Вода, испокон веков считалась самым сложным и одновременно самым простым веществом на планете. До сих пор учёные считают её до конца не изученной. Осознавали эту глубочайшую информационную непознаваемость и древние славяне... Само слово «вода» происходит от слова «веда», то есть люди приписывали воде свойства впитывать в себя информацию, хранить и передавать её на расстояния или через временные промежутки. Вода способна накапливать как отрицательную, так и положительную информацию. И естественно может либо восстановить человека, либо наоборот разрушить его.
"...Порядком, установленным Родом-Творцом, определены и Великие Праздники. Порядок назывался «коном». До сих пор говорят: «Вот откуда пошел кон(порядок) земли нашей», «от кона, спокону, испокон, искони так водилось». А те, кто нарушал кон, данный Богами, был порицаем. Так говорили: «Он не нашего кону… Либо в кон, либо вон…»..."
Следовательно, славянский праздник Водосвят-Водокрес изКонный.
Есть в названии праздника Водосвятия-Водокреса корень «крес». Прежде всего, это слово означает «Огонь» (кресало), но не просто огонь, а чародейный, против всякой нечисти. Слово «крест» является символом такого божественного чародейного огня. Крест Сварога прямой, с равными по длине концами. Прямой крест символизирует ещё и человека, и Мировое Древо. Прямой крест всегда считался «мужским» крестом.
Вода — стихия, уравновешивающая огонь и помогающая распространиться(растечься и пропитаться) тому, что несёт с собой соединение мужского и женского начала. Косой крест в давние времена был знаком Великой Матери Макошь и считался женским знаком. Водосвятие у славян в ещё одном смысле — это очищение женской водяной силой.
Позже (IV тысячелетие до нашей эры) этот знак стали считать знаком огня и переосмыслили как мужской. Косой крест по смыслу стал похожим на прямой крест, в северных вышивках сочетание ромба и креста стало символом соединения начал, но большой косой крест по-прежнему остается символом Макошь.
Восьмилучевая звезда (прямой и косой крест) — символ соединения мужского и женского начала, созидающего жизнь. Именно так выглядел старинный крест, не имеющий отношений к христианству — соединение прямого и косого крестов.
Так вот, «крес» это символ небесного очищающего огня (радиации, космического излучения) — это очищающий и спасающий восьмилучевой знак. Именно такую прорубь рубили в Великий Водокрес.
Праздник Водосвятия у славян начинается с Коляды.
Вот мы и приближаемся к тому смыслу праздника, который несёт в себе название «Водокрес» или «Водосвятие». Но мало кто в курсе, что это не один день в январе месяце.
Посмотрим на всё через обычаи давних времён, бытовавшие на нашей северной земле. Праздники все были по Солнцу — по изломам Солнца за временем и следили. Коляда проходила 21 или 22 декабря, тогда волхвы совершали великие чародейные обряды, а остальные, обычные люди начинали праздник, когда Солнце выйдет «на воробьиный скок», 25 декабря.
С этой поры начинались Велесовы святки, 12 дней для гадания о благополучии следующего лета. По нынешнему исчислению, с 25 декабря по 6 января. В эти дни Велес – Бог Мудрости и Магии держал ворота Нави открытыми для того, чтобы люди могли обратиться к своим Навным Предкам и просить у них благословения, совета и помощи.
Как обратиться к Предкам в этот праздник?
Чтобы позвать Предков, открывали двери и выставляли свежее угощеньице на алтаре, перед «Чурами Богов» и Предков. Принято было показывать, что живые родичи помнят дедов и сожалеют об их отсутствии. Это делалось для того, чтобы призвать Духов Предков в Явь. В остальное время северяне не предавались горю об ушедших. О чём жалеть…? Злому смерть – а доброму вечная память. Вернется Душа дедова в род, воплотится в правнуках!
Вместе с Навьми Предками приходят из Тёмной Нави чёрные навьи — Души заложных покойников, тронутые дыханием Хаоса… Опасны они для живых, потому от них исходят болезни и несчастья. Вот и называют эти дни «страшными». Но было бы начало, будет и конец. После 12-ти Велесовых дней улетают наши Деды птицами обратно в Навь, а Велес закрывает проход.
Малый Водокрес с 6 января — первое Водосвятие у славян.
И тут происходит вот что: Сварог, Небесный Отец в этот миг ударяет молотом по Алатырь-камню, искра мужского небесного Огня-Креса падает на землю в воду. И наступает на Земле малый Водокрес 6 января по новому исчислению – вода меняет свойства и становится «могутной да премогутной». Свойства сохраняются с 6 часов вечера по полудня следующего дня.
Чёрные Навьи оказываются запертыми в Яви, потому что не могут вернуться «вниз по реке» к себе домой. Здесь они останутся до 19 января, каждый день теряя силы и свою способность причинять вред.
Малый Водокрес — первое Водосвятие у славян, праздновался народом северным так. В этот день каждая семья соблюдала строгую умеренность в еде (пост) до самой полуночи. После того, как во второй половине дня принесут дома славления Предкам и попросят их лететь обратно, праздник продолжался на каком-либо источнике, на озере, а при отсутствии таковых — около колодца.
Перво-наперво раскалив на огне костра кусок Сварожьего железа, славя Сварога, опускают его в прорубь, потом купаются, смывают с себя «все болести и горести» и набирают воду с собой, для того, чтобы окроплять дом, двор, родных, домашних животных, дать выпить больным.
Возвратясь домой после малого Водокреса, жители страны северной отпивали по несколько глотков сварожьей воды, а затем ею с помощью берёзовых веников, хранящейся со времён Купало, окропляли весь дом, хозяйственные постройки, имущество с целью предохранить хозяйство от беды и сглаза.
Было принято в этот день выливать в колодец принесённую воду, чтобы в неё не смогли забраться нечистые тёмные Навьи и не брали воду до большого Водокреса 19 января.
Этой же водой лечили больных и заживляли раны. Почерпнутая из проруби сварожья вода, как считалось, особенно помогает женщинам-кликушам, но при том условии, что взявший воду, идя от проруби, будет произносить славления Богам и не обернется назад.
Хранили эту чистую воду так: рядом с сосудами зажигали свечи с завязанными на них наузами, в которые вплетали с заговорами свои чаяния.
Великий Водокрес 19 января — второе Водосвятие у славян.
К тому времени чёрные навьи (позже их называли бесами, а при христианстве чертями), запертые в Яви, лишались последних сил. Этим пользуются и колдуны — люди, которые призывают чёрных навий для злых дел. И такие есть в стране северной, тут уж против правды не пойдёшь. Колдуны, получая от Хаоса своё могущество, обречены, как все знали, после своей смерти превратиться в змей, поддерживающих столбы последней крыши Нави. Оттого-то и держались колдуны за свою жизнь, подчас выпивая силу и кровь других людей, чтобы продлить свою молодость. И умирали долго и мучительно, стараясь передать своё проклятие кому-нибудь из живущих и уйти в Навь обычным смертным. Поэтому к тому времени навьи были слабыми, а колдуны — сильными, принявшими их силу на себя.
Великий Водокрес, второе Водосвятие у славян, проводился всегда необыкновенно торжественно. Этот праздник отмечал завершение дней, отмеченные особым разгулом «нечистой силы». Одновременно, все готовились к защите от возможных бед. Очищение всегда имело характер предосторожности, поэтому Водокрес 19 января нужен был как защита на будущее. Свойства воды сохраняются с 6 часов вечера 18 января до полудня следующего дня.
Как приготовиться к празднику?
Приготовления к празднику начинались еще накануне: избы мыли и тщательно выметали сор, в котором, по поверьям, мог спрятаться бесёнок. Верили, что утром перед Водокресом все «бесенята» должны утонуть.
Подготовкой к празднику Водокреса являлся и строгий пост накануне до первой «вечёрной» звезды» пожилые люди полностью воздерживались от еды и проводили славление Родным Богам. Даже дети и подростки старались ничего не есть.
На открытом воздухе на льду реки устраивалась прорубь – льдом в январе в стране северной никого не удивишь. Волхвы загодя рубили прорубь в виде восьмиконечного креста.
На купание в Великий Водокрес — второе Водосвятие у славян шли совместным ходом, а не просто отдельными семьями. Шли большаки родов, взрослые мужчины и жонки. Молодежь берегли, дома оставляли. Дорога для этого хода устилалась соломой, а по бокам украшалась вершинками молодых ёлочек — священного дерева Богини Макошь. Потому как время от малого Водокреса до Великого Водокреса было во власти этой Богини магии и судьбы. Все гадания, которые проводили люди в это время, были посвящены ей, Владычице покутных нитей.
Время Богини Макошь — очищение воды во второй праздник Водосвятия.
Именно через двенадцать дней после малого Водокреса Макошь ударяла по камню Алатырь своим веретеном крест накрест. Искры огня женского начала снова ложились на открытые водоёмы, закрепляя мужской крест Сварога и делая воду не только лечебной, но и охраняющей от нечисти.
Второе Водосвятие — вода приобретает очищающие свойства от взмаха веретена Богини Макошь.
Все это делалось с целью защиты, ведь в Великий Водокрес все колдуны особенно опасны, так как они встревожены Водокресом и потому мечутся повсюду. Кое-где считали, что если не защитить в этот вечер скотину, окропив ее и загородь божеской водой, то нечистый будет сильно мучить скотину, и на следующее утро она будет в мыле и в поту.
Праздничный ужин на Водосвятие
Праздничный ужин в день Водокреса — Водосвятия назывался “голодной кутьей”. Обязательными блюдами этой трапезы были кутья, блины, овсяный кисель. Блины на Водокрес ставили в хлев для дворового с целью обеспечить благополучие для скота.
В старом календаре день Водокреса — Водосвятия был одним из важнейших праздников начала года, осмысляемый в мифологическом сознании как рубеж, за которым создаваемый в святочное время мир приобретал качественно новые характеристики: четкость, упорядоченность, устойчивость и т.п. С этого праздника все становилось на свои места: начинался своего рода новый отсчет времени, закрывались границы между «мирами», прекращался контакт людей с «иным» миром, и они возвращались к своему привычному течению жизни.
На благо!