Привет, дорогой друг!
Сегодня вторник, а значит мы продолжаем знакомится с крутыми авторами комиксов. Встречайте Владимир Лопатин, он же Питерский панк.
- Привет, Владимир! Обычно в начале #интервью я прошу рассказать о себе пару слов, расскажешь?
Меня зовут Владимир, я родился в Ленинграде в 1984 и сейчас мне 37 лет. У меня двое детей, любящая жена, двое котов и ипотека. Комиксами я занимаюсь с 2005 года. За это время я побывал в роли художника комиксов, издателя, ретушера-верстальщика, участвовал в организации больших комикс и гик-фестивалей, занимался преподавательской деятельностью, рассказывал детям и взрослым, что комиксы — это круто, и что это искусство. Благодаря своей любви к рисованным историям я проехал всю страну с лекциями от Калининграда до Владивостока. За эти 17 лет творческой деятельности я сделал очень много, уместить это в паре предложений очень сложно, поэтому пытаться даже не буду, я немного ленивый :)
- Ты помнишь с чего началось твое увлечение комиксами?
Как любой ребенок 90-х я читал #комиксы , которые были тогда очень популярны и распространены повсеместно. Комиксы можно было купить на любой остановке общественного транспорта в ларьке Союзпечати. Микки-Маус, Черепашки ниндзя, Бамси, Фантом, Эльфквест — мы со старшим братом скупали очень много комиксов, но, наверное, самым знаковым стал журнал комиксов «Муха». Этот журнал показал маленькому мне, что комиксы могут быть совсем разными и по стилю, и по жанру, и по подаче.
- Когда ты нарисовал свой первый комикс? Помнишь, о чем он был?
Не, если честно не вспомню. Возможно, мой мозг постарался это стереть, чтобы во взрослой жизни меня не травмировать. Помню, что рисовал подростком, учившись на первом курсе ПТУ. Это была история про четырех друзей, которые попадают в фэнтезийный магический мир и получают там способности, основанные на их увлечениях в реальном мире. Это был такой ужасный винегрет из всего, что я видел и читал на тот момент, это была такая стыдоба, но сейчас весело о таком вспоминать.
- Почему ты выбрал себе псевдоним именно «Питерский панк»? Были другие варианты? Если да, то какие?
Прозвище прямиком из армии. Я был из Питера. Я умел рисовать и на фотографиях, которые взял из дома, я был с ирокезом. Поэтому меня звали и «питерским» и «панком» и «художником». Как вы понимаете с креативом там было туго. Вернувшись из армии я регистрировался в соцсетях и в то время у всех были ники, было моветоном что ли регистрироваться под реальными именами. Я, недолго думая, написал Питерский Панк, а почту сделал «панк-художник». До сих пор мне аукается это название почты. Особенно когда веду деловые переписки :)
- У тебя есть профессиональное образование, или ты #художник самоучка?
Я по образованию повар-кондитер. Всё мое художественное образование — это уроки рисования в младших классах. До всего доходил практикой и советами, которые давали родные и друзья. Но если мы говорим о том, нужно ли образование, я отвечу, что нужно. Если у вас есть возможность получить информацию от профессионала или эксперта — пользуйтесь! Скорее всего вы сэкономите время, которое у вас ушло бы на поиск этой информации и её систематизацию. Быстрее получите прикладные навыки. У самоучки более длинная дорога. Будьте волками — бегите по короткой дороге :)
- Есть какие-то направления или навыки, которые тебе бы хотелось прокачать сильнее? Чему-то научиться сейчас?
Всегда хочется научиться чему-то новому. Если ты не двигаешься вперед, не развиваешься, то все, чем ты занимаешься быстро наскучит.
Сейчас я занимаюсь настольными играми. Хочется больше узнать о разнообразных механиках, разобраться в профессиональных терминах. Для меня некоторые слова до сих пор звучат словно на каком-то парселтанге.
- Мне всегда интересно как авторы придумывают свои шутки. Как этот процесс организован у тебя?
