Найти тему
Old school dude

История "Magical Mystery Tour", рассказанная музыкантами The Beatles. Часть-1.

Оглавление

"Magical Mystery Tour принес пользу в одном: он заставил нас чем-то заняться, объединил нас". Джордж Харрисон

"Альбом "Magical Mystery Tour" – один из моих любимых, потому что он ни на что не похож". Джон Леннон

Уверен, немалое число любителей музыки согласится с Джоном Ленноном в отношении своих любимых альбомов The Beatles. Ведь "Magical Mystery Tour" явил нам одни из самых лучших "битловских" песен. Я лично знаю несколько меломанов, готовых рвать на груди рубашку и с пеной у рта доказывать, что это именно так. Между тем, номинально числясь девятым номерным альбомом, в официальную дискографию "Magical Mystery Tour" попал уже после распада группы. Дело в том, что "Битлы" в 1967 после выхода "Sgt. Pepper's Lonely Hearts Club Band" записывали в студии не очередной лонг плей, а синглы и саундтреки соответственно к телефильму с рабочим названием "Magical Mystery Tour" и полнометражному мультфильму "Yellow Submarine".

И если у второго проекта был скрупулезно прописанный сценарий и строгие обязательства записать четыре абсолютно новых трека, то для телекартины сценарий решили создавать по ходу съемок, вплетая в него идеи, которые будут непосредственно появляться во время этого процесса. Отсюда и отсутствие четкого изначального понимания в выборе песен и инструментальных тем и их количества.

The Beatles на съемках "Magical Mystery Tour". Фото из открытых источников
The Beatles на съемках "Magical Mystery Tour". Фото из открытых источников

После завершения гастрольной деятельности в творческой активности музыкантов зияла ниша, которая надсадно требовала заполнения. Поэтому, когда Пол Маккартни высказал идею создания усилиями группы нового фильма, он получил полную поддержку от остальных "битлов". Это представлялось занятным актом, вполне соответствующим их креативной натуре, ведь они уже совместно участвовали в съемках пары кинофильмов. Еще Маккартни имел некоторый опыт в съемках домашних любительских лент и, получив, по сути, на сессиях "Sgt. Pepper" статус главного в The Beatles, рассматривал производство кинопродукции как новую фазу карьеры для группы, в которой он будет "исполнительным продюсером" их фильмов.

В итоге было решено усесться в психоделически раскрашенный автобус "Bedford VAL" и в ходе небольшой поездки из Ливерпуля на морское побережье сотворить своеобразное роуд муви, просто фиксируя то, что может интересного случиться по дороге. Но отсутствие внятной сюжетной идеи, связывающей разностильные сцены, искрометных шуток и занимательных находок сказалось на конечном итоге: как художественное действо фильм по большому счету не состоялся.

А главный просчет в его промоушене состоял в том, что ленту, насыщенную пестрым калейдоскопическим многоцветием и яркими авангардными коллажами, показали 26 декабря 1967 по телеканалу "BBC-1" в черно-белом виде – времена цветного ТВ в Британии еще не наступили, – что полностью лишило зрителей возможности оценить хоть какие-то эстетические обретения. Но что самое притягательное в "битловских" картинах? Сами The Beatles и их музыка! Поэтому, в этом отношении их и следует воспринимать в качестве особого жанра – "Битлз-фильм".

И это был просто очередной такой продукт, предоставляющий отличную возможность лицезреть ведущую рок-группу той эпохи, только что выпустившую альбом-откровение ("Sgt. Pepper"), в обычной бытовой обстановке. Хотя они вместе со своим менеджером Мелом Эвансом по фабуле сюжета и предстали в образе пятерых волшебников.

Кадр из фильма "Magical Mystery Tour". Взято из открытых источников
Кадр из фильма "Magical Mystery Tour". Взято из открытых источников

Саундтрек к фильму начали писать в период с 25 апреля по 4 мая 1967 года, стартовав прямо с одноименной песни, приглашающей в "Волшебное таинственное путешествие". После записи всех ее дорожек, продолжили уже 22 августа, проделав основную работу уже в сентябре, сведя все треки к песням сразу же по окончания двухнедельных съемок. Минуло "Лето Любви", новые пацифистские настроения начали превалировать в молодежной среде.

Тем более и сами The Beatles в немалой степени этому способствовали, выпустив 7 июля синглом песню "All You Need Is Love", с которой они выступали 25 июня на всемирном телешоу "Our World" перед аудиторией около 350 миллионов человек. Эти хипповые флюиды миротворчества и пофигизма, "власть цветов", лозунги в стиле "Make love, not war", исходившие из коммун, где проповедовали "свободную любовь" в сочетании с приемом травки, ЛСД и других психостимуляторов, личное посещение в разное время Харрисоном и Маккартни таких поселений в Калифорнии на могли не подействовать на общее мировосприятие музыкантов, найдя свое воплощение в их творчестве.

Дополнительным вызовом для The Beatles стал вышедший психоделический альбом "Their Satanic Majesties Request" от их творческих конкурентов The Rolling Stones. Что касается музыкальных тенденций, то 1967 год был как раз апофеозом психоделики, и это отразится не только в заглавной композиции "Magical Mystery Tour", но и в песнях "I Am the Walrus" Джона Леннона, "Blue Jay Way" Джорджа Харрисона, "The Fool on the Hill" Пола Маккартни, да и в инструментале "Flying".

Снова были активно использованы различные студийные эксперименты и технические ухищрения Джорджа Мартина, Джеффа Эмерика и Кена Скотта, оркестровки с использованием разнообразных духовых и струнных инструментов, клавиолина и меллотрона. Еще в фильм вошли две новые изысканно мелодичные поп-роковые песни авторства Маккартни – "Your Mother Should Know" и "Hello, Goodbye". Последнюю записали в последний момент и "с колес" включили в фильм.

Взято из открытых источников
Взято из открытых источников

Во время сессий случилось трагическое событие, во многом повлиявшее на будущее группы. 27 августа, в день когда сами "битлы" посещали в Уэльсе семинар по трансцендентальной медитации, который проводил Махариши Махеш Йоги, умер Брайан Эпстайн, менеджер группы. И хотя утверждали, что после прекращения гастролей Эпстайн во многом ощущал себя лишним придатком к The Beatles, эдаким атавизмом, и по сему принял решение расстаться с жизнью, его смерть была случайной. В свой последний год Брайан подсел на успокоительные средства.

Было установлено, что он принял слишком большую дозу бромистых соединений, содержащихся в лекарстве. Сомневаться в заключении врачей-экспертов не было причин, так как выяснилось, что небезопасные дозы этого снадобья он принимал в течение последних трех суток. Никто тогда не мог предположить, что "битлам" столь будет не хватать их менеджера, который до этого не только их заботливо опекал и планировал все гастрольные туры, съемки и записи, но и сосредоточил в своей "NEMS Enterprises" по сути всю их экономику.

Помимо этого, Брайан Эпстайн был совладельцем Дика Джеймса в компании "Northern Songs Ltd.", владевшей издательскими правами на все песни группы. После его кончины участники The Beatles были вынуждены избавляться от своего экономического инфантилизма, ведь на их личных счетах оставались лишь незначительные суммы фунтов стерлингов. Их первым шагом станет основание "Apple Records" с управлением под их личным контролем, что приведет в будущем к недовольству и взаимному противостоянию.

Брайан Эпстайн и The Beatles. Фото из открытых источников
Брайан Эпстайн и The Beatles. Фото из открытых источников

В Великобритании "Magical Mystery Tour" был выпущен 8 декабря 1967 года на лейбле "Parlophone Records" в виде двух EP-пластинок, на которых и были представлены все 6 новых "битловских" трека из фильма, за исключением "Hello, Goodbye" – она просто уже не умещалась в EP-формат, зато ее выпустят в ноябре 1967 года отдельно синглом. Такой же вид нового аудио продукта от The Beatles увидела и Европа.

Другое дело американский рынок, там грамзаписи в виде EP были слишком экзотичны, поэтому "EMI" не стали рисковать и на своем "Capitol Records" произвели другой вариант альбома, LP, который с той поры во всем мире и ассоциируют с "Magical Mystery Tour". Во-первых, все песни альбома, в отличие от EP -дисков, были смикшированы в стереозвучании. Во-вторых, для того, чтобы получить полноценный лонг плей, к шести песням, фигурировавшим в британской версии, добавили еще пять, выходивших синглами в 1967 году, но не представленных еще на их номерных альбомах: "Hello Goodbye", "Baby You're A Rich Man" и "All You Need Is Love", да плюс "Strawberry Fields Forever" и "Penny Lane", записанных еще в начале сессий "Sgt. Pepper", но так и не включенных в него в виду несоответствия концепту.

Этого всего как раз хватило на вторую сторону пластинки. Такой очевидный ход! Приходится только сожалеть, что ранее никто не догадался до подобного решения, ведь мы могли бы получить еще пару полноценных "битловских" альбома, ставших в последствии каноническими. Сам "Magical Mystery Tour" стал таковым в 1976 году после того, как его LP-вариант выпустили и в Великобритании.

С обложками была отдельная история. В британском релизе две EP-пластинки упаковали в разворотный конверт с 24-страничным буклетом. На его обложке была фотография The Beatles в костюмах животных, сделанная во время съемок для "I Am the Walrus". В соответствии с пожеланиями группы, упаковка подтверждала идею о том, что этот выпуск был саундтреком к фильму, а не продолжением "Sgt. Pepper", который в конце 1967 года все еще имел коммерческий успех и получал комплиментарные отклики критиков.

Обложка"Magical Mystery Tour" EP-релиза 1967. Фото из открытых источников
Обложка"Magical Mystery Tour" EP-релиза 1967. Фото из открытых источников

Для американского лонг плея дизайнеры произвели некоторые манипуляции с фото, после чего обложка приобрела привычный нам вид.

Обложка"Magical Mystery Tour" LP. Фото из открытых источников
Обложка"Magical Mystery Tour" LP. Фото из открытых источников

У моего приятеля был лонг плей тайваньского релиза вот с таким вариантом обложки:

Обложка"Magical Mystery Tour" LP 1968 года, Тайвань.. Фото из открытых источников
Обложка"Magical Mystery Tour" LP 1968 года, Тайвань.. Фото из открытых источников

"Magical Mystery Tour" был выпущен в Великобритании 8 декабря, на следующий день после открытия в центре Лондона их "Apple Boutique". В США лонг плей вышел 27 ноября 1967 года, установив за первые три недели рекорд по самым высоким начальным продажам среди всех LP. А позже, в 1969 году, он был номинирован на премию "Грэмми" как "Альбом Года". Критика отмечала:

"Тhe Beatles и их продюсер представляют собой высший пример командной работы, они делают это снова, увеличивая разрыв между ними и 80 миллиардами других групп. Четыре музыканта-фокусника берут нас за руку и ведут нас, счастливо спотыкаясь, сквозь облака, мимо Дурака на холме, на залитые солнцем Земляничные поляны вдоль Голубой Джей-Уэй в мир Алисы в Стране чудес... Это The Beatles впереди, а все мы – за ними".

А теперь пусть участники тех событий, поделятся подробностями и привнесут аромат ушедшей эпохи:

Джордж Харрисон: "Лето 1967 года стало для нас летом любви. Тогда проводились музыкальные фестивали; повсюду, куда мы приезжали, люди улыбались, сидели на лужайках и пили чай. Большинство этих фестивалей были дрянными, их хвалили только в прессе. Но одно было ясно: мы чувствовали, что настроены на одну волну и с нашими друзьями – людьми в Америке, хотя они находились от нас в тысячах миль. Но это было не важно, ведь мы с ними были настроены на одну волну".

Ринго Старр: "Разумеется, сцена происходящего была не столь уж и мала – Англия, Америка, Голландия и Франция, – но речь идет о крупных городах. У меня в Уэйбридже работал один художник, Пол Дадли. Когда он бывал у меня, то надевал бусы и свою афганскую одежду, но когда он отправлялся на север Англии, то переодевался в цивильный коричневый костюм. "Власть цветов" была не так заметна, скажем, в Олдхэме или Брэдфорде и почти отсутствовала в Ливерпуле. Но я чувствовал, что она распространяется по всему миру".

Пол Маккартни: "1967 год был счастливым для нас временем. Я помню наш успех, когда мы появлялись в лондонских клубах, ходили по магазинам, гуляли по Кингс-Роуд, Фулхэм-Роуд, ездили в Челси и Мейсонс Ярд. Почти все дни были солнечными, мы надевали вычурную одежду и маленькие солнцезащитные очки. Все остальное было музыкой. Может быть, название "Лето Любви" звучит слишком беспечно, но это лето и в самом деле было счастливым. Из Сан-Франциско привозили психоделические плакаты – они были классными. В тот год Джордж съездил в Сан-Франциско. И я совершил такую же поездку. Это был чисто ознакомительный визит".

Джордж Харрисон: "Все старались вырваться из старых рамок, и мы думали, что в бизнесе сумеем добиться этого. Мы считали, что сможем развиваться, помогать другим, сами снимать фильмы. Да, делать все, что захотим!

Не следует забывать, что в 1967 году все мы пребывали в состоянии эйфории. Я имею в виду не только The Beatles, но и всю планету (по крайней мере, Сан-Франциско, Лос-Анджелес и Лондон). Возникло ощущение, что скоро мы изменим мир, у нас действительно появлялись такие мысли: "Разве не здорово будет, если мы сумеем помочь другим людям, вместо того чтобы просто заниматься бизнесом, как делали все время?"

В этом и заключалась проблема эпохи хиппи, особенно тех, кто увлекался марихуаной: мы сидели, строили планы, в наших головах рождались замечательные идеи, но никто ничего не предпринимал. А если кто-то и пытался что-нибудь сделать, то все начинания заканчивались провалом. Идеи оказывались гораздо лучше реальности. Сидеть и обдумывать идеи было легко, а вот воплощать их в жизнь... Нам это не удавалось, потому что мы не были бизнесменами. Мы умели только работать в студии и записывать песни".

Джон Леннон: "В начале 1967 года мы поняли, что больше не будем ездить в турне, потому что не сможем воспроизводить на сцене ту музыку, которую мы тогда записывали. Если сцену придется исключить, значит, ее надо чем-то заменить. Очевидным решением стало телевидение".

Пол Маккартни: "Знаете, так приятно снова взяться за работу!".

Джордж Харрисон: "Несколько лет мы подыскивали подходящий киносценарий, но за то время, которое прошло после выхода "A Hard Day's Night" и "Help!" – наверное, всего-то года два, – ментально мы стали старше лет на пятьсот. Нам уже не хотелось снимать стандартный фильм о четырех развеселых парнях, распевающих запоминающиеся песенки. Фильм должен был иметь более глубокий смысл. Помню, мы познакомились с Патриком Макгуэном, который написал пару эпизодов сериала "Узник", который нам очень нравился.

Мы подумали: "Может, он сочинит что-нибудь и для нас?" Потом был еще Дэвид Хелливелл, который написал "Малыш Малколм и его борьба с евнухами", – мы обратились к нему с просьбой написать что-нибудь для нас. Мы еще подумывали обратиться к Джо Ортону, но не помню, чтобы с ним кто-нибудь встречался по этому поводу или видел этот сценарий (хотя потом мне рассказывали, что так и было). Кажется, это была поездка а-ля Брайан Эпстайн".

Пол Маккартни: "Не знаю точно, кому принадлежит идея "Magical Mystery Tour". Возможно, мне, но я не уверен, что хочу взять на себя всю ответственность за нее. Мы обдумывали ее вместе, но большая часть материала могла быть моей, потому что у меня появлялось множество замыслов, как когда-то для "Sgt. Pepper". (Я не говорю, что это был мой альбом, – мы все работали над ним, – но я внес в него немалый вклад.)

Я купил камеру, стал часто бывать в парке и снимать фильмы. Мы показывали наши домашние фильмы друг другу, делали для них сумасшедшие звукозаписи. Я часто занимался монтажом дома, у меня был маленький монтажный станок, я увлекся этим делом. Что касается следующего проекта The Beatles, я подумал: "Попробуем снять фильм – это же отличное занятие" . Нам так хотелось.

Сценария для "Magical Mystery Tour" не было, для таких фильмов сценарии не нужны. Была только безумная идея. Мы говорили всем: "Утром в понедельник приходите к автобусу". Я объяснял всем: "Мы будем снимать фильм по ходу дела, но не беспокойтесь так и задумано". Мне пришлось всем все объяснять. Это заменяло сценарий. Мы знали, что снимаем не обычный фильм, а картину шестидесятых годов, где будет и человек-яйцо, и многое другое".

Джон Леннон: "У нас еще не было сценария, но мы наняли одного парня, который обошел все туалеты Великобритании и переписал все надписи, нацарапанные на стенах".

Ринго Старр: "Идея "Magical Mystery Tour" принадлежала Полу. Не худший способ работы. У Пола был большой лист бумаги – просто чистый лист бумаги с нарисованным на нем кругом. План был таким: мы начнем отсюда и должны каким-то образом прийти сюда... Мы заполняли этот лист по ходу дела.

Мы арендовали автобус и поехали. Кое-что мы запланировали. Джон хотел, чтобы в фильме участвовали карлики, нам пришлось проводить павильонные съемки в авиационном ангаре. Конечно, музыку написали мы. Снятый материал был отличным и очень забавным. Чтобы подобрать актеров, мы просмотрели справочник "Прожектор". Вот этот нам подойдет… и вот этот. Нам понадобилась толстуха на роль моей тетки, и мы нашли толстуху".

"Bedford VAL" для "Magical Mystery Tour". Фото из открытых источников
"Bedford VAL" для "Magical Mystery Tour". Фото из открытых источников

Джон Леннон: "Это фильм о группе самых обычных людей, которые разъезжают повсюду в экскурсионном автобусе, и всюду их ждут разные приключения".

Джордж Харрисон: "Это было что-то вроде экскурсионной поездки, к примеру, из Ливерпуля к маякам Блэкпула, в которую берут с собой несколько ящиков пива и веселятся, как могут. Все это звучало очень туманно, мы понятия не имели, что у нас получится. По крайней мере, я не имел. Я не знал, что происходит, а может, и не уделял съемкам достаточно внимания, потому что находился в другом мире.

Наконец Пол решил, что каждый должен попытаться что-то сделать и выразить себя. Что касается меня, то я чувствовал там себя не в своей тарелке. Я был балластом. Там было много людей, которых мы позвали на помощь. Один из них – Денис О'Делл, кажется, помощник продюсера фильма "A Hard Day's Night". Позднее он имел какое-то отношение к компании "Apple". Нам было необходимо иметь рядом взрослого, серьезного человека, наставника, который ведал бы организационной стороной дела. "Magical Mystery Tour" принес пользу в одном: он заставил нас чем-то заняться, объединил нас".

Джон Леннон: "Я еще находился под ошибочным впечатлением, что вот-вот снова появится Брайан и скажет: "Пора записывать пластинку" или "Пора заняться тем-то и тем-то". Его обязанности взял на себя Пол: "А теперь мы будем снимать фильм. А теперь мы займемся пластинкой". Он считал, что, если он не станет подгонять нас, мы больше не выпустим ни одного альбома. Пол распоряжался – по крайней мере, он считал, что распоряжается, – и мне приходилось писать, и я выдавал двадцать песен. Он тоже приносил двадцать песен, причем хороших, и говорил: "Будем записывать пластинку". И мне приходилось снова сочинять песни".

Нил Аспиналл: "Пол и Джон работали дома у Пола, в Сент-Джонс-Вуд. Они начертили круг и разделили его на части, словно спицами колеса. Это выглядело так: "3десъ будет песня, здесь – сон... и так далее". Они все разметили".

Джон Леннон: "Мы уже знали, какие сцены хотим включить в фильм, но нам пришлось подстраиваться к действующим лицам, как только мы познакомились с нашими артистами. Если кто-нибудь хотел сделать что-то незапланированное, мы соглашались. Если все получалось, мы оставляли эту сцену. В автобусе сидела прелестная пятилетняя девочка Никола. Поскольку она была там, и поскольку мы считали, что она имеет на это право, мы вставили фрагмент, в котором я просто болтаю с ней и дарю ей воздушный шарик".

Пол Маккартни: "Чаще всего мы говорили людям: "Слушайте, действуйте по своему усмотрению, просто спуститесь на пляж". Айвор Катлер играл Бастера Бладвессела. Он заигрывал с толстухой Джесси, мы сняли его на песке, где он рисовал вокруг нее огромное сердце. Мы сказали: "Это здорово", – и вставили этот эпизод в фильм. Пару раз мы сталкивались с проблемами. Нам было жаль таких людей, как Нат Джекли, которым мы восхищались. Это был старый комик из мюзик-холла, прославившийся эксцентрическими танцами и своей неповторимой походкой.

Это он делал прекрасно, мы с Джоном обожали его. Джону хотелось снять его в эпизоде, но Джекли не нравилось, что у нас нет сценария. Некоторые пожилые актеры, привыкшие работать строго по сценарию, что, в конце концов, было разумно, были разочарованы фильмом".

Сцена из фильма "Magical Mystery Tour". Кадр взят из открытых источников
Сцена из фильма "Magical Mystery Tour". Кадр взят из открытых источников

Ринго Старр: "Это было здорово. Мы выходили из автобуса: "Остановимся здесь", – и снимали то, что хотели, шли на пляж, рисовали сердца, танцевали. Потом мы накладывали на эти кадры музыку. Нам понадобилось две недели, чтобы снять фильм, и долгое время, чтобы смонтировать его. С первым режиссером нам не повезло.

У нас были ходячие операторы – они носили камеру на плече. Когда мы стали отсматривать материал первых трех или четырех дней, мы обнаружили, что режиссер забывал дать команду выключить камеры, и нам пришлось часами смотреть кадры, в которых был только пустой тротуар. Вот спасибо-то!"

Джон Леннон: "У нас не было режиссеров, были операторы с переносными камерами. Мы спрашивали их: "Вы режиссер?" Они кивали и на наши расспросы отвечали, что они хорошие режиссеры. Мы говорили: "Тогда вы приняты на работу". Неплохая зарисовка на тему о большом бизнесе".

Ринго Старр: "Я пользовался тремя ударными установками. Одну сделали для великана, ее невозможно себе представить – громадный барабан, тамтамы и тарелки. Я не мог дотянуться до них, и мы так и не стали использовать эту установку. Но для общих планов она годилась. Еще у меня была мини-установка, чтобы повалять дурака. И наконец, обычная".

Трейлер к фильму "Magical Mystery Tour". Видео ютуб-канала EMIMusicGermany

Нил Аспиналл: "Чего только не случалось во время съемок! Наш большой автобус с декорациями подъехал к узенькому мостику. Он был слишком широким, чтобы проехать, и застрял. Водитель попытался дать задний ход, но к тому времени по обе стороны моста скопились вереницы машин, и получилась настоящая пробка. Боже, как все злились!

Когда Джон с Полом стали монтировать фильм, то выяснилось, что никто не снял общие связующие кадры. Никто не снял автобус снаружи. Я вызвался сделать это. Я позвал оператора Ника Ноуленда и Мэла, снова арендовал автобус, развесил все плакаты по бокам, и мы отправились в путь.

Мы остановились возле цыганского табора. Я попросил двоих детей помахать проезжающему автобусу, и, поскольку внутри никого не было, я попросил водителя ехать как можно быстрее. Мы сняли приближающийся автобус, сделали крупные планы, потом сняли его удаляющимся. Теперь у нас появились связующие кадры. Такие накладки возникали постоянно, и я думал: "Когда же они займутся музыкой?" "

Пол Маккартни: "Мы с Джоном вспомнили таинственные туры, и мы всегда думали, что это увлекательная идея: сесть в автобус и не знать, куда вы собираетесь ехать. Довольно романтично и немного сюрреалистично! Все эти старички с голубыми ополаскивателями уезжают в загадочные места. Обычно в багажнике стоит ящик эля, и вы распеваете множество песен. Это автобусный тур. Мы взяли эту идею и использовали ее как основу для песни и фильма.

В детстве я часто ходил на ярмарку, на вальсеров и фокусников, но больше всего меня интересовали шоу уродов: боксерские будки, бородатая дама и овца с пятью ногами, которая на самом деле была четвероногой овцой с одной ногой, пришитой к боку. Когда я дотронулся до нее, парень сказал: "Эй, оставь ее в покое!" Это были грандиозные впечатления юности.

Так много записей проистекают из этого периода; ваши золотые воспоминания. Если я застрял на какой-то идее, я всегда могу вспомнить прекрасное лето, вспомнить время, когда я ездил на море. Ладно, песчаные солнечные волны убивают ослов. Это довольно хороший сценарий для песни".

Джон Леннон: "Песня Пола. Может, я и написал часть ее, но это была его задумка... Я только немножко помог с текстом".

Пол Маккартни: "Песня "Magical Mystery Tour" была написана мной в соавторстве с Джоном в наш ярмарочный период. Одним из наших величайших вдохновителей всегда был зазывала: "Сворачивай! Сворачивай!" Обещания чего-то: газетная реклама с надписью "гарантированно не расколется", мясник "высочайшего класса", "удовлетворение гарантировано"... Поскольку это были психоделические времена, это должно было стать волшебным мистическим туром, немного более сюрреалистичным, чем настоящие, чтобы дать нам лицензию на это. Но в нем задействованы все цирковые и ярмарочные выкрики: "Сворачивай! Сворачивай!" Что также было отсылкой к скручиванию косяка.

Мы всегда вставляли те мелочи, которые, как мы знали, получат наши друзья: завуалированные ссылки на наркотики и поездки. "Magical Mystery Tour" уведет вас в сторону как своего рода наркотик, "он умирает, чтобы забрать тебя", так что это отсылка на "Тибетскую книгу мертвых"... "Magical Mystery Tour" был эквивалентом поездки наркотикам и мы сняли еще на основе этого фильм.

Это будет хорошее, загадочное путешествие в далекое будущее. Никто не знает, куда они идут. Мы можем взять их куда угодно! Что было ощущением того периода: "Они могут летать в небесах. Он может взлететь!" Фактически, в раннем сценарии, который представлял собой всего лишь несколько бесед у камина, а не сценарий, автобус собирался взлететь и взлететь к волшебникам в облаках, которыми были все мы, одетые в костюмы красных фокусников".

В текст песни Пол с помощью Джона стремились передать краткое содержание снимаемого фильма. Подобные автобусные туры экскурсий были очень популярны в те времена Великобритании. The Beatles постарались, чтобы песня и фильм стали "более сюрреалистическими, чем реальность".

Песню записывали во время сессий с 25 апреля по 6 мая 1967 года. А окончательно сведение произвели 7 ноября 1967 года – подгадали как раз к 50-летию ВОС Революции в СССР. Трубачами на треки выступили Дэвид Мэйсон, Гэри Ховарт, Рой Копестэйк и Джон Вилбрэхэм. Их с самого начала смутило то, что аранжировка вообще не была подготовлена и им пришлось некоторое время ждать, пока Пол Маккартни и Джордж Мартин решали, чего хотят. В конечном итоге Гэри Ховарт устал от ожидания и сам написал аранжировку, которая была использована для записи.

Ричард Лаш (Звукоинженер): "Все эти фрагменты "Сворачивай, сворачивай в Волшебное магическое путешествие" – были записаны на пленку на очень медленной скорости так, чтобы при воспроизведении они звучали очень быстро. Они действительно хотели, чтобы эти голоса звучали иначе".

Видео с официального ютуб-канала The Beatles

Ринго Старр: "В Бангоре мы узнали, что Брайан умер. Это был настоящий удар, мы растерялись и не верили случившемуся: "Что за шутка?!" Люди не верят в смерть, потому что не хотят слышать такие новости. Ты не знаешь, как жить с ней дальше. Если присмотреться к нашим лицам на снимках того времени, на них написано: "Что это? Что все это значит?" Наш друг умер. Он был скорее нашим другом, чем менеджером. Брайан был одним из наших друзей, а теперь мы остались одни. Мы приехали в Бангор полные надежд и с охапками цветов, а тут эта новость. Уезжали мы полные скорби".

Джордж Харрисон: "С тех пор как мы перестали ездить в турне, Брайану было нечем заняться. Он остался не у дел. Мы проводили время в студии, а он редко бывал там, хотя в прежние времена иногда прослушивал наши песни. Но, поскольку мы подолгу работали в студии, он не мог постоянно видеться с нами. Мы разве что вместе отдыхали".

Джон Леннон: "Несколько поступков Брайана свидетельствовали о том, что он подставил нас. Мы никогда ничего подобного не делали, в отличие от Брайана. Во-первых, компания "NEMS" была крупнее The Beatles. У нас не было никакой компании. Потом, по одну сторону – "Northern Songs", "NEMS" и Дик Джеймс. А что было у нас? Несколько фунтов в банке. Вот что натворил Брайан. Это он сказал: "Подпишите контракт еще на десять лет". А кому это было выгодно? Только не нам. Нас словно подвесили за одно место".

Пол Маккартни: "Постепенно у The Beatles возникло желание распоряжаться орудиями своего ремесла. Еще до появления нашей собственной компании – "Apple" – мы в буквальном смысле слова были своими менеджерами. Поэтому Брайан стал лишним. Мы говорили ему: "Послушай, мы не хотим, чтобы ты лишался работы, но мы все сделаем сами". В общем, все было непросто. Он никому не жаловался (он по-прежнему считался нашим менеджером), но, думаю, он чувствовал себя выброшенным за борт, и, я уверен, ему было очень тяжело".

Джон Леннон: "Не могу найти слова, чтобы выразить ему нашу признательность. Он просто был очень славным, и мы вспоминаем его, как все приятное, что было в нашей жизни".

Пол Маккартни: "Это ужасный удар. Я потрясен. Его смерть потрясла всех нас. Помню, Джон тоже был в шоке. Он потерял дар речи. Шок был сильным, потому что Брайана мы знали с давних времен, он был нашим доверенным лицом, мы были очень близко знакомы с ним. Когда такое случается, потрясение бывает чудовищным, оттого что смерть нарушает сложившиеся отношения. При этом думаешь: "Неужели больше я его никогда не увижу?" Я любил его".

Джордж Харрисон: "Большую часть своей жизни он посвятил The Beatles. Он нравился нам, мы любили его. Он был одним из нас. Смерти как таковой не существует. Всех нас утешает сознание того, что сейчас ему хорошо".

Ринго Старр: "Мы любили Брайана. Он был великодушным человеком. Мы многим ему обязаны. Мы прошли долгий путь вместе с Брайаном, по одной и той же дороге".

Пол Маккартни: "Есть мнение, что мы передали все свои дела нашей компании. Мы стали хвататься сразу за все, хотели заниматься всем. Нас переполняли грандиозные планы. Да, мы думали, что сможем осуществить множество самых разных идей. От недостатка энтузиазма мы не страдