Найти тему
Ритейл Навигатор

Технологии управления персоналом – обзор от эксперта «Ритейл Навигатор»

Вы наняли превосходных специалистов? Но это 50 % успеха и эффективности. Необходимо еще и грамотно управлять персоналом, чтобы отдача от его труда была максимальной. Именно об этом в деталях рассказываем в сегодняшней статье!

Чтобы компания успешно развивалась и приносила ощутимые дивиденды, руководителю следует знать и активно применять действенные технологии управления. На Западе кадровая политика давно уже в приоритете деятельности, поскольку многократные аналитические исследования доказали необходимость управления кадрами. А связано это с тем, что в отличие от прочих ресурсов, человеческий – самый непредсказуемый и сложный. И это далеко не все!

Коллектив – это команда личностей со своими мотивами, интересами и целями. Поэтому и подход к управлению должен формироваться в соответствии с этими нюансами. А также с учетом признания возрастающей значимости личности работника. В зависимости от глобальных целей компании ответственным лицам следует корректировать мотивацию и интересы персонала, направляя их в нужное «русло».

Какие задачи помогает решить управление персоналом:

  • формирование кадровой политики компании;
  • аттестация и адаптация персонала;
  • разработка системы мотивации и поощрения, а также подбора и распределения сотрудников по позициям;
  • решение кадровых проблем, конфликтов в коллективе (они очень часто происходят из-за неправильного управления персоналом, слабой организации всех кадровых процессов);
  • постановка как оперативных, так и ежедневных, и стратегических задач;
  • обучение и развитие персонала;
  • выработка и принятие прогрессивных решений в области управления персоналом.

Кому необходимо владеть технологиями управления персоналом:

  • бизнес-тренерам;
  • аналитикам и профессиональным консультантам в области человеческих ресурсов;
  • руководителям всех уровней на предприятиях любых направлений деятельности;
  • директорам по персоналу, начальникам отделов стратегического развития и управления эффективностью бизнеса.

Технологии управления человеческими ресурсами – это целый комплекс мер, приемов и методов, призванных получить наилучшие трудовые результаты в процессе деятельности персонала. А высокое качество трудовых ресурсов – это конкурентоспособность компании. Поэтому управление персоналом выступает одной из стратегических задач на предприятии.

На чем базируется управление человеческими ресурсами

В основе управления несколько компонентов и ключевых принципов:

  • расходы на работников – это инвестиции, а не затраты;
  • персонал подбирается по деловым и личностным качествам;
  • в коллективе органично сочетаются опытные и более молодые сотрудники, которые продвигаются по карьерной лестнице на основе четких критериев по оценке деятельности (при создании всех условий для карьерного роста);
  • HR-отдел – важный партнер в достижении стратегических целей компании;
  • деятельность HR-службы прозрачна, в мониторинге показателей участвуют финансовые отделы компании;
  • человеческие ресурсы – неотъемлемая часть капитала предприятия при его слиянии или разделении;
  • доверие к работникам сочетается с контролем и проверкой распоряжений;
  • задачи и поручения соответствуют квалификации, уровню, способностям и опыту работника;
  • здоровая кадровая конкуренция, поощрение соревнования между сотрудниками, претендующими на руководящие должности;
  • возможности для совершенствования и повышения квалификации;
  • правовая защищенность – кадровые решения принимаются на базе действующих нормативных актов.

Технологии управления персоналом:

1. Стандартная (традиционная) – принята фактически в любой компании, это, по сути, результат профессионального наследования (например, кадровый учет). Управление базируется на нормах ТК РФ по общему принципу.

2. Отраслевая, при которой разрабатывается отдельное технологическое сопровождение (по кадровым вопросам) деятельности отрасли.

3. Профессиональная – такие технологии компании заказывают специально у консалтинговых агентств. Они учитывают специфику деятельности, конкретный период времени и условия рынка, чтобы создать детализированную и целенаправленную систему. Однако у них высокая стоимость, да и использовать их можно лишь в определенной сфере.

4. Инновационная, которая создается собственным HR-отделом и направлена на решение актуальных кадровых проблем и вопросов. Технология предполагает высочайшую подготовку HR-специалистов, способных разработать и внедрить новую систему управления.

Какую выбрать для компании технологию

В этом вопросе следует принимать во внимание различные факторы: имеющиеся у компании ресурсы, приоритеты и цели предприятия, перспективы развития. Оптимально сочетать несколько технологий, чтобы улучшить качество управления.

Также важно учитывать, что технология управления персоналом затрагивает множество подсистем, которые в совокупности определяют продуктивность сотрудников компании:

  • оценка важных с профессиональной точки зрения качеств, уровня квалификации (аттестация, ассессмент-центр, интервью, тестирование, экспертная оценка);
  • анализ потребностей персонала;
  • стимулирование (нематериальная и материальная мотивация) и оплата труда;
  • повышение квалификации и обучение (тренинги, семинары, лекции, круглые столы, конференции, профессиональные курсы, обучение руководства);
  • документальное обеспечение управления (регламенты и правила);
  • подбор кадров (хед-хантинг, HR-брендинг, дистанционный подбор, использование АТС) и адаптация (семинары, тренинги, наставничество, командные ролевые игры, беседы, тимбилдинг);
  • оценка «климата» в компании – социального и психологического;
  • планирование персонала.
-2

Для того чтобы усовершенствовать систему управления, нужно сконцентрировать усилия по нескольким направлениям:

1. Диагностика, чтобы проанализировать состояние дел и сложившуюся практику управления персоналом. Так определяются слабые и проблемные зоны, которые следует корректировать.

2. Проектирование, когда моделируется вся система управления целиком, в комплексе.

3. Оптимизация – система управления приводится в состояние максимальной «боевой готовности» и эффективности. Но это серьезная работа, требующая консолидации многих ресурсов предприятия.

-3

Основные шаги оптимизации:

  • сначала определяем, какие критерии и параметры работы персонала необходимы для продуктивного функционирования;
  • создаем проекты управления в соответствии с вышеуказанными критериями;
  • под проекты разрабатываем регламенты, правила, нормативные требования, автоматизируем основные системы управления;
  • руководители, HR-специалисты, эксперты обучаются обновленным технологиям;
  • составляем график внедрения усовершенствованных систем управления.

Параллельно с оптимизацией администрация компании должна организовать тренинги и прочие мероприятия по повышению управленческих навыков руководителей (по тайм-менеджменту, самоменеджменту, делегированию, стратегическому мышлению и т. д.).

Заключение

Таким образом, управление персоналом компании носит системный характер: координируются все направления кадровой политики, от поиска сотрудников и их тестирования на соответствие корпоративным требованиям до расстановки персонала и продвижения на вышестоящие должности. Управление также напрямую соотносится со стратегическими целями и глобальными приоритетами предприятия.

А как вы думаете – можно ли грамотно управлять персоналом по наитию, или для этого необходимы специальные технологии? Высказывайте свое мнение в комментариях, подискутируем!

Ставьте лайки, если статья понравилась, и подписывайтесь на наш канал, чтобы собрать полную энциклопедию знаний по маркетингу!

Ритейл
3805 интересуются