Найти в Дзене
ТРИКСТЕР | Научно о религии

Почему на иконе Рождества Христова изображен "дьявол"

Оглавление

На знаменитой иконе великого иконописца Андрея Рублева "Рождество Христово" изображен некий старец рядом с Иосифом, мужем Девы Марии. Его изображал не только Андрей Рублев, но в русской культуре именно рублевское Рождество стало наиболее популярным. Среди иконописцев и культурологов фигурирует версия, что этот старец является дьяволом. Что же делает бес на иконе и как он туда попал?

Икона Андрея Рублева "Рождество Христово", начало 15 века.
Икона Андрея Рублева "Рождество Христово", начало 15 века.

Этого дьявола можно увидеть в нижней части иконы рядом с мужем Богородицы Иосифом Обручником, который сидит с печальным видом, опершись на ладонь. Его обычно изображают в виде сгорбленного бородатого старика в мохнатом одеянии.

-2

На первый взгляд в этом дьяволе нет ничего демонического. Однако этот старец, напоминающий пастуха, стоит рядом с опечаленным Иосифом. Почему Иосиф опечален? Вот что пишет культуролог Елена Луковникова в статье "Иконография Рождества Христова":

В ранних памятниках Иосиф может располагаться рядом с Богоматерью около яслей, но постепенно занимает место в левой части композиции, сидит в задумчивой позе. Такая поза становится обыкновенной для иконографии Иосифа в композиции Рождества и связана с его сомнениями после Благовещения. В апокрифических текстах обрученный Марии муж воспринимает зачатие Богомладенца более болезненно (Протоевангелие Иакова). Предание приводит аргумент диавола в искушении Иосифа: "Как из этой сухой палки не может быть листвы, так и у Девы не может быть потомства".

Получается, старик символизирует беса, который подталкивает Иосифа на сомнение в верности жены Девы Марии. Трость беса кривая, она символизирует ложь беса, на которую он опирается в беседе с Иосифом.

Кривая трость беса.
Кривая трость беса.

Разоблачение мифа

Идея, что на иконе изображен бес, является одной из версий интерпретаций этого старика, причем довольно сомнительной версией. Впервые ее озвучил русский философ Евгений Трубецкой в работе 1916 года "Два мира в древнерусской иконописи". Он пишет:

В нижней части иконы, непосредственно под изображением Богородицы, лежащей на ложе, и яслей Спасителя, мы видим Иосифа, искушаемого диаволом во образе пастуха. Пастух указывает ему на кривую, суковатую палку; а Иосиф изображается на различных иконах то в состоянии тяжкого раздумья, то сомневающимся и как бы прислушивающимся к искусителю, то с выражением глубокого отчаяния и ужаса почти безумия.
Смысл этого искушения сводится к простому, мужицкому аргументу: "Как из этой сухой палки не может произрасти листвы, так и от тебя старика не может произойти потомства".

Слабость этой версии заключается в том, что Иосиф не мог сомневаться, что ребенок не от него. Он мог думать только о том, что Мария забеременела не от Бога, а от другого мужчины. Про себя он думать не мог.

Однако версию Трубецкого подхватили многие иконописцы и историки церковной культуры. Некоторые даже увидели в "дьяволе" рожки и короткий хвостик, хотя нет ни одного изображения, где есть похожие атрибуты. Искусствоведы даже изменяли версию Трубецкого, чтобы подвести ее к христианской традиции, однако моду задал именно Трубецкой, и она оказалась ложной.

Кто же стоит с Иосифом и почему Иосиф грустит?

Грусть Иосифа действительно связана с сомнениями, и сомневаться он стал сам, а не с подачи некоего дьявола в образе старика. В византийской иконографии Иосиф изображен один и он тоже грустит.

Византийское изображение Рождества, 11 век. Иосиф один.
Византийское изображение Рождества, 11 век. Иосиф один.

При этом старец, выдаваемый Трубецким за дьявола, находится совершенно в другой стороне. Этот пастух в мохнатом одеянии пришел поклониться Иисусу Христу. Все строго по евангельской традиции: пастухи и волхвы пришли поклониться Иисусу.

Лишь со второй половины 13 века рядом с Иосифом пририсовывают одного из трех пастухов, которые пришли поклониться Иисусу. Эта традиция перекочевала на Русь. С Иосифом могли изображать как старика-пастуха, так и молодых пастухов.

Молодые пастухи рядом с Иосифом. Пастух-старик стоит рядом с Марией.
Молодые пастухи рядом с Иосифом. Пастух-старик стоит рядом с Марией.

С 17 века некоторые иконописцы подзабыли, что рядом с Иосифом стоит один из трех пастухов. И они стали подписывать пастуха именем Анна. Этот Анна упомянут в христианском апокрифе 2 века "Протоевангелие Иакова" как некий книжник, который пришел к Иосифу после того, как тот узнал о беременности Марии. Анна увидел беременную Марию и побежал жаловаться иудейским первосвященникам о злодеянии Иосифа. На суде Иосифа и Марию оправдали:

И повернулся Анна и увидел беременную Марию. И побежал к первосвященнику и сказал ему: Иосиф, которого ты почитаешь, поступил против Закона. (Протоевангелие Иакова, глава 15)
Над стариком надпись Анна.
Над стариком надпись Анна.

В 19 веке появляется версия, что собеседник Иосифа является неким грешником по имени "Хлюст" или "Грюх".

Таким образом, изначально это был обычный пастух, один из тех, кто пришел поклониться младенцу Иисусу. О пастухах сказано во 2 главе Евангелия от Луки. Этих пастухов изображали в числе трех, среди них обязательно был старец.

В 14 веке некоторые иконописцы, в том числе Андрей Рублев, отделяют старца от остальных двух пастухов и изображают его рядом с Иосифом. В 17-19 веке возникают версии, что этот пастух на самом деле не пастух, а книжник Анна или некий грешник. В начале 20 веке Трубецкой пишет, что это сам дьявол. Но на самом деле это обычный пастух.

Источник

-7