На данный момент, Энн Пэтчетт — одна из самых знаменитых американских романисток современности (наряду с Донной Тартт, которая, к слову, является её подругой). С детства убежденная в том, что хочет писать художественную литературу, Пэтчетт добросовестно следовала своим амбициям: сначала изучала творческое письмо в колледже Сары Лоуренс в Нью-Йорке, а затем в Писательской мастерской при Университете Айовы, где она познакомилась со своим первым мужем (с которым развелась спустя год).
Пэтчетт начала свою карьеру с написания статей для подростковых журналов Seventeen и Elle, из года в год оттачивая мастерство она успела поработать в таких изданиях как GQ, Vogue, Harper’s Bazaar, The Washington Post и The New York Times Magazine.
Будучи талантливым эссеистом, в написании художественной прозы её стиль сильно отличается: более выверенный, точный, в чем-то даже строгий. Одной из центральных тем романов Пэтчетт являются семейные отношения и этические аспекты общения. Тем не менее, читая её книги можно с уверенностью сказать, что она умеет и в остросюжетное, и в сентиментальное, и в морально-этические проблемы, и в социальную прозу. Её первый роман «Святой покровитель лжецов» вышедший в 1992 году (экранизирован в 1998), удостоился высокой оценки литературной критики. С тех пор Пэтчетт написала еще семь романов и пять нехудожественных книг, получила целый ряд престижных литературных наград, в том числе премию Orange, премию ПЕН/Фолкнер и премию Американской ассоциации книготорговцев.
В 2012 году журнал Time включил Энн Пэтчетт в список «100 самых влиятельных людей в мире», впрочем, не за литературные достижения, а за противостояние компании Amazon. Когда в Нэшвилле, городе её детства, независимых книготорговцев постепенно вытеснили сетевые гиганты, она решилась на отчаянный шаг — открыла собственный книжный магазин (Пэтчетт назвала его Parnassus — в честь горы Парнас, которая согласно греческой мифологии была обителью литературы, поэтов и музыки). Успех магазина был колоссальным — он не только стал главной туристической достопримечательностью города, её поступком вдохновились книготорговцы по всей Америке, что обеспечило тысячи новых рабочих мест по всей стране.
«Свои-чужие»
Вы наверняка слышали об «эффекте бабочки» — когда незначительное влияние на систему может иметь огромные последствия, причём в совершенно другом месте (условно говоря, колебание крыльев бабочки может изменить погоду на другом континенте). В жизни тоже так бывает. Вряд ли герой книги «Свои-чужие» задумывался о том, что его спонтанный поцелуй с чужой женой приведёт к непредсказуемому (а для кого-то даже фатальному) результату. Но так и вышло — на «обломках» прежнего брака возникла новая семья. Однако едва ли новая жена была готова к ежегодному нашествию детей от первого брака, а прежняя жена явно совершенно не рассчитывала растить четырех детей одна.
Эта история в первую очередь именно о них, о детях — как на них повлияла семейная ситуация, в которой они оказались, как каждый из них справился с ней, какими они стали, когда выросли, и какие взаимоотношения выстроили с родителями и друг с другом. В книге нет главного героя, как и последовательного изложения — фокус постоянно перемещается с одного члена семьи на другого, и постепенно мы узнаем семейную историю целиком. Этот роман — отличная иллюстрация тому, что, с одной стороны, жизнь полна случайностей, а с другой — каждый поступок имеет цену.
Энн Пэтчетт признается, что «Свои-Чужие» — это отчасти автобиографичный роман. Причем она не публиковала его, пока был жив её отец. Ведь среди героев он легко мог узнать самого себя и своих знакомых.
«Это история счастливого брака»
Не делайте поспешных выводов из названия книги. Это не сентиментальный роман, и даже близко не что-то вроде. Это бесподобный сборник эссе.
Бывает, встречаешь такую книгу, как бокал хорошего, но незнакомого вина. Сначала вкус непонятен, а как распробуешь, хочется его смаковать, и чтобы не заканчивалось. Именно такой книгой и является «Это история счастливого брака».
Энн Пэтчетт приглашает в свою жизнь и делится сокровенным, тем, что болит и волнует. Её истории —это душевный разговор о жизни, писательстве, любви, друзьях, семье и старении. Написанные с хорошей долей юмора, они рассказывают про мелочи и моменты, из которых складывается каждодневное счастье. О чем бы Пэтчетт ни писала в своем сборнике: о литературе, путешествиях, друзьях, мужьях, своем книжном магазине или собаке — читать хочется всё.
«Голландский дом»
Этот роман называют самым выдающимся во всей библиографии Пэтчетт. История, рассказанная в нем, одновременно напоминает сказку, но совершенно ей не является — она про равнодушного, холодного отца, про мать, по странным причинам бросившую своих детей, про злую мачеху... Мы следим за судьбами двух детей, оставшихся без родителей, на протяжении нескольких десятилетий — наблюдаем за их взрослением, за тем, как они справляются с жизнью, как заводят семьи, как по-разному переживают травмирующие события.
Это история о прошлом, которое нельзя изменить и больно принять. Это история о любви к ближнему и кому она нужнее: собственному ребёнку или немощному одинокому нищему. А ещё это история о доме, который для кого-то крепость, а для кого-то бремя, а то и вовсе острог.
Коммерческим коньком этой книги оказалось её оформление. Автор пригласила художника Ноа Сатерстрома для воссоздания реальной версии портрета одной из главных героинь — Мэйв. Примечательно, что сначала появился портрет, который висит в доме писательницы, а чуть позже Пэтчетт заказала копию этого портрета для Тома Хэнкса, который, в свою очередь, озвучил аудио-версию романа.
Не забывайте, что все названия книг кликабельны, по ссылкам вы можете ознакомиться с заинтересовавшей вас книгой получше или приобрести её.
С вами была Гузель Зиятдинович. Любите книги и литературу? Подписывайтесь на канал «Короче, о книгах»! А еще больше книг ищите в Телеграм!