В ряду предков человека денисовцы занимают особое место. Во-первых, это, всё-таки, наше — родное. Подвид назван в честь Денисовской пещеры на Алтае. Потом уже только за своей долей явились китайцы, откопавшие целую челюсть в горах Тибета. Но — поздно. Приоритет и греко-латинское название осталось за нами.
Во-вторых же, «целая челюсть» именно в случае денисовского человека это очень серьёзная заявка. На Алтае находок было очень мало, и они оказались до смешного фрагментарны. Все окаменелости, оставшиеся от денисовского человека, без труда уместятся на ладони. Однако, даже допрос такой малости дал науке многое. Находки удалось достаточно точно датировать, главное же, из них было выделено ДНК. Таким образом, денисовский человек первый и единственный пока из подвидов древних людей, изученных преимущественно методами генетики. Которые на данном этапе уже позволяют составить даже некоторое представление о внешности обладателя кода.
...Но к делу. Денисовский человек — отечественный, или, вернее, азиатский аналог человека неандертальского. Историю подвида следует рассматривать в общем контексте расселения ранних людей. Начавшегося после появления в Африке первой сколько-то приспособленной и годной для массового тиражирования разновидности человека — эректуса — около 1.5 миллионов лет назад. Обнаружив суэцкий перешеек, эректусы сбежали из Африки и разбрелись по Евразии в поисках приключений. Причём, обширность ареала расселения закономерно привела к изоляции популяций и образованию новых подвидов.
По данным молекулярной биологии линии неандертальца и денисовского человека разошлись 700 тысяч лет назад. Но «разошлись» в данном контексте означает, что предки групп перестали смешиваться между собой. Отдельными же подвидами ранние неандертальцы (пра-неандертальцы) и денисовцы (также, скорее, «пра-») стали лишь около 400-500 тысяч лет назад, оставшись при этом наиболее близкими родственниками.
Стоит отметить, что на планете данного периода наблюдался похвальный мультикультурализм и большое расово-видовое разнообразие древних людей. Отдельные подвиды (и, вероятно, даже виды) человека обитали в восточной, южной и северной Африке, Европе и в Азии. В частности, в Азии непонятно сколько, но много. Этот регион, рассечённый пустынями, горными степями и джунглями, — причем, по мере характерных для квартера резких и частых изменений климата — леса и пустыни то и дело сменяли друг друга, — породил весьма пёструю мозаику ранних людей. Однако, почти все азиатские подвиды были малочисленными, сравнительно с африканскими и даже европейскими. Ибо Азия представляла собой трудную для освоения территорию с нестабильными условиями.
Как следствие, о пра-денисовцах неизвестно вообще ничего. Ареал расселения ранних неандертальцев охватывал Южную Европу и Ближний Восток. Денисовцы же, вероятно, формировались на обширной территории, включавшей Урал, Южную Сибирь и Центральную Азию. Размножиться на данном ландшафте возможным долгое время не представлялось. Пра-денисовцев, видимо, было очень мало, что приводило к чередованию их групп с группами мигрирующих на восток неандертальских колонистов. В частности, и в самой Денисовской пещере жили попеременно то те, то другие. В некоторых случаях даже в одно и то же (по меркам палеонтологии, оперирующей тысячами лет) время. То есть, едва ли племена разных подвидов человека в пещере действительно сталкивались, но кочевали неандертальцы и денисовцы, периодически занимая удобное убежище, по Алтайским горам в один период.
Первые находки, отождествляемые с денисовским человеком, датируются 160 тысячами лет назад. К этому же моменту в Европе появляются и настоящие — поздние неандертальцы. Всё ещё от претензий на азиатские просторы не отказавшиеся. Однако 110 тысяч лет назад началось Вюрмское оледенение, выживание, и без того в данном регионе весьма проблематичное, крайне затруднившее. Ответом ранних людей на вызов, брошенный окружающей средой, стала ментальная революция. Изменение техники мышления, которое можно даже отождествить с зарождением разума в современном понимании, позволило неандертальцам совершить прорыв в развитии, в частности, 80 тысяч лет назад освоив новые технологии обработки камня. А также и новую стратегию выживания, подразумевающую прогнозирование событий и планирование. Чтобы пережить зиму — в приледниковых горах — её нужно было предвидеть и встретить во всеоружии. С кучей припасов.
Эпоха среднего вюрма характеризуется тем, что современный человек, в то время уже существовавший и расселявшийся из Африки на Ближний Восток, оказался в хвосте прогресса и сильно неандертальцам в отношении технического и культурного развития уступал. Но и неандертальцы вынуждены были не позже 55 тысяч лет назад оставить Алтай, как территорию с климатом слишком суровым. А около 40 тысяч лет назад неандертальцы, фактически, вымирают под натиском ледника. Те гены, которые они оставили современным европеоидной, монголоидной и австралоидной расам, проникли в наследственность человека ещё раньше — при смешении с ближневосточной популяцией неандертальцев.
Денисовцы же выжили, так как именно их технологии 40-70 тысяч лет назад являлись наиболее продвинутыми. В некоторых случаях ассоциирующимися даже не с поздним палеолитом, а с неолитом. В частности, в Денисовской пещере найдено множество изделий обработанных не сколами, а сверлением и шлифовкой. Причём, сверлением с помощью «станка». Не совсем того такого станка, который имеет в виду современная альтернативная наука. Просто лучок, для быстрого вращение полого стержня с песком. Но тут ничего нельзя было сделать. О Склярове, доказавшим, что отверстие в камне нельзя проделать без алмазного сверла, а лучше лазера, денисовцы знать не могли. То есть, вытачивали кольца из мрамора и браслеты из хризолита они не на зло потомкам, а просто от зимней скуки.
Вероятно, около 40-60 тысяч лет назад денисовцы, отчасти отступая под натиском ледников, отчасти же просто занимая очищенные от прежнего населения изменениями климата территории, начинают расселяться к югу. Через Тибет и Китай они проникают в Юго-Восточную Азию. Где смешиваются уже с наступающими с Ближнего Востока кроманьонцами (к тому моменту технически и ментально вполне продвинутыми). И ассимилируются ими. Наибольшая концентрация денисовских генов наблюдается в наше время у жителей Новой Гвинеи. Мнение, согласно которому папуасские языки даже могут быть денисовскими по происхождению, непонятно на чём основано, спорно, но, тем не менее, существует.
...И да. О внешности гениальных мастеров палеолитического периода. Анализ ДНК позволил предположить, что строение черепа денисовцев имело большое сходство с таковым у поздних неандертальцев. То есть, отличалось печатью грубости и обезьяноподобия даже более, может быть, рельефной. С другой же стороны, пресловутой сгорбленности — физического недостатка, характерного для поздних неандертальцев, но отсутствовавшего у ранних, — денисовцы, видимо, не приобрели. От поздних неандертальцев — светлокожих и, нередко, рыжих, — отличал денисовцев и цвет кожи, оказавшийся, как и у кроманьонцев, тёмной.