Хотя Гражданский процессуальный кодекс и говорит о том, что никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы (ч. 2 ст. 67 ГПК), но все равно в реальной жизни все по-другому. Есть доказательства, которым судьи доверяют и те, к которым уже априори судьи относятся скептически.
Я никогда не забуду улыбку судьи одного из районных судов Москвы, когда женщина (сторона по делу о разделе совместно нажитого имущества) ходатайствовала о вызове в суд и допросе в качестве свидетеля своей мамы... С целью подтвердить, что мама действительно 5 лет назад давала ей взаймы деньги, а ее бывший муж (мой клиент) был в курсе этого. И деньги потратили они на нужды семьи. И теперь поэтому бывший муж должен своей бывшей тёще половину от этих денег.
Разумеется, расписка о получении денег была "липовой" - ее "рисовали" в ходе судебного процесса. В общем, я просил показать оригинал расписки (в суд была представлена копия, - по ней экспертизу давности нанесения текста не сделаешь), наши оппоненты зарделись и сказали, что оригинал они "где-то потеряли". Вот тогда-то судья и разулыбалась. Всем все очевидно (а еще и копия расписки, имевшаяся в деле, утратила какое бы то ни было доказательственное значение, ибо если письменное доказательство оспорено, а оригинал отсутствует, то суд не может в решении сослаться на копию этого документа как доказательство). В ходатайстве о вызове в суд и допросе "нашей" бывшей тёщи было отказано.
Короче говоря, судьи в большинстве своем крайне критично относятся к таким доказательствам, как например, показания близких родственников.
И есть другие доказательства, которые априори считаются судьями очень сильными. Заключение эксперта в рамках проведенной судебной экспертизы считается одним из таких.
Почему?
1. Экспертиза назначается судом при возникновении в процессе рассмотрения дела вопросов, требующих специальных знаний в различных областях науки, техники, искусства, ремесла (ч. 1 ст. 79 ГПК).
Получается, суд снимает с себя ответственность в решении того вопроса, который ставит на разрешение эксперту. А ведь, как правило, экспертизы разрешают ключевые вопросы процесса (действительно ли подпись в договоре нанесена тем человеком, который указан подписантом; какова давность документа; какова стоимость совместно нажитого имущества; является ли гражданин Х биологическим отцом ребенка Y и т.д.).
Ну вот вам простой пример: лицо оспаривает факт заключения договора, говорит: "Не подписывал я его, подпись не моя". Суд назначает экспертизу, ставит вопрос: чья подпись стоит в документе. Эксперт говорит: "Иванова И.И." (или наоборот, "подпись нанесена иным лицом"). Все! Дело становится очень простым.
2. Как правило, у суда нет оснований не доверять заключению эксперта, поскольку тот предупреждается об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.
3. Даже если эксперт напортачит в своем заключении, у суда (и сторон) всегда есть возможность назначить повторную либо дополнительную экспертизу.
Что всегда делает добросовестный юрист перед тем, как суд назначит экспертизу? Объезжает знакомых (если таковые есть) экспертов и получает от них письма о готовности провести экспертизу, ее стоимости, сроке и квалификации эксперта. Если есть возможность предварительно получить ответ эксперта по вопросу, который задаст суд - просто супер! Но не всегда это возможно в принципе. Но если, например, стоит вопрос - кто нанес подпись на документ, и у тебя есть образцы подписи человека, в подлинности которых вы уверены и копия оспоренного документа - всегда стоит спросить эксперта: "Глянь, скажи, подделка или действительно его?"
И в заключение анекдот про эксперта:
Судмедэксперт диктует практиканту:
— Пишите: "Черепная травма головы... "
— Может быть, черепно-мозговая?
— Нет у него мозгов, раз на день рождения жены с любовницей приперся!
Всем счастья!
Автор консультирует по телефону +7 966 058 02 38.
Подписчикам первая консультация - бесплатно!
Вам могут быть интересны статьи автора:
Может ли юрист гарантировать клиенту результат в судебном процессе?
Что бесит судей в процессе. Ошибки, которые могут стоить проигрыша дела.
Как мы одного "орла" родом из Грузии лишали родительских прав.