как человека. Ведь быть большим чиновником - это... это когда все делают за тебя: машину ты не водишь - тебя возит шофёр, денег у тебя как таковых нет - если нужны наличные, то премьер-министр занимает десять баксов у охранников... Вот именно такие штрихи интересны. Которые должностное лицо превращают в человека, обычного, живого, которому присущи разные чувства: досада, злость, радость.

А тут - протокол. Все заснут, не дочитав даже до второй главы.

Жена премьер-министра вошла в кабинет, где "призрак" читал недописанную рукопись, застала этот его жест "ААААААА" и спрашивает:

- Всё так плохо?

- Без доработки тут не обойтись, - призрак безуспешно пытается быть дипломатичным.

А потом добавляет саркастичную фразу: "В целом, все слова на месте, только в другом порядке..."

Там есть жёсткий момент.

Когда "призрак" вникает в биографию политика и становится очевидным, что его жена - не просто жена, она принимает ключевые решения, и к ее советам он не просто прислушивается, а руководствуется ими. Получается, что у премьер-министра уже есть призрак (жена), которая в тени, но по сути-то...

И призрак спрашивает жену:

- А вам самой не хотелось стать настоящим политиком?

Он имел ввиду - заниматься политикой от своего лица.

И она язвит в ответ:

- А вам не хотелось стать настоящим писателем?

Она имеет ввиду - писать про себя, а не про других.

Вот.

Мы живём свои жизни про себя. Можно подглядывать в чужие судьбы и даже списывать частично их поступки, но при этом помнить, что вы сейчас живете - про себя.

Смотрите, какой длинный текст про премьер-министра и призраков я написала, но на самом деле, он весь, до последней буковки - про меня.

"Все слова на месте - просто в другом порядке"...

Эта фраза только кажется мимолётной, но она - ключевая.

Поймите, все слова уже придуманы.

Ваш текст - это просто порядок слов, выбранный вами.

Ваша жизнь - это просто череда поступков, выбранных вами.

Но кто-то расставил слова так, что получилось нечто не интересное, и никто это не читает.

А кто-то иначе - и читают все.

Почему?

Да ничего мистического.

Мастерство, искренность, страсть.

Это они расставляют за вас слова, и получается тот текст, который хочется читать. И жизнь, в которую хочется заглянуть.

Своими текстами вы пишете свою биографию, даже если эти тексты о сметане, троллейбусе, кошке или чем-то на первый взгляд сильно будничном и не важном.

Вы - сами себе призраки.

Призраки своего пера.

Ды-ши-те. Пи-ши-те.

Автор
Автор