Разбирая образы и идеи, которые привел Фридрих Ницше (1844-1900) в книге "Так говорил Заратустра" я выделил две ключевые идеи. Первая - "идея вечного возвращения", вторая - "идея воли к власти". Надо сразу оговорить, что мое знакомство с немецкой культурой в частности произведения Гёте, Гессе, Ницше, сказки Братьев Гримм, немецкий кинематограф, командировка в Дрезден подвели меня к мысли, что у немцев имеется одна общая черта - фатализм, приправленный историческим пессимизмом.
Фатали́зм, или фатáльность (от лат. fatalis «определённый судьбой»), — вера в предопределённость бытия; мировоззрение, в основе которого убеждённость в неизбежности событий, которые уже запечатлены наперёд и лишь «проявляются» как изначально заложенные свойства данного пространства.
Научный, философский (равно как и религиозный) взгляд на закономерность бытия, его физической и метафизической составляющих, тесно взаимосвязан с категориями «закономерность» и «случайность», «объективность» и «субъективность», «Творец» и «Человек», «творческое» и «тварное», и т. д.
Фатализм во всех его проявлениях есть одна из систем самоопределения человека в его отношении к целесообразности развития и смыслу бытия.
Единицы из немецких классиков такие как Моцарт, Шиллер, Бетховен, Карл Маркс, Томас Манн, Альберт Эйнштейн и другие смогли пересилить этот упаднический дух и выйти к источнику исторического оптимизма - надежде на построение светлого будущего. Стремление немцев к порядку и оптимизм Шиллера в тексте к финалу 9 симфонии Бетховена, по видимому, не уравновешивают тяжесть самоидентификации немцев с древнейшими греками (наследники Священной Римской Империи, которая наследует троянскую грецию через Энея). Поражает наличие исторического пессимизма разлитого в немецком обществе, в сочетании с развитой, порой выходящей за рамки человечности рациональностью мышления.
В качестве примера можно привести построенную немцами нацистскую машину уничтожения людей в период Великой Отечественной Войны. В основе такого подхода к человеку, как таковому, у нацистов лежало нарушенное табу на эксперимент над человеком без его согласия. Если ты человек, то не имеешь никакого права без добровольного согласия другого человека проводить над ним эксперименты. А нацисты считали, что раз над животными можно, то и над человеком тоже можно - в чем разница? И проводили бесчеловечные испытания на людях. Подробнее об этом можно прочитать в серии статей о Судье гуманизма в XXI столетии (здесь).
Вечное возвращение
"Вечное возвращение" по Ницше для многих выглядит странной идеей, ее сложно назвать чем-то новым, поскольку индийское описание вселенной содержит описание кальп - периодов - рождений и умираний бога творения Брахмы, которого в индуизме ассоциируют с видимой нами вселенной. Кальпы это периоды по 4,32 млрд лет - дни Брахмы, которые складываются в годы Брахмы (один год Брахмы составляет 3,1104⋅10^12 обычных человеческих лет), а Брахма живет 100 своих лет и после его увядания вселенная уничтожается, но потом снова возрождается.
Фридрих Ницше, автор произведения “Так говорил Заратустра” считал, что сейчас с нами происходит то, что уже в точности повторялось с нами и будет повторяться в будущем. Эту идею вечного возвращения Ницше считал революционной и хотел развить до научных положений. Однако, эта же мысль вводила его в глубокую депрессию, он даже пытался ее немного изменять, утверждая, что повторения происходят не в точности, а потому возможны варианты развития событий, но дальше этого положения его мысль не пошла.
Вопрос читателю 1
Здесь хочется задать вопросы читателям, а почему это "вечное возвращение" должно быть вселенским и угнетающим своей бесконечностью? Почему нужно "вечное возвращение" искать вовне себя? Почему бы “вечно” не возвращаться / обращаться к самому себе? Как бы сверяясь с собой?
После совершённых поступков на основании имеющейся у вас, на данный момент, картины мира, почему бы не обращаться снова к себе с вопросами: "Ну как? Достиг того чего хотел? Пошатнул или расширил свою картину мира? Перерисовал ее с учётом добытых в поступках знаний?" На мой взгляд, современный мир пытается сделать всё, чтобы человек не смотрел в себя, а смотрел только во вне. По видимому, так удобнее управлять человеком, вкладывая в него общественное мнение и нужные образы с переживаниями.
Но не заглядывая внутрь, не держась за высшие смыслы человеческого существования, не сверяя свои состояния с собой же, человек будет все время искать удовлетворения своих чаяний во внешнем мире, и не находить именно то, что ему духовно необходимо. Вероятность найти необходимое во вне себя низка потому, что твои чаяния внутри тебя, а не во внешнем мире и реализовать их можешь именно Ты, достав их из себя и закрепив в нашем мире, как делал горьковский Данко со своим сердцем, освещая путь людям.
Воля к власти
Вторая глубокая мысль Заратустры - воля всего живого к власти. Эта идея раскрывается в устах Жизни - персонажа рассматриваемого произведения. Тайна Жизни имеет пессимистичные оттенки безысходного факта: каждое живое существо стремится к власти над окружающим его миром, в том числе и живыми существами.
Многие философы после Ницше указывали на то, что если отнимается у человека высший смысл бытия будь то идея Бога и борьбы человека на стороне Бога с Тьмой, или идеи восхождения человека к новому Человеку, то остаётся единственный сильный смысл существования - воля к власти. Такую волю к власти мы часто наблюдали в истории борьбы за власть внутри различных правящих домов.
Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) описывал несколько типов власти:
Власть господина над рабом (раб боится смерти, а господин нет)
Власть вождя
Власть проекта
Власть отца над домочадцами.
Но никто не сказал, что иных типов власти нет. Например, сегодня на наших глазах появляется власть тотального контроля через цифровые технологии.
Вопрос читателю 2
Однако, снова вернёмся к Заратустре. Судя по тексту произведения у Ницше воля к власти ближе к первому варианту по Гегелю. Но кто сказал, что воля к власти, опять же, не может быть направлена на себя, а не только во вне? Воля к власти над собой, как этап развития каждого человека, чтобы подчинить все свои силы для высшей идеи дальнейшего восхождения к Богу или к новому Человеку вселенского масштаба, который будет согревать вселенную, дабы не допустить ее схлопывания и уничтожения.
Для подобных восхождений конечно необходимо пробудить и раскрепостить высшие творческие способности в каждом человеке, это, по сути, и есть подлинное движение к новому Человеку.
Гуманитарный инструмент
Как бы ни называли Ницше предтечей фашизма, но мы считаем, что книга "Так говорил Заратустра" это гуманитарный инструмент позволяющий выработать способы для человека раздвинуть свои же рамки, превозмочь себя и развиться, но поскольку это произведение всего лишь инструмент, то его можно использовать как для развития, так и для анти развития. Вопрос куда направить использование инструмента, на развитие себя или принудительное редактирование других это вопрос духовного, метафизического уровня - предельный для человеческого разума, он переплетается с идеологическими вопросами и собственным выбором, определенной позиции по отношению к бытию и человеку, с борьбой и напряжением сил.
Ницше достаточно сильно критикует омещаненное христианство своего времени. Его противостояние омещаниванию религии отражается в стилистике книги. Стилистика взята близкой к евангельским текстам. Автор стремится выработать "новую" религию, которая, как он считает, будет живой по отношению к имеющейся. Ницше прямо говорит о религии жизни и возделывании Земли.
Религии в массе своей связаны с возделыванием самого человека и целью в них является восхождение к Богу, здесь же Ницше отказывается от Бога и ставит во главу угла сверхчеловека - весьма слабо сформулированное нечто, что по мнению Ницше, будет являться закономерной эволюцией имеющегося человека, привыкшего к комфорту и боящегося всяческих потрясений. То есть Ницше отказывается от Бога в пользу не до конца сформулированных собственных, а возможно и коллективных бессознательных чаяний части немецкой элиты о будущем человеке. Каждый может увидеть в сверхчеловеке что-то своё, возможно поэтому в истории были столь разные видения этого “нового человека”.
Заключение
Возможно, именно позитивный мотив восхождения человека к "новому Человеку", за счёт расширения своих внутренних границ, пробужжения творческих способностей и “прыгания выше своей головы”, описанных в творчестве Ницше, подхватил Максим Горький (1892—1936). Со свойственным ему историческим оптимизмом Горький привнес этот мотив, как в своё литературное творчество, так и в творчество советских писателей.
Как бы то ни было, но идеи обращения к себе, с учётом наличия высшего удерживаемого смысла, что в случае "вечного возвращения", и в случае “воли к власти”, позволяют воспринять труд Ницше в другом, не окрашенном антигуманными цветами варианте.
А что вы думаете о произведениях Ницше? Пишите ваши мнения в комментариях.
#литклуб #Ницше #германия #немецкий народ #человек #будущее человечества #вселенная #брахма #литература #горький