Друзья, в этой части расскажу, как навешивали мотор, про подбор винта, настройки, и результаты в сравнение с двухтактной Yamaha 30.
Давно хотелось что-то обновить на лодке. А на конец июля 20ого года был запланирован выезд на Онежское озеро, который и стал дедлайном для всех новых покупок.
Зачем 50 сил, если под 30кой Ротан 520 бежит 45км? Ну 45 он бежит в одного, а если сесть в четыре хомяка, и если хомяки особенно хорошо кушали, то уже больше 30 едет с трудом. Ну и лыжника увереннее доставать из воды.
Со всеми этими мыслями купил Honda BF50. Почему Honda? В связи с Ковидом летом 20ого года в Москве новых 50 сильных четырёхтактных моторов просто не было, ездил в экстрим, разговаривал с продавцами – обещали, возможно, осенью. Но осень меня не устраивала, нужно было ехать на Онежское озеро :), так что пошёл на Авито.
На Авито нашёл несколько вариантов на 50 лошадей, созвонился с продавцами. Была Ямаха двухтактная совсем недорого, но с компрессией в 7.2 в одном из цилиндров, было две хонды 50, одна посвежее, из Японии, вторая постарше – из Европы. Из преимуществ Хонды – она самая лёгкая из 4-х тактных полтийников – 92 кг. Решил дальше смотреть Хонды. Только один продавец согласился показать, как мотор еден в бочке, и решил ехать к нему. Очень хотел послушать, как заводится, как включаются передачи, нет ли ударов, насколько равномерно под газом.
Покупка
Приехал, продавец не обманул, на проверку оказалось всё очень мягко. Кстати, ребята оказались спецами по дооборудованию лодок, и у них есть свой канал на Ютубчике - Баркас 54.
Договорились, что ребята ещё и нарастят транец под L-ногу, благо с алюминием они дружат очень хорошо.
В результате, к выезду на онежское Озеро лодка была готова и с новым мотором.
Чем Honda 50 лучше моей двухтактной Yamaha 30
- Первое - это мощность, понятно, 50 лошадей лучше, чем 30
- Трим стоит сразу на моторе, и отлично справляется с регулировкой наклона на полном газу
- Заводить мотор с ключика - это прям удовольствие )
- Теперь на ходу у меня заряжается аккумулятор
- Мотор 4-х тактный, кушает побольше моей Ямахи, но не в 2 раза :)
- Хонда существенно тише
- Не нужно смешивать масло перед заливкой бензина в бак
Ясное дело, что к преимуществам Ямахи -она дешевле почти в 3 раза! и значительно проще устроена.
Оставался один вопрос: Что делать с винтом?
Штатно на моторе стоял какой-то невообразимый винт, кажется с 11 шагом и 13ого размаха! Да, не наоборот, очень тяговый огромный винт. Судя по всему мотор стоял на каком-то пантоне в Японии.
Поискал в Водном мире, нашёл Baeksan-овские винты недорого. Немного напутал при выборе на сайте, хотел взять два винта 14 и 15 шага, но с хорошим размахом. По опыту хождения на катамаране – размах помогает держать упор воды на поворотах и разгонах, не сваливаться в прохваты. Взял винт от Сузуки 11-1/2 диаметра и 14ого шага и ещё похожий 15ого шага. Хондовского с хорошим шагом в тот момент не было в наличии.
И они не подошли. Рукав, которым винт заходит в кольцо мотора – оказался на 2 мм больше диаметром, чем родной хондовский. В результате винт не влезает под юбку на ноге мотора.
И заканчивалось воскресенье, а выезжать то уже в четверг. Что делать?
Прикинул – поставлю шайбочку под винт, так, чтобы рукав винта чуть-чуть не доходил под юбку. Порылся в гараже, из подручных деталей изготовил шайбу. Фотки, к сожалению, нету, да и ошибка это была, так что нет смысла показывать :).
Из-за того, что был маленький зазор между винтом, как только даёшь нормально газу – возникают прохваты. В начале всё грешил на высоту навески мотора. С ней тоже немного ошиблись, но не так, как я с винтом :). Оказалось, что из-за маленького зазора между винтом и мотором – выхлопные газы, вместо того, чтобы идти через основное сопло винта и выходить в воду – начинали идти и по внешней стороне винта. Немного, но этого объёма выхлопных газов было достаточно, чтобы возникала кавитация и прохваты. Получалось идти только в пол-газа.
По возвращению в Москву, нашёл друзей с хорошим токарным станком, и ребята спилили мне те лишние 2 миллиметра. А пока их искал – появился Хондовский Baeksan 15” шаговый винт с размахом около 11”, который тоже купил в коллекцию. Он сейчас и стоит на фото.
Навеска мотора
Непросто пошли дела с навеской мотора. Вначале повесили чуть высоковато. Получалось нормально ходить только с сильно поджатой ногой. А когда нога поджата – лодка немного роет носовой частью скег воду. По опыту использования Ротана, чтобы выйти на максималку или оптимально-экономичный режим – нужно иметь дифферент на корму такой, чтобы передние части скег летели над водой.
Чтобы не было прохватов, и в то же время, мотор не бороздил воду, вывесили АКП ровно по дну лодки. Опять же, помогли ребята из Баркаса 54. Вывешивали при полностью вертикальной ноге мотора (не поджатой, а именно вертикальной). Получилось, когда начинаю чуть откидывать мотор – АКП получается даже чуть выше уровня пола, но всё же этого достаточно, чтобы она касалась поверхности воды и выполняла свою работу – закрывала винт от кавитации.
Переходники тросов Газ-Реверс
К мотору с Японии не было переходников для подключения тросов Газ-Реверс. Поиски в Водном мире и интернете не дали результата, только под заказ, через 14 дней. А выезжать уже через 5 дней.
Посмотрел, как выглядят оригинальные переходники, и сделал самопальные из бочонка М6 и винта, купленных в Леруа. Позже из Японии приехали оригинальные переходники, но они не совпали по шагу резьбы с моими тросами газ-реверс! Поэтому так и остался на самодельных переходниках
Онежское Озеро
Со всем этим счастьем летом 2020 года поехали на Онежское озеро, где были красоты, рыбалка и ремонт прицепа в лесных условиях :), но об этом в следующих статьях.
Что получилось по скорости
Лыжника теперь катает без проблем и пока не нашёл такого, которого бы не вытащил.
В 2 хорька в сумме на 170кг со всем богатством лодки выбили 55км/ч против течения. Ребята с форума Rotan.spybb.ru выбивали и побольше на 50 лошадях на 5.2 метровых Ротанах. И тахометр подсказывал, что мы идём близко к 6000 оборотов. Возможно, на 16ом шаге получится и 60 пробить. Но, честно говоря, это не очень актуально, всё-таки на скоростях за 40 уж очень некомфортно становится от ветра.
По весу комплекта – теперь уже не осиливаю тягать в одного по песку. Да и вдвоём тяжело, корма веса набрала.
В следующей серии расскажу про новое жёсткое дно в лодке, что получилось, а что так и не решилось, подключение тахометра и удобства для рыбалки
Друзья водно-моторники и рыбаки, спасибо, что дочитали! Понравилось – поставьте, пожалуйста, Лайк!
И подписывайтесь на канал, в следующих статьях расскажу про лодку и новые проекты, которые затеял.