В большинстве случаев шутки в моих стрипах основаны на реальной жизни. Часто ты даже ничего не придумываешь, а просто рисуешь то, что было на самом деле. Если говорить о конструировании, то просто берешь определенную тему, немного ее гипертрофируешь, а потом обманываешь ожидания зрителя. Чем неожиданней поворот, тем смешнее история.
- Как ты думаешь на какие темы сейчас актуально шутить?
Наверное, повседневный юмор будет всегда актуален. Если пошутить о том, как ты или какой-то персонаж смотрит сериалы, то это история найдет отклик у многих. Сейчас все смотрят сериалы. Если шутка хорошая, то комикс станет массовым. Но, на мой взгляд, надо просто шутить на темы, которые тебе интересны и от которых ты сам будешь кайфовать. А зритель всегда найдется.
- Есть ли темы, на которые ты бы никогда не пошутил?
Мне не нравится сильная вульгарщина и жесткий черный юмор. Сам я такое навряд ли нарисую, но это не значит, что я не могу посмеяться над хорошей жесткой шуткой. Я поэтому не смотрю «Гриффинов», «Саус парк» и «Рика и Морти». Это все немного не мое.
- Какой комикс из тех, что ты уже сделал нравится тебе больше всего?
Трудно сказать. Могу, наверное, ответить так: последний комикс, который мне принес много положительных эмоций во время создания — это история «Настоящее призвание».
Это десятистраничная история для сборника комиксов, где главными героями были классические персонажи «Союзмультфильма». Книга вышла к 85-летию студии. Мне достались хоккеисты из мультфильма «Шайбу! Шайбу!». Я обожал этих героев в детстве и все их попытки в хоккей, футбол, бокс и даже туризм, которые вечно оканчивались неудачами. Было невероятно приятно рисовать про них совершенно новую историю.
- Я всегда спрашиваю у авторов, есть ли у них секрет успешного комикса. Что скажешь? Поделишься секретом?
Просто рисуйте о том, что вам нравится, что вас беспокоит. Делайте истории с душой. Никогда не подстраивайтесь под повестку, аудиторию, или зрительский запрос. История, сделанная с любовью и от чистого сердца всегда найдет своего зрителя.
- Продолжи фразу «Современный комикс — это…»
Современный комикс — эксперимент. Как любой вид искусства комикс развивается и не стоит на месте. Комиксы с дополненной реальностью, 3D-комиксы, анимированные комиксы, истории в которых персонажи говорят Qr-кодами, комиксы со встроенным игровым процессом, эксперименты с темами, графикой, подачей и дизайном. Невероятно круто видеть, что создают новые современные художники и как они выходят за границы и применяют новые технологии современной жизни.
- Если я правильно понял, большую часть твоей жизни занимает участие в различных комикс-фестивалях. Помнишь свой первый фестиваль? Как это было?
Ну сейчас с фестивалями сложно. Если вспоминать 18-19-е года, то да, фестивалей, конов, ивентов, ярмарок и маркетов и вправду было очень много. И это было весело, но пока никто не знает, вернется ли индустрия в прежнее русло.
Первый мой фестиваль, на котором я был был зрителем — это питерский аниме-фестиваль. Вроде бы Animatsuri в 2001–2002 году, и это был полный восторг. Тогда я впервые узнал, что такое косплей. Познакомился с питерскими художниками, которые рисовали свои первые манги. Для подростка вся эта атмосфера вокруг была просто поразительной. Вдруг узнать, что есть столько людей, увлекающихся тем же, что и ты.
- Также ты часто ведешь лекции, обучаешь молодых комиксистов и делишься своими знаниями. Ощущаешь себя частью той силы, что движет комикс-культуру в России вперед?
Ох, если я начну тут говорить о развитии индустрии комиксов в стране и как я участвовал в этом, мы тут застрянем надолго :) Но индустрии в начале 2000-х практически не было. Было не так много людей, которые пытались развивать комикс в России и все друг друга знали и помогали друг другу. Эта была небольшая тусовка увлеченных людей и я был в этой компании. Сейчас индустрия совсем другая и многие, кто начинал двигать её, уже отошли от дел и дали дорогу сотням молодых энтузиастов.
