В нашей стране Новой год в ночь с 31 декабря на 1 января празднуют всего-то триста двадцать с небольшим лет. А Рождество Христово – более тысячи лет. Есть исследователи, доказывающие, что реальный Иисус родился в сентябре, а на декабрь дату его появления на свет переместили, чтобы "нейтрализовать" почитаемое нашими предками циклическое событие планетарного масштаба – день зимнего солнцестояния. Еще в 45 году до н. э. император Юлий Цезарь установил для Европы 25 декабря как дату зимнего солнцестояния. Из-за неточности юлианского календаря за прошедшие столетия этот день сместился и стал приходиться уже не на 25 декабря, а на 21 декабря.
В разных культурах истолкование этого события воспринималось по-разному, но у большинства народов оно расценивалось как возрождение, в это время устраивались праздники, мистерии и другие торжества. В той же Римской империи в этот день тридцатью гонками колесниц отмечали праздник Дня рождения непобедимого Солнца. То есть Рождество стало Христианским праздником, учрежденным в пику этому языческому празднованию.
Интересно, что до IV века Крещение и Рождество Христово праздновались совместно 6 января, а 25 декабря как день "рождения Христа в Вифлееме Иудейском" впервые упоминает римский Хронограф 354 года. После разделения ветвей Христианства и в следствии приверженности каждой из них своему календарю на сегодня имеем две даты Рождества для каждой из церквей – 25 декабря и 7 января.
Вполне логично близко к этому дню было и начинать отсчет Нового года, ведь в северном полушарии продолжительность светлого времени суток начинает увеличиваться именно после дня зимнего солнцестояния. Этот символизм закрепляется Рождеством, поэтому 1 января – почти посредине между датами Рождества Христова, отмечаемого разными течениями, – мир празднует и Рождество Нового года. Древние традиции веселиться в эти праздничные дни, сопровождаемые ритуальными игрищами, гаданиями, песнями, танцами тянуться веками.
В сегодняшнем мире эти два праздника, следуемые один за другим, стали главными глобальными поводами поздравить близких и друзей, высказать им самые благие пожелания и одарить их подарками. И как это повелось десятилетия назад, такие поздравления эффектней всего звучат в музыкальном обрамлении. Может по этой причине, рождественские музыкальные альбомы или синглы всегда были так востребованы. Известные и не очень поп- и рок-музыканты стремились отметиться к этой дате чем-то особенным, а уж если попадали в тематику, то успех зачастую значительно превосходил обычный релиз.
Такая история произошла с американским певцом Бобби Хелмсом, записавшим и выпустившим перед Рождеством 1957 года песню "Jingle Bell Rock", написанную Джо Билом и Джимом Бутом. Говорят, что поначалу Бобби даже записывать не хотел это примитивное по его мнению произведение. На тот момент он хоть и был новичком на музыкальной сцене, но ранее в том же году две его песни успели побывать на 1-м месте американских кантри-чартов. Потом, чтобы сделать мелодию песни не столь однообразной, они совместно с гитаристом Кэнном Гарлэндом немного изменили мотив, придав тем самым ей хитовую привлекательность. Еще они добавили в название "Rock", намекая на модный в ту пору рок-н-ролл. И уж совсем открыто песня ссылается на великий рождественский хит Джеймса Пьерпонта "Jingle Bell" – у них даже тексты перекликаются.
Песня выстрелила, угодив сразу же на 6-е место в "Billboard Hot 100", на следующий год после переиздания она опять оказалась в чартах, а всего заходила туда пять раз. Она считается первой рождественской композицией, записанной в стиле рок. Недаром строчка "Jingle around the clock" (Звон круглые сутки) – это, по сути, прямая отсылка к композиции Билла Хейли "Rock Around the Clock", с которой всемирное рок-безумие и зачалось.
С той поры она остается самой популярной и канонической рождественской рок-песней в США и других англоязычных странах. Ее успех и признание было подкреплено огромным количеством кавер-версий, перезаписанных в самых разных стилях. Представляю кавер от британских панков Skyway Avenue.
Что до рождественского хита "Jingle Bell", то Джеймс Пьерпонт ее изначально написал еще в 1857 году ко Дню благодарения, и назвалась тогда "One Horse Open Sleigh". С течением времени она постепенно превратилась в рождественскую песню во многом благодаря тексту, в котором описаны катания на санях сквозь вьюгу и сугробы под звон бубенцов лошадиной упряжи, что идеально соответствует зимнему рождественскому антуражу. Поставлю я хэви-метал версию этой рождественской классики от греческой группы Orion's Reign, увидевшую свет в 2016 году.
Знаменитые The Beatles прочно ассоциируются с Рождеством и Новым Годом. Шестьдесят лет назад, 1 января 1962 года, они прошли неудачное прослушивание в компании "Decca", а позже в 60-х годах в декабре к Рождеству выпустили шесть альбомов, несколько синглов и фильм "Magical Mystery Tour".
Каждое Рождество с 1963-го по 1969-й год The Beatles рассылали ограниченным тиражом персонально членам своего фан-клуба семидюймовые пластинки. То, что начиналось как чтение рождественских благодарностей, с годами превратилось в очаровательную словесную анархию, а затем – в сложную аудиопродукции с зарисовками, стихами и песнями. Наконец, в декабре 1967 года на такой пластинке оказалась рождественская песенка "Christmas Time (Is Here Again)". Ее авторство приписывалось всем четырем членам группы, а в вокальных партиях поучаствовали помимо них еще продюсер Джордж Мартин, звукорежиссер Джефф Эмерик и актер Виктор Спинетти.
Сделанная с одного дубля запись включает партии Ринго Старра на барабанах, Джорджа Харрисона на акустической гитаре, Джона Леннона на литаврах и Пола Маккартни на фортепиано. Помимо фанатских дисков она фигурировала лишь на бутлегах, а "Apple Records" официально выпустят ее как четвертый трек сингла "Free as a Bird" только в декабре 1995 года.
Позже "битлы" будут уже самостоятельно выпускать свои рождественские песни. Первым отметился Джон Леннон, произведя на свет композицию "Happy Xmas (War Is Over)", которая вышла синглом под брендом John Lennon & Yoko Ono The Plastic Ono Band в декабре 1971 года в США и год спустя – в Великобритании. В записи поучаствовал Гарлемский христианский детский хор. В ней Джон попытался передать свой оптимизм в отношении мирных перспектив на нашей планете, избегая при этом сентиментальности, которая, как он полагал, часто присуща рождественским песням.
Песня стала своеобразной кульминацией более чем двухлетней антивоенной активности Джона Леннона и Йоко Оно. В записи поучаствовали Ники Хопкинс на фортепиано, Джим Келтнер на барабанах и гитаристы Крис Осборн, Хью МакКрэкен, Стюарт Шарф, а спродюсировал все Фил Спектор. Сингл стал 9-м в американском "Holiday 100 (Billboard)" и 2-м в чартах Великобритании.
Следующим из четверки отметился в этой тематике Джордж Харрисон, написав в канун Нового года и выпустив в декабре 1974 года на своем альбоме "Dark Horse" рождественско-новогоднюю композицию "Ding Dong, Ding Dong". Песня выходила и синглом, и, хотя не стала главным хитом в Великобритании и США, все же вошла в двадцатку лучших в мире и до сих пор время от времени транслируется по радио в праздничный сезон.
Помимо него самого на акустической гитаре, слайд-гитаре, органе и клавине другими музыкантами на треке были Гэри Райт – фортепиано, Клаус Вурманн – бас-гитара, Ринго Старр и Джим Келтнер – на барабанах, Том Скотт – саксофоны и валторна, а также впечатляющая группа гитаристов: Рон Вуд, Элвин Ли и Мик Джонс. Харрисон использовал тексты для "Ding Dong, Ding Dong" с гравюр, которые он нашел в "Friar Park", своем Оксфордширском доме девятнадцатого века:
"Я просто сидел у камина, играл на гитаре, но когда вгляделся в стену, увидел вдруг это вырезанным на дубовой стене... Я подумал: "Боже, мне потребовались годы, чтобы, просто разглядывая, понять, что это песня... В "Friar Park" повсюду разбросаны все эти великие вещи".
Пол Маккартни подхватил этот своеобразный челлендж в 1979 году, написав и выпустив синглом "Wonderful Christmastime". Позже эта песня войдет в CD-переиздание 1993 года альбома "Back to the Egg" и переиздания "McCartney II Special Edition" и "Deluxe Edition" 2011 года. А записал он ее во время сессий для своего сольного проекта "McCartney II" полностью самостоятельно, без помощи музыкантов Wings, хотя они все же потом появились в рекламном музыкальном видео.
Не смотря на то, что армия музыкальных критиков не считает "Wonderful Christmastime" выдающейся композицией, успех сингла – топ-10 в странах Европы и многочисленные каверы от самых разных артистов – она остается одной из самых популярных рождественских песен и в праздничные дни традиционно попадает в чарты.
Ринго Старр пошел дальше всех "битлов". Он не ограничился одной песней, а выпустил в 1999 году целый рождественский альбом "I Wanna Be Santa Claus". Это был его двенадцатый номерной альбом, и входили в него тоже двенадцать композиций, включая и "битловскую" "Christmas Time (Is Here Again)". Несмотря на хорошие отзывы критиков, альбом не получил коммерческого успеха, тем ни менее о нем традиционно вспоминают в рождественские дни.
В создании песен и продюсировании альбома Старру помог его друг Марк Хадсон, взявший на себя помимо бэк-вокала и массу инструментальных партий – от бас-гитары и гитар до и блок-флейты. Всего же при записи альбома поучаствовали еще 28 музыкантов, в том числе гитарист Джо Перри из группы Aerosmith и бывший участник группы Eagles Тимоти Б. Шмит, а Джефф Линн спел на бэк-вокале в трех песнях, включая "Come on Christmas, Christmas Come On" и "I Wanna Be Santa Claus".
Конкуренты "Битлз", The Rolling Stones, никогда не заморачивались выпуском рождественских или новогодних песен или альбомов, зато их гитарист Кит Ричардс в 1978 году сделал кавер рождественского хита Джонни Маркса и Марвина Броуди, наиболее известного в исполнении Чака Берри, "Run Rudolph Run", с которым тот ворвался в чарт "Billboard Hot 100" еще в 1958 году. Сингл был переиздан в 2007 году под лейблом "Mindless Records". Это традиционный рок-н-ролл со всеми присущими ему стандартами, только вот овердрайвовая гитара Ричардса выдает все же 70-е годы.
А другая великая группа 60-х, The Kinks, в Рождество 1977 года неожиданно разродился праздничной песней "Father Christmas". Это была уже эра панк-рока, а посему песня представлена в панковской аранжировке с яркими гитарными рифами. Текст "Father Christmas" (Деда Мороза) затрагивал социальные проблемы общества и был тоже по-панковски стебным, если не сказать гротескно-злым. Здесь Деда Мороза грабят детишки из рабочего класса, предлагая ему оставить свои подарки "маленьким богатым мальчикам", а вместо этого предоставить деньги и работу для своих родителей. Гитарист Дэйв Дэвис так прокомментировал песню:
"Мне нравится ее юмор, а также агрессия и горечь. Когда приближалось Рождество, я мог видеть лица своих родителей. Им пришлось изо всех сил сводить концы с концами. Мы вроде как получали то, что нам было нужно, но в празднике было что-то фальшивое".
В декабре 1969 года одна из ведущих прогрессив-роковых групп Jethro Tull выпустила на лейбле "Island Records" сингл "Love Story", на обратной стороне которого была песня "A Christmas Song". Ее сочувственно-наивная критика рождественских празднеств вполне была бы уместна на второй стороне альбома "Aqualung".
Песня была написана и записана Иэном Андерсоном после ухода из группы блюзового гитариста Мика Абрахамса и недолгого пребывания в Jethro Tull Тони Айомми, и когда еще в ней Гленн Корник пребывал в качестве бас-гитариста, а Клайв Банкер – ударника и перкуссиониста. Струнную аранжировку сделал Дэвид Палмер, а сам Иэн Андерсон исполнил партии флейты, мандолины.
Позже Андерсон называл "A Christmas Song" одной из своих любимых в репертуаре Jethro Tull:
"Christmas Song, записанная сразу после того, как Мик оставил группу, была для меня чем-то вроде крещения огнем. Впервые я сам работал в студии над созданием записи – без продюсера, только я и инженер. Эта песня, одна из моих любимых, для меня имеет большое значение, мне очень сильно хотелось в ней что-то выразить. Дэвид Палмер придал ей немного классическое, истинно английское струнное звучание, которое впоследствие сделало его знаменитым.
Christmas Song вдохновила меня на написание действительно достойного материала для альбома "Stand Up" 1969 года, который был уже далек от блюза и имел новое звучание".
Ранее, в мае 1969 года, группа The Who выпустила свою нашумевшую рок-оперу "Tommy", в которой седьмым треком значилась песня Пита Таунсенда "Christmas", и это была отнюдь не благостная композиция. Лирика здесь противопоставляет религиозные темы, такие как Рождество, сущность Иисуса Христа и вечное спасение, добавляя предположения относительно природы первородного греха. В середине песни глухонемой и слепой главный герой на обращение к себе: "Томми, ты меня слышишь?", – отвечает: "Увидь меня, почувствуй меня, прикоснись ко мне, исцели меня".
Глэм-эпоха подарила пару рождественских хитов, которые все еще не утратили своей актуальности. Один из них произвела на свет английская рок-группа Wizzard, созданная гитаристом и певцом Роем Вудом, бывшим участником The Move и соучредителем Electric Light Orchestra. В декабре 1973 года они выпустили синглом песню "I Wish It Could Be Christmas Everyday", в которой бэк-вокалистами выступили участники хора Stockland Green School.
Рекламный видеоклип записывали в августе 1973 года, поэтому, чтобы создать ощущение зимы, инженер Стив Браун украсил студию рождественскими украшениями и включил кондиционер до максимума. Рой Вуд, басист Рик Прайс и школьники, доставленные из Мидлендса в Лондон автобусом, нацепили на себя шерстяные шапки, обнаруженные в реквизитной, и обрядились в пестрые одеяния, больше подходящие для карнавала.
Благодаря ли видеоклипу или нет, но сингл имел успех, добравшись до 4-го места в британских чартах, а последующие переиздания Роя Вуда уже без группы неизменно раскупались, особенно под Рождество, подтверждая то, что песня "зашла" публике.
Другой столп глэма, группа Slade, подарила нам всем в том же 1973 году эпохальную рождественскую песню "Merry Xmas Everybody". Именно эта песня, авторства Нодди Холдера и Джимми Ли, вышедшая синглом, затмила глэм-творение Wizzard, воцарившись на вершине в декабре и оставаясь в чартах девять недель вплоть до февраля 1974 года. Это был самый пик популярности группы, поэтому "Merry Xmas Everybody" распродали в количестве более миллиона копий в течении нескольких недель после первого релиза, из них полмиллиона копий – в первую же неделю. В течение последующего десятилетия сингл неоднократно перевыпускался, а всего провел в чартах 105 недель, снова попав в них в 26-й раз перед этим Рождеством.
С созданием песни и ее записью приключилась целая история. Когда продюсер группы Чес Чендлер, предчувствуя конъюнктурный спрос, предложил группе написать и записать специальную песню к Рождеству, музыканты не выказали особого энтузиазма. Только басист группы Джимми Ли держал эту просьбу в голове, и как-то раз, когда был в Мемфисе, придумал музыкальную основу будущего хита, пока мылся в душе. Музыка куплета была новой, а припев основывался на старой песне Нодди Холдера, которую тот сочинил еще в 1967 году. Как Ли вспоминал об этом:
"Нод написал припев к ней в 1967 году... Я не использую магнитофоны, я просто все помню, и если что-то было написано 10 или 15 лет назад, это остается в моей голове. Я никогда не забывал этот припев, я был где-то в душе в Америке и думал: "Боб Дилан, Боб Дилан...", – и внезапно у меня вышло: "Are you hanging up the stocking on the wall? (Ты вешаешь носок на стену?)", – и я подумал, что склею это с тем припевом, который Нод записал в 67-м. Я позвонил Ноду и напомнил о рождественской песне, и он сказал: "Хорошо"."
Нодди Холдер в свою очередь всю ночь после выпивки в пабе корпел над текстом к песне в доме своей матери, пытаясь изобразить типичное британское семейное Рождество того времени:
"Шахтеры бастовали, вместе с могильщиками, пекарями, да почти со всеми. Я подумал, люди хотели бы что-то такое, что поднимет им настроение, и я это сделал. Именно поэтому появилась строчка "Загляни сейчас в будущее, оно только что началось". А как только я написал строчку "Разве твоя бабушка не говорит всё время, что все старое – лучшее?", – я понял, что я двигаюсь в правильном направлении".
Холдер представил свой текст Ли, и пара сыграла песню Чендлеру на акустической гитаре, получив его одобрение. Затем Slade сразу же отправились в гастрольный тур. За десять недель до записи песни барабанщик Дон Пауэлл попал в автомобильную аварию. Его подруга Анджела Моррис при этом погибла, вылетев через лобовое стекло, а он сам, выбив зубы, сломав обе лодыжки и пять ребер, оставался в коме почти неделю и смог присоединиться к группе только в сентябре на записи песни в нью-йоркской студии "Record Plan". Настроение при записи у членов коллектива было гнетущее, как вспоминал гитарист Дейв Хилл:
"Мы были в самом непраздничном настроении. Просто убиты из-за несчастного случая с Доном. Конечно, он выжил, но в какой-то момент мне казалось, что он не выкарабкается... Нам надо было снова найти почву под ногами, и я думаю, что рождественская песня помогла нам".
Запись заняла пять дней, и первоначальным результатом музыканты были недовольны. Они настояли на том, чтобы припев записывался в коридоре офиса, где была возможность получить сильный эффект эха. Окончательную верстку произвели звукорежиссеры, которые до этого работали с альбомом Джона Леннона "Mind Games". Как отмечал Дейв Хилл:
"Волшебство записи заключается и в том, что фисгармония, звук которой мы слышим, принадлежала Джону Леннону: она была в студии, потому что он оставил там свое оборудование, а мы пытались получить рождественское звучание без каких-то там колокольчиков".
Итогом для Slade стал их последний сингл номер один в чартах.
Примечательно, что в специальном выпуске британского телевидения в декабре 2012 года эта песня Slade уступила в популярности среди "рождественских песен всех времен" ирландской фолк-роковой балладе "Fairytale of New York" группы The Pogues. Эта песня, написанная Джемом Файнером и Шейном МакГоуэном, имела сложную двухлетнюю историю развития, претерпевавшую в виду потери первоначальной вокалистки несколько попыток ее записи, пока, наконец, перезапись не была завершена в августе 1987 года. МакГоуэн решил назвать песню в честь романа Дж. П. Донливи 1973 г. "Сказка о Нью-Йорке":
"Я сел, открыл шерри, достал арахис и представил, что сейчас Рождество... Но сама песня, в конце концов, довольно удручающая, она об этих старых ирландско-американских звездах Бродвея, которые сидят без дела на Рождество и обсуждают, все ли в порядке".
Хотя этот сингл никогда не был номером один, он держится на втором месте среди британских рождественских песен после его первоначального релиза в конце ноября 1987 года. По факту на сегодня в Великобритании "Fairytale of New York" является самой популярной рождественской песней 21 века. Она часто упоминается как "лучшая рождественская песня всех времен" в различных опросах телевидения, радио и журналов в Великобритании и Ирландии.
В конце декабря 1978 года музыканты группы Eagles прервали студийную паузу, выпустив праздничный рождественский сингл. Пару лет до этого они прогремели на весь мир альбомом "Hotel California", а в мае 1977 года вышел последний сингл с этого альбома. Им давно было пора по контракту с лейблом "Asylum Records" разродиться новой студийной работой, и с начала 1978 года они приступили к записи своего шестого альбома, который они планировали по началу сделать двойным.
Пришел новый басист Тимоти Брюс Шмит, студийные сессии перемежались с длительными изнурительными гастролями, и в совокупности они займут аж полтора года. Eagles сильно выбивались из графика, и именно в этот момент, дабы приглушить огонь недовольства лейбла, кто-то предложил записать рождественский сингл – благо это не требовало много времени, да и песню выбрали всем хорошо известную – ритм-н-блюз 1960 года "Please Come Home for Christmas" Джина Редда и Чарльза Брауна, прославившийся как раз в исполнении последнего.
Ирония заключалась в том, что записывать рождественскую песню предстояло во Флориде на студии "Bayshore", находящуюся в районе, известном как "Кокосовая роща". Может поэтому, на обложку сингла поместили фото музыкантов у бассейна.
Дон Хенли традиционно управился с вокалом и ударными, Гленн Фрей сыграл на фортепиано, Тимоти Брюс Шмит – на басу, а Джо Уолш и Дон Фелдер – на гитарах. Сарказма добавила замена текста – вместо "радостные, радостные вести" оригинального варианта прозвучало "Колокола отзвонят печальные, печальные вести".
Итогом стало вхождение сингла в чарты "Billboard Hot 100" под №14. Безусловно, его популярности способствовала и новогодняя песня с би-сайда "Funky New Year", которую Дон Хенли и Гленн Фрей наскоро сочинили к этому случаю. В моде было диско, и они сделали ее в фанковом стиле, идеально подходившем для горячих вечеринок.
Сподобились на создание рождественской песни и музыканты английской рок-группы Queen. Это был тот редкий случай, когда для сочинительства объединили усилия барабанщик Роджер Тейлор и гитарист Брайан Мэй. Что их на это сподвигло музыканты объясняли спустя какое-то время.
Роджер: "По иронии судьбы, Рождество, как правило, является очень напряженным временем для многих из нас. Столько эмоций, радостных воспоминаний о прошедшем Рождестве» как довольных детей, так и ответственных взрослых. Это просто огромное облегчение, когда это, наконец, происходит".
Брайан: "Это такое напоминание о том, что мы, люди, теперь должны чувствовать ответственность за благополучие ВСЕХ существ на Земле – не только ради нашего собственного блага и блага наших внуков, но и ради блага наших внуков. уважение прав самих животных".
26 ноября 1984 года вышел внеальбомный сингл "Thank God It’s Christmas", который продержался в британских чартах шесть недель и достиг 21-й строчки. Песня появится только на альбоме "Queen's Greatest Hits III", выпущенном в 1999 году.
Когда в сентябре 1990 года группа AC/DC выпустила свой двенадцатый альбом "The Razor’s Edge", это стало судьбоносным актом для их музыкальной карьеры, позволив вернуться в когорту ведущих музыкальных коллективов рок-сцены и возродить былую славу. Он стал пятикратно платиновым, достигнув 4-го места в Великобритании и став №2 в американском "Billboard 200", оставаясь в чартах 77 недель подряд. Кстати, это был единственный студийный альбом группы, в записи которого участвовал ударник Крис Слейд, отметившийся до того в Manfred Mann’s Earth Band, Uriah Heep, The Firm и других командах.
И хотя творение Ангуса и Малколма Янгов "Mistress for Christmas", пятый трек с альбома, не выходило никогда отдельным синглом, в Рождество поклонники группы дружно проигрывают именно эту композицию. Как отмечали музыкальные критики: "В таких песнях, как "Mistress for Christmas" и "Moneytalks", Малкольм и Ангус продемонстрировали свои корни из рабочего класса". В февральском 1991 года интервью Ангус Янг отметил эту песню отдельно:
"Я думаю, что самая смешная песня на этом альбоме – "Mistress For Christmas". Эта песня о Дональде Трампе. В то время он был большой новостью, поэтому мы подумали, что нам будет немного весело и по приколу".
Рождество, по большому счету, это ведь не только символическое празднование Для Рождения Господа Иисуса Христа, но и напоминание о следовании всеми его заповедям в повседневно жизни. Все просто – поступай с ближними, как хотел бы, чтобы поступали с тобой, твори благие дела, помогай страждущим по мере сил. Когда в 1984 году в Эфиопии разродился голод, репортажи по ТВ об этом бедствии потрясли многих, в том числе и ирландского панк-рок музыканта Боба Гелдофа.
Он сразу же посетил Эфиопию, чтобы самому оценить ситуацию на месте, а позже вместе с шотландским гитаристом из группы Ultravox Миджем Юром они написали песню "Do They Know It's Christmas?", приспособив ее для сбора средств на гуманитарную помощь. Как раз близилось Рождество, и Гелдоф решил сделать доброе дело – записать рождественский сингл, все отчисления от которого пойдут голодающим. Идея базировалась на следующем – если песня будет исполнена самыми известными музыкантами Великобритании и Ирландии, то к ней будет большое внимание, и удастся собрать много денег.
В итоге на его призыв откликнулось целое созвездие звезд рок-сцены того времени: Дэвид Боуи, Бой Джордж, Джордж Майкл, Пол Маккартни, Пол Уэллер, Стинг, Холи Джонсон, Боно, Ник Роудс, Фил Коллинз, Пол Янг, Рик Парфитт, музыканты из The Boomtown Rats, Big Country, Duran Duran, Bananarama и Spandau Ballet, а также из американской соул-группы Kool & the Gang. Эту многочисленную благотворительную супергруппу обозначили Band Aid.
Песня была записана 25 ноября 1984 года в Лондонской "Sarm West Studios" и издана в Великобритании уже через несколько дней – 3 декабря. Этот релиз стал самым быстро продаваемым синглом в истории британских чартов, обеспечив продажу миллиона экземпляров только за первую неделю и три миллиона штук – к последнему дню года. Очень скоро песня возглавила британские чарты, стала международным хитом номер один в тринадцати странах мира, и, не в последнюю очередь, благодаря снятому видеоклипу. Кампания в прессе помогла синглу собрать в совокупности более 10 миллионов долларов, целиком пошедшие на благие цели.
Но этим вкладом песня "Do They Know It's Christmas?" в ликвидацию последствий голода в Эфиопии не ограничилась. Популярность сингла сыграла значительную роль в повышении осведомленности о возможностях такой финансовой помощи и привела к записи нескольких других благотворительных синглов в Великобритании и других странах, таких как " We Are the World " от проекта "USA for Africa", а также благотворительному концерту "Live Aid". Примечательно, что в 1994-м и 2014-м годах "Do They Know It's Christmas?" перезапишут, причем каждый раз с новым звездным составом и вновь с неизменным успехом.
☑ Если понравилось, подписывайтесь и ставьте лайк!
➤Другие статьи схожей тематики: