Человек - существо беспокойное. Так уж повелось. Приключается с ним разное. А раз уж произошло, то что-то с этим делать надо. Хочешь или нет, но приходится. Конечно, лучше забыть. Оно спокойнее и дешевле. Потому чаще всего именно так оно и бывает.
Однако не всегда. И тогда события становятся историческим фактом. Предметом изучения и даже преподавания. А иногда - песенкой или легендой. В особых, а значит, редких случаях, происшествие преображается в сказку. Как правило, в страшную. Таков обычай. Традиция народная.
Но человека страшное не отпугивает. Хотя, казалось бы. И даже не особо настораживает. Наоборот, разжигает интерес у любопытных. И привлекает инвестиции рассчетливых. Становится предметом гордости тщеславных. И рабочей темой креативных.
Такие ужастики имеют разные особенности. Например, национальные или территориальные. Местного значения. Областного или районного. Чуть ли не каждый старинный замок, поселок или город считает за долг составить свою сказку. И чем страшнее, тем лучше. Престижнее. Да и выгоднее.
Не стал исключением и Гамельн. Город на реке Везер, что в Нижней Саксонии. Легенда "О Крысолове", по причине разнообразия деталей, стиля изложения и финала истории, превратилась в несколько сказок. Что еще важнее для местного магистрата, в праздник. Но это сейчас. А когда-то...
Когда-то жители благочестивого города подверглись нашествию Серых Полчищ. Поначалу ничто не вызывало опасений. Ну, крысы и крысы. Они всегда сопровождают людей. Да, вызывают широкую гамму чувств. От омерзения, до ужаса. Но сколько помнит себя человек, он всегда с ними, хотя и не дружил, но соседствовал.
Со временем, горожане стали тяготиться, непомерно множащимися массами грызунов. Не то чтобы чистоплотных немцев беспокоила гигиеническая обстановка в населенном пункте. Нет. Средние века на дворе. Все таки. Больше заботили материальные затраты. Уж больно много жрут и портят. Да и вообще, мало приятного, когда узкая мордочка с маленькими недобрыми глазками смотрит, как ты СПИШЬ!
Казалось бы, решение на поверхности. Теплые и нежные комочки, столь популярные у современных блогеров, не со всеми ласковы. Для кого-то коты - страшный хищник, просто опаснее зверя нет. Однако, они потерпели сокрушительное поражение. Подробностей крысо - кошачьих сражений, различные варианты преданий о Гамельнском Крысолове, не сохранили. Но известно, что Мурки понесли реальные потери.
Положение становилось угрожающим. Скорее даже ужасающим. Пострадал ребенок. Однако, суровое небо редко бывает так уж окончательно безжалостным. В городе появился человек, пообещавший избавить жителей от Серой Напасти.
Одни предания поясняют, что он одет как бродяга, другие - как охотник, а третьи утверждают, что он был весь в пестром. Все сходятся в том, что взялся он неизвестно откуда. На голове шляпа, а в руках дудочка.
Одет он мог быть по-разному, но деньги считать умел неплохо. За избавление от крысиной оккупации, запросил столько золота, сколько сможет унести. Потери жителей города и его магистрата оказались столь же велики, сколь мало оставалось терпения, а потому условия Странника были приняты безоговорочно.
При полном согласии сторон. Неизвестный Крысолов, на площади перед Магистратом, достал флейту и заиграл некую мелодию. Эффект поразил всех, а особенно крыс. Они со всех щелей и подвалов, как зачарованные, потянулись за магическими звуками.
Музыкант повел полчища, абсолютно подконтрольных ему грызунов, за собой. Проведя парадом пленных, вывел Серых Захватчиков на берег Везера. В водах которого, неустановленным способом, утопил всю хвостатую массу.
Настало время поражаться самому Крысолову. Магистрат вдруг вспомнил, что они тоже умеют считать деньги, а потому платить за избавление от уже отсутствующей угрозы, не захотели. История умалчивает, насколько кинули необычного музыканта, может, что и подбросили на бедность, но скорее, что нет.
Далее легенда гласит, что Крысолов на некоторое время покинул Неблагодарный Город. А через сколько-то дней вновь появился на площади перед магистратом. И вновь заиграл на дудочке. Только в этот раз, за ним потопотили дети скупых горожан.
Процессия растянулась по узким улочкам Гамельна. Взрослые смотрели, как уходят мальчики и девочки, и ничего не могли поделать. Видимо, ни до, ни после ни одно музыкальное произведение не производило столь ошеломительного эффекта.
Разные варианты сказок, противоречиво повествуют о дальнейшей судьбе детей. Одни говорят о том, что их постигла участь крыс в водах Везера. Другие говорят о том, что они все погибли в пещере горы Коппен.
Однако же есть предположение, что не Крысолов это был вовсе, а сам Прародитель зла. И увел он малолетних пленников, через некую дыру, в ранее означенной пещере, аж в Трансильванию. Где и постигла их ужасная участь.
Говорят, что случайно остались в живых два или три мальчика. Они по разным причинам отстали от процессии. И по разным же причинам, неспособны прояснить дальнейшую судьбу пропавших гамельтонцев.
Ну да, это все легенды. А нам, идущим путем если не познания, то советов Киножурнала "Хочу все знать", необходимо, что-то еще. Гамельн основан около 851 года. Когда впервые упоминается монастырь Святого Бонифация. А возле него - деревушка, превратившаяся к XII веку в полноценный и довольно приличный, по меркам раннего Средневековья, город.
Рос и богател Гамельн, в основном, за счет хлебной торговли. Речные транспортные пути, в сочетании с благоприятными для сельского хозяйства условиями, позволили развиться городу к 1277 году до статуса Вольного.
А в XV веке - вступить в Ганзейский союз, что говорит о многом. Там, где торговля зерном или мукой - не только деньги, но и крысы. Так что, история с нашествием грызунов и борьбой с ними, довольно актуальная.
Обратимся к документам. Самая ранняя фиксация легенды, относится к 1375-му. Звучит она канцелярски лаконично: " В 1284 году, в день Иоанна и Павла, что было в 26 день месяца июня, одетый в пеструю одежду флейтист, вывел из города сто и тридцать рожденных в Гамельне детей, на Коппен близ Кальварии, где они и пропали. ". Излагали сухим языком протокола, так сказать. Не эпос коллекционировали, а событие фиксировали.
В начале XX века во время восстановительных работ в городской ратуше, построенной в 1603 году, на месте домов более ранней застройки, была обнаружена деревянная балка, на которой сохранилась надпись, дублирующая зафиксированное в 1375 году предание. Сейчас она впечатляет туристов, входящих в тематическую гостиницу и ресторан города Гамельна.
А вот вполне документальный факт: некоторое время, в магистратуре Гамельна, отсчитывали календарные сроки от "ухода детей наших". Они не сомневались в реальности самого события, а значит, дети ушли. Вопрос в деталях. То есть как, кто и куда увел.
В 1300 году для Новой Маркеткирхе, то есть церкви на Рыночной площади, был изготовлен цветной витраж. На котором, мастера изобразили, как флейтист, наряженный в цветной наряд, уводит детей. Церковь была разрушена в середине XVII века, но сохранился рисунок. Так что, некое представление о Крысолове мы можем иметь.
Крысы, всегда оставаясь спутниками человека. И периодически переходили в статус настоящего бедствия. О том, что они переносили чуму, унесшую невероятное количество жизней, установили много позже вероятных событий. Но известны случаи, когда их полчища уничтожали буквально все запасы продовольствия в различных селениях.
Если учесть, что время от времени, в порыве праведного гнева, нацеленного на борьбу с проявлениями дьявола, в реальной жизни, благочестивые европейцы расправлялись не только с несчастными, коих обвиняли в ведовстве, но и с кошками. Как проводниками козней лукавого. Сия практика не могла не приводить к размножению крысиной популяции, а значит, была профессия Крысолов.
Как правило, это ремесло связано с командировками. Если не сказать с бродяжничеством и, конечно же, с леденящими душу страшными профессиональными тайнами. Отсюда столь настороженное отношение к представителям этого цеха. Услуги их жизненно необходимы, а вот присутствие не желательно.
Еще бы не относиться настороженно. Ведь Крысолов, имеет чуть ли не божественную родословную. Согласно миропониманию древних германцев, души умерших, в том числе и детей, принимают облик мышей и крыс. Которых по некоему зову, в том числе и в виде музыкальных сигналов, собирает Водан, то есть Бог Смерти. Вот с ним, вероятно, и ассоциировался средневековый Крысолов.
Как писал Фридрих Ницше: Бог убил Эроса, но он не умер, а превратился в порок. Примерно такая же история произошла и с Воданом. Боязливое уважение язычников, под жестким, если не жестоким гнетом со стороны католической церкви, стало почтительным страхом. Овеянным легендами.
Подобные истории вообще не редкость, в легендарном наследии европейских народов. К примеру, ирландцы, переходя на шепот, рассказывают о волынщике, наказавшим излишне бережливых городских чиновников тем, что увел в неизвестном направлении всех городских юношей и девушек.
Про ушедших в лес с флейтистом детей, вторят им жители английского острова Уайт. Не отстают французы, рассказывая о монахе, который за подобный проступок власти городские предержащих, угнал всех домашних животных. Вот уж кто легко отделался.
Все же, наибольшее количество схожих сказок и преданий, кочует из века в век по городам и весям Германии и Австрии. В городе Корнойбурге таинственный Крысолов Ганс Мышиная Гора, уроженец Вены, посредством своей дудочки увел, на поджидавший его корабль всех детей и, спустившись по Дунаю на Юг, доставил маленьких пленников на невольничьи рынки Константинополя или Алжира.
Немногочисленные документальные и иные свидетельства из Гамельна и сам факт распространения различных вариантов легенды по городам Европы, говорят о том, что случаи массового ухода детей под неким командованием взрослых, случались. И, вероятно, не раз.
Так, в 1212 году несовершеннолетние Николас в Германии и Этьен во Франции стали вдохновителями Детского Крестового похода, окончившегося большой трагедией, а в случае с французскими “крестоносцами” - именно рынками рабов в Алжире.
К тому же никто не отменял воздействие на малолетних со стороны “ловцов душ”, похищающих адептов в различные тоталитарные секты или обман с последующей продажей в неволю. Подобные деяния не редкость сегодня, отчего же им не случаться в Средние века.
Так или иначе, но что отличает исторический факт от легенды или сказки? В общем то немало. Но главное, что в основе народного предания всегда лежит не само событие, а некий поучительный смысл.
Думается, максима о том, что жадность и обман обходится порой слишком дорого, в общем, не нова. Ну а мысль, что излишнее рвение к прибылям сегодня может лишить Завтра как такового, просто животрепещущая.