Я в свое время занялся преподавательской деятельностью, в том числе, и для развития индустрии и популяризации комиксов. Ну и конечно для того, чтобы поделится своими знаниями с молодыми ребятами, которые тоже хотят рисовать комиксы. Я знаю, что сейчас есть комиксисты, которые ходили на мои лекции и курсы, а значит все это было точно не зря :) Я бы очень хотел попасть на такие лекции в свое время. Когда я начинал рисовать комиксы, многих ошибок можно было бы избежать, очень многих. Мне нравится преподавать, но пандемия также внесла свои коррективы в эту часть моей жизни.
- Что для тебя самое сложное, когда ты выступаешь в роли учителя?
Сложно было на самых первых лекциях. Тогда я очень нервничал, волновался и заикался, но это я быстро смог перебороть благодаря складу характера и юмору. Сейчас есть лишь одна проблема. Когда ты выступаешь перед совсем не заинтересованной публикой, которой нет никакого дела до комиксов. Но это бывает очень редко. В такие моменты трудно избавиться от мысли: «зачем я тут, лучше бы я был дома с семьей».
- Давай немного поговорим про твою аудиторию, опиши её.
А я не знаю какая она, наверное все же это люди возраста 20+ или старше. В последнее время я много рисую комиксы про родительство, а это еще более старшая аудитория.
- У тебя есть хейтеры? Как ты реагируешь на негативную критику?
Когда был помоложе, то реагировал очень резко в силу своей импульсивности. Сейчас я в таком возрасте, что вообще на нее не реагирую, у меня на это просто нет времени :)
- Есть ли люди, которыми ты вдохновляешься?
Я не могу выделить кого-то конкретного. Мне нравится много художников, много авторов, много писателей, много режиссеров и произведений. Выделить что-то одно просто нереально. Они все влияют на меня и мое #творчество и формируют меня как личность. Широкий кругозор — вообще очень крутая штука. Чем больше ты знаешь и видел, чем больше насмотренность, тем проще и эффективней ты работаешь над собственными проектами.
- Есть ли кто-то с кем бы ты хотел сделать комикс-коллаборацию?
Я сам не часто предлагаю коллаборации людям. Мне порой не хватает времени и сил даже на собственные проекты. Но иногда, если ко мне приходят с какой-то идеей, если я не супер-перегружен и проект мне симпатичен, я с удовольствием впишусь в движуху.
- #Рисование было твоим хобби, которое позже переросло в профессию, или ты всегда планировал зарабатывать творчеством?
Не, я вообще не мог представить, что однажды смогу зарабатывать, рисуя комиксы, иллюстрации и делая настолки. Я долгое время работал и кондитером, и поваром. Рисование было отдушиной, приносившей совсем небольшую прибыль. Когда я решил, что надо выбирать: либо рисовать, либо оставаться поваром, я выбрал рисование. В то время заработать фрилансом было в разы сложнее, чем сейчас. Были моменты, когда я перебирал вещи в надежде найти в карманах мелочь и сходить купить хлеба. Но я не жалею, что ушел из поваров. Я часто говорю, что мне нравится готовить и кулинария — тоже искусство. Но вот беда: твое кулинарное произведение живет очень недолго, а если ты нарисовал книгу, сделал игру, то твой труд живет намного дольше и радует десятки людей.
- Какой путь нужно пройти начинающему художнику/иллюстратору/комиксисту, чтобы зарабатывать на своем любимом деле?
Нет никакого единственно верного пути, по которому точно стоит шагать. Их миллионы и каждый человек находит свой. Кто-то может творить десятки лет и не стать популярным автором. А кто-то может взлететь за считанные месяцы, удачно выстрелив один раз.
- Правильно ли я понял, что ты также создаешь авторские настолки? Расскажи, как возникла идея создать свою первую игру?
Я вырос в многодетной семье. Нас шестеро и у меня три младших брата. В детстве во время летних каникул нас отправляли на дачу на три месяца. Там не было электричества и мы развлекались как могли. Тогда-то я и начал создавать свои настолки. В моем детстве из настольных игр я видел только «Менеджер» (аналог «Монополии») и лото. Поэтому создавая свои первые детские игры, мне не на что было ориентироваться. Механики и правила всегда приходилось генерировать самому. Возможно что-то частично черпалось из видеоигр (денди, сега, первые игры на ПК). Многие игры, созданные тогда, до сих пор как ни странно играбельны. В районе 25 лет (а это где-то 2010 годы) у меня подрастала дочь и для нее я снова начал делать настолки, чтобы играть с ней дома. Тогда индустрия настольных игр была очень небольшой, поэтому крафт-игры мне казались клевой темой. Ну и в последнее время я вновь увлекся настолками. Так хотелось сделать что-то отличное от комиксов, я вспомнил, что я ведь могу делать настольные игры, опыт же есть, вот и попробовал. и до сих пор пробую :)
- У тебя есть проект настольной игры «Большая настолка», которому не так давно исполнилось 3 года. Расскажи об этой игре подробнее.
Большая Настолка — это коллекционная карточная игра.
Изначально идея была в том, что к разным событиям моей жизни (участие в фестивале, лекция, выход книги, поездка в другой город итд) я буду делать игровую карту. Через год все эти карты соберутся в настольную игру. Проекту на данный момент 3.5 года. Со временем концепция немного изменилась. Я начал сотрудничать с комикс-издательствами и издательствами настольных игр, гик- и комикс-магазинами, барами, кафешками, библиотеками и креативными пространствами. Начал приглашать крутых и интересных художников в проект. Организовывать разные движухи как в онлайн- так и оффлайн-форматах.
Почему же люди собирают карты. По концепции карты, вышедшие сейчас, будут сильнее по значениям, чем в стартовой колоде. А есть карты, которые не войдут в финальную версию игры и каждый сможет собрать свою уникальную колоду для турниров. За эти годы было выпущено более 300 карт разной редкости (точнее не скажу, я давно сбился) и только десяток можно было купить. Остальные карты люди получали, выполняя определенные квесты, задания, посещая выставки, фестивали, магазины, игротеки.
Стартовый набор карт нарисован и собран. Правила написаны и протестированы и, если ничего не изменится, в этом году запущу сбор средств на печать стартового комплекта. Сейчас например прошел новогодний квест, в ходе которого можно было получить карту «Дед Мороз» в разных точках Питера, Москвы и Владивостока. Это комикс- и гик-шопы, бары и кафе, и в каждой из этих точек лежал свой уникальный Дед Мороз, можно было спокойно туда прийти и бесплатно получить карту для своей коллекции.
- Кому она точно понравится?
Глядя на аудиторию проекта — многим :) Есть ребята школьники, которые активно собирают карты. А есть уже взрослые коллекционеры с детьми. Есть люди, семьи которых увеличились в течение проекта, а они все равно продолжают участвовать. Прелесть этого проекта, на мой взгляд, в его нелинейности. Я часто стараюсь придумать что-то интересное и небанальное, чтобы игроки в стремлении получить ту или иную карту делали что-то новое и участвовали в необычных активностях. Какие-то идеи мне подкидывают ребята из комьюнити, а я их реализую. Мне многие писали, что у них с той или иной картой связаны вот такие воспоминания и переживания. У всех своя коллекция карт и своя коллекция воспоминаний. Вообще я не устану благодарить ребят, вовлеченных в этот проект. Без такого отклика «Большая Настолка» не стала бы такой Большой :) По геймплею — это в принципе простая ПвП-игра. В стартовый набор сможет играть легко и младшая аудитория, и старшая.
- Что для тебя самое интересное, а что самое сложное в процессе разработки авторской игры?
Интересное — это, конечно, сам процесс разработки. Когда ты из сырой идеи стараешься оформить что-то рабочее. Очень люблю процесс работы над механикой, когда ты борешься с тем, чтобы игра работала без сбоев. Генерируешь новые идеи и обходные пути.
Самое ненавистное — это писать правила. Это сущий кошмар. Очень долго, муторно и скучно. Ты можешь неделю потратить только на то, чтобы написать понятные и подробные правила к простенькой игре.
- Ты так же увлекаешься коллекционированием? Что самое необычное в твоей коллекции?
Ну я не то чтобы супер какой-то коллекционер. Сейчас мне нравится собирать вещи из моего детства: те, что у меня были, и то, о чем я мечтал, или даже вещи, о существовании которых не догадывался. Курируя зону 90-х для Фестиваля BIG FEST, я собрал около 50 метровых рам с кэпсами (фишками/сотками), вкладышами от жвачек, переливными календариками и значками. Это добро лежит у меня дома. У меня много старых комиксов из той эпохи. Сейчас я с удовольствием ищу старые настолки. Играть в них — необычное удовольствие, очень атмосферное. Ты словно путешествуешь в другое время. Я не очень люблю собирать автографы, но у меня есть пара знаковых лично для меня, как например автограф Кевина Истмана (создателя черепашек ниндзя). Он приезжал на один из фестивалей, который организовывала наша команда. Автограф стоит на самом первом выпуске черепашек, выпущенных в России. В моем доме много вещей из прошлого, которые дарят мне и моей семье приятные эмоции. Проектор с прекраснейшими диафильмами, видеокассеты с ужасным переводом, книги, игры, игрушки и многое другое. Я не коллекционер, а человек, который окружает себя приятными эмоциями.
- Что должно произойти, чтобы рисование стало не твоей историей?
Проблемы со здоровьем. Этой осенью у меня были проблемы с правой рукой. Как сказали врачи я её перенапряг работой и там пошли микро разрывы тканей и воспалительный процесс. Было больно даже проделывать самые простые манипуляции вроде прокрутки ленты в телефоне. Когда я не знал о диагнозе, я очень испугался, что будет со мной дальше. Эта ситуация меня научила, что всех денег не заработать и надо давать себе отдыхать.
- Без какого предмета ты не вышел бы из дома?
Телефон. Без него наверное уже никто из дома не выходит. Это просто необходимость.
Ну и конечно, в 90% случаев, я беру рюкзак. В нем всегда лежит блокнот, карандаш, пара ручек и линеров. Я всегда рисую в дороге, маршрутках, метро, поездах, самолетах. Большая часть моих комиксов нарисована в пути. Это время, когда я могу рисовать для себя. Дома это редко получается.
- Твоя любимая музыка?
Чаще слушаю русскоязычную музыку: рок, панк, фолк, альтернатива, ска и т. д.
- Последняя прочитанная книга?
Книги в последнее время я читаю редко. Если удается что-то почитать — это комиксы, а книги под работу я слушаю. Последний прочитанный комикс — это сборник «Байки с Рылеева 73», сборник хоррор-миксов от отечественных авторов. Наконец-то нашлось время дочитать его, спустя почти год после выхода. Книгу, которую я сейчас слушаю — это серия книг «Видок» Григория Шаргородского. Неплохая серия про попаданца. Мне понравился мир, в который попадает главный герой: немного славянской мистики, немного паропанка во времена альтернативной царской России.
- Последний просмотренный фильм?
«Человек-паук: Нет пути домой». Вышли с женой из кинотеатра в восторге. На удивление хороший фильм с нормальным сценарием для такого сюжета и идеи. Игра актеров на очень высоком уровне.
- Последний просмотренный мультфильм?
«Энканто» и это было большое разочарование. Очень скучный мультик ни о чем. Слабый сценарий, очень слабый, дизайн персонажей, их словно надергали из других мультиков диснея, как-то совсем не зацепило. Но вот вам три мультика, которые вышли в последние годы, которые на мой взгляд стоит посмотреть: «Клаус», «Митчеллы против машин», «Волшебный дракон».
- Любимый город?
Санкт-Петербург, а какой еще можно ожидать от меня ответ :)
- В каких социальных сетях тебя можно встретить?
Спасибо, что дочитали до конца! Пишите в комментариях, какой из комиксов Питерского Панка понравился вам больше всего? Ставьте лайки, а так же обязательно подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые статьи.