Найти в Дзене
Исторические напёрстки

Булочная «Иисус Христос»: библейский сказ об умножении хлебов…

Оглавление

Давно обещал Читателям разобрать строго по порядку чудеса, которыми христианство уже пару тысячелетий «окормляет» доверчивую паству. Сегодня остановимся на эпизоде насыщения пятью хлебами пяти тысяч голодных ртов. Кто вдруг не в курсе — читаем апостола Матфея (14:15-21).

А кому опять поблажится, что аффтар «оскорбляет религиозные чувства», ответственно заявляю: Иисус мог сотворить необходимое количество пищи. Осталось только прикинуть практический аспект такого мероприятия. С исторической и физической точек зрения.

Итак, Матфей сообщил: «в пустынное место пришли пять тысяч человек, не считая женщин и детей». Столь презрительное отношение к последним оставим за скобками, но народу собралось не менее 10 тысяч человек, обезлюдели не менее десятка крупных поселений Галилеи.

Как это допустили местные и оккупационные власти — тоже вопрос, поскольку действие выглядит открытым бунтом. Историк Иосиф Флавий не даст соврать, когда римляне перебили около четырёх сотен иудеев только за то, что они «вышли за стены города в ожидании конца дней» за лжепророком по имени Египтянин. Но пусть будет, времена чудесатые на дворе ведь.

Как немного соображающий в нормативах питания армейского личного состава, склонен смело предположить: чтобы такая полнокровная дивизия евреев «ела и насытилась»… необходимо полкило хлеба на одного человека. На круг выходит 5 тонн. Приступаем в выдаче пайка:

«Преломив, дал хлебы ученикам, а ученики народу».

Однако. Если труд вероучителя был невелик (пять хлебов лишь преломил и взглядом рыбок смерил), то раздатчикам-апостолам пришлось попотеть. Поди преломи пять тонн хлебушка… Как расскажут в Писании — народ спокойно возлежал на этом плацу, ожидая учеников, чинно обносящих жаждущих подкрепиться. Засекать секундомер страшновато даже…

10 000 человек… (Иллюстрация из открытых источников)
10 000 человек… (Иллюстрация из открытых источников)

Вызывает вопросы материально-физический процесс, так же изящно толкуемый современными демагогами в ритуальных платьях. Они говорят, что речь не идёт об увеличении количества хлеба. Народ «духовно» насытился теми крохами, что Иисус выдавал, это было символическое действие. Ладушки, около 0,5 грамма на нос тогда выходит. Но как вышло, что:

«И набрали оставшихся кусков 12 коробов полных».

Неувязка, речь всё-таки идёт о товарных, вполне физических объёмах продукта. Почитаем другого «свидетеля» событий, евангелиста Луку (9:10-17.)

«Он… уединился в город, называемый Вифсаида… народ последовал за Ним… двенадцать пришли к Нему и сказали: «Отправь народ, чтобы они могли пойти в близлежащие деревни и окрестность отдохнуть и достать еду…».

То есть, из города Вифсаида требуют отправить фуражиров по окрестным деревням. Зачем, ведь старший по полевой хлебопекарне сержант Матфей уже проблему в своём отчёте решил… Какое-то нелепое противоречие. Толкователи скажут — это начало описания совсем другого эпизода! Неправда, текстологический анализ говорит, что тот самый. Просто некритично впихнутый…

Дальше по тексту (15:35) у Луки наступает голод, ученики тревожат Иисуса вопросами: «как накормить народ»? Из дивизионного волшебного склада им выдано… семь хлебов. Ими накормлено четыре тысячи человек (не считая женщин и детей). А другой хлеборез, евангелист Иоанн, говорит о пяти тысячах всего. Без обоза из баб и спиногрызов…

Тут сразу возникает озарение: описание Иоанна и синоптических евангелий полностью совпадают! Что заставляет заподозрить нашего апостола в махровом гностицизме. Тогда совершенно верно утверждение, что настоящим хлебом никто никого не кормил, это сам Иисус является хлебом (сутью) для верующих, которым не требуется материальных калорий, они довольствуются духовным.

(Иллюстрация из открытых источников)
(Иллюстрация из открытых источников)

Поздние редакторы Нового Завета не разобрались с этими эпизодами. Либо заимствовали отрывок из каких-то апокрифов, либо потеряли кусок текста у разрешенных к чтению четырёх канонических Евангелий. Поскольку в одном — история о «пяти хлебах», в другом — о семи. А Матфею вообще насильно впихнули этот эпизод, другого объяснения не находится.

Что полностью подтверждается абсурдность нахождении среди безалаберного (попёрлись в пустыню без провизии!) личного состава — «двенадцати коробов», чтобы складывать остатки пищи. Тем самым невежи-редакторы Писания опровергли взгляды гностиков, развеяли высоко-духовную иллюзию о «духовном насыщении». Стыд и позор, «кол» за невнимательность! Тяга к нарушению законов физики просто неискоренимая!

Есть ещё похожая «хлебобулочная» история, когда маленький Иисус устроил раздачу выращенного им зерна. Вывод? Евангелисты часто слышали звон о популярной в простонародье операции «всё из ничего», но излагали её сообразно своей фантазии.

Но историки христианства говорят: первоначальной была гностическая легенда: сам Иисус является духовным хлебом, достаточным для насыщения любого количества страждущих. Это можно подтвердить прямым его высказыванием:

«кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек…».

Но Матфей (или его редакторы) воспринял историю буквально, придав ей черты физической реальности.

(Иллюстрация из открытых источников)
(Иллюстрация из открытых источников)

Другие нелепицы

не лишним будет изучить. Иисус в одном эпизоде оставил — двенадцать коробов хлеба, в другом — семь корзин. Это после того, как накормил досыта тьму народа. Как понять такую отвратительную арифметику? Опять невежеством и невнимательностью Отцов Церкви. Им не мешало бы знать: первые иудеохристиане так противопоставили свою веру и ритуалы… фарисеям, которые еженедельно совершали «приношение двенадцати хлебов» на золотой стол в Храме, а еретики-ессеи предпочитали раздавать на праздники «семь корзин». Если в первый век смысл ритуального противостояния был понятен, то к моменту написания канонического Нового Завета — полностью стал утрачен. Вызывая вполне законные насмешки внимательно читающей публики с историческим базисом.

Дальше идём. Оставим за скобками, как Иисус смог докричаться на выступлении до десятитысячной толпы без использования «труб небесных» и прочей профессиональной звуковой аппаратуры. С какой целью народ поволок за собой в пустыню детей, не озаботившись провизией и водой. Почему щелчком пальцев не сотворить всем присутствующим сытость… Не суть.

Выводы.

Зачем и с какой целью придумана эта история? Проговорился апостол Иоанн, сообщив:

«Приближалась же Пасха, праздник Иудейский. Иисус, возведя очи и увидев, что множество Народа идет к Нему, говорит Филиппу: где нам купить хлебов, чтобы их накормить?».

Опаньки… Значит Песах приближался, главное ежегодное событие иудаизма. Во-первых, еврей никогда не скажет: «Пасха, праздник Иудейский». Песах — и в Антарктиде Песах. Вставка крайне поздняя по времени, из IV века. Специально уточняющая: «есть Пасха христианская» (назначена Вселенским Собором 325-го года н.э.), не перепутайте.

(Иллюстрация из открытых источников)
(Иллюстрация из открытых источников)

Так же понятно, для чего понабилось «умножение хлебов». Этим эпизодом показывается, насколько многочисленный «Народ» решил отвратиться от прежней «неправильной веры» и последовать за новой, практикуя невиданный дотоле ритуал: «Иисус, взяв хлебы и воздав благодарение…». Эпитет полностью идентичен, когда «благодарение» описано на Тайной Вечере. То есть, уже в пустыне была придумана и впервые опробована Иисусом христианская евхаристия (причастие). Если читать невнимательного Иоанна — то да.

Но другие апостолы телегу вперед лошади не стали ставить, используя вместо «благодарение» — слово «эулогео» (благословение), выставив друга-апостола антисемитом, который в тексте начинает «Народ» (следующий за Христом контингент) противопоставлять всем прочим «Иудеям». Нехорошо, ай-яй-яй…

«Возроптали на Него Иудеи за то, что Он сказал: Я есмь хлеб, сшедший с небес».

Хотя другого «народа», окромя «иудейского» в тех локациях не наблюдалось. Не нравятся религиозные лидеры евреев, которым Иисус поперёк горла встал со своим учением, — так пишите прямо. Зачем «Иудеи»? Вызвать ненависть к этим «богоизбранным»? Получилось прекрасно.

Но последним не советую роптать и жаловаться на антисемитизм. Нече на зеркало пенять… как говорится. Христиане оказались достойными учениками. Усвоили, как можно и должно разделять народ даже внутри себя, творчески оценив резню Моисеем своих «неверных» соплеменников, скачущих вокруг золотого Тельца. А что другие «народы» ожидало во времена зондер-команд Иисуса Навина, даже вспоминать не хочется.

(Иллюстрация из открытых источников)
(Иллюстрация из открытых источников)

Умиляет другое невежество или подлог. Ещё бы духовные лидеры Иудеи «не возроптали» на Христа после святотатства и заявления: «я есмь хлеб, сошедший с небес». В иудейский Песах о хлебе запрещено даже говорить, от его закваски заблаговременно избавляются. А тут пришёл… цельный батон.

Так откуда взялось чудодейственное «умножение хлебов»? Само собой, у Отцов Церкви стояла задача: как-то обработать древний эпизод с «манной небесной», без которой не обходился ни один популярный религиозный культ Средиземноморья. А конкретные «хлеба» взяли из Ветхого Завета, нашли в 4-й книге Царств булочную:

«Пришёл некто из Ваал-Шалиши, и принёс человеку Божию хлебный начаток — двадцать ячменных хлебцев и сырые зёрна в шелухе. И сказал Елисей: отдай людям, пусть едят.
И сказал слуга его: что тут я дам ста человекам? И сказал он: отдай людям, пусть едят, ибо так говорит Господь: «насытятся, и останется».
Он подал им, и они насытились, и ещё осталось, по слову Господню».

Апостол Иоанн, рассказавший историю с размножением лепёшек, — потянул её из Септуагинты (греческий перевод письменной Торы), потому что только он использовал в описании эпитет «ячменные хлеба».

«Здесь есть у одного мальчика пять хлебов ячменных и две рыбки…».

Обладая широтой эллинской фантазии, сто человек превратил в фактические десять тысяч, выполнив несколько главных идеологических задач: умалил способности еврея Моисея в производстве халявной пищи, совершенно определённо расколол еврейский народ (отделив Иудеев) и подготовил читателя к грядущему каннибализму «святого причастия».

Хотя гностики как-то милее смотрятся в толковании эпизода… жаль, их редактура Нового Завета не победила.

-7

#история религий #история христианства #евангелие #апостолы #иисус христос #песах #мифы и легенды #древние евреи

Еда
6,93 млн интересуются