Для улучшения демографической ситуации в стране российские власти разработали различные меры поддержки семей с детьми. Субсидии, льготы, семейная ипотека под низкий процент — всё для того, чтобы рождение ребенка не становилось обузой. Рожай не хочу!
Но это Россия, здесь не бывает, чтобы всё правильно. К сожалению, есть семьи, которые злоупотребляют поддержкой государства и рожают детей ради денег. С появлением программы материнского капитала возникло мнение, что некоторые решили завести очередного ребенка для того, чтобы получить этот сертификат.
Слухов не бывает на пустом месте — безусловно, есть те, кто решается на рождение детей ради материнского капитала. То, что потратить его можно только на конкретные цели, но таких людей не останавливает — их не пугает даже ответственность за обналичку сертификата.
А еще можно родить ребенка с целью ухудшить жилищные условия и получить квартиру от государства. По крайней мере, так решили петербургские чиновники.
Последствия намеренного ухудшения жилищных условий описаны в Жилищном кодексе. Статья 53 гласит: «Граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий».
При этом что такое «намеренное ухудшение» и как определить намерения граждан — не уточняется. Любая недомолвка закона трактуется неоднозначно и может довести до суда.
В прошлом году чиновники одной из районных администраций Петербурга расценили рождение второго ребенка как намеренное ухудшение жилищных условий и отказали семье в постановке на учет в качестве нуждающихся.
В 30-метровой «однушке» после рождения второго малыша оказались зарегистрированы четыре человека. Покупку квартиры большей площади семья Алексея П. не потянула, супруги решили встать на учет для получения нового жилья.
Через три недели после подачи заявления пришел ответ: отказать в связи с намеренным ухудшением жилищных условий. Глава семьи обратился к петербургскому омбудсмену, тот не усмотрел правовых оснований для отказа и попросил администрацию уточнить: что, собственно, не так?
В администрации заявили, что действием, в результате которого семья может быть признана нуждающейся, стало «вселение супруги в жилое помещение». Дело в том, что жена Алексея получила регистрацию в этой квартире уже после рождения первенца: первый ребенок родился в 2016-м, в феврале 2020-го Алексей прописал жену, а в сентябре того же года родился второй ребенок.
Вселение жены в квартиру чиновники почему-то посчитали не реализацией права на совместное проживание с мужем и детьми, а тем самым намеренным действием. При этом после ее прописки жилищная обеспеченность семьи не выходила за нормативы, а вот после рождения второго ребенка «квадратов» стало не хватать.
То есть «вину» за «намеренное ухудшение» завуалированно переложили с ребенка на его мать.
Омбудсмен обратился в прокуратуру, там согласились с тем, что позиция чиновников, мягко говоря, странная. На решение районной администрации был вынесен протест. Администрация с прокуратурой не согласилась, и заместитель прокурора обратился в суд с иском о постановке семьи Алексея П. на жилищный учет.
Суд назначен на 3 февраля, однако, как пишет «Комсомольская правда», 27 декабря семье разрешили встать в очередь на квартиру.
В администрации, сообщает издание, считают, что действовали по закону. Супруга Алексея получила прописку в 2020-м, а значит, претендовать на новое жилье семья может не раньше 2025 года. Поскольку «намеренные ухудшения».
Получается, что создание семьи и рождение детей реально назвать намерением ухудшить жилищные условия.
Если что-то может быть истолковано двояко — это рано или поздно произойдет. Будет ли пересмотрен закон после этого инцидента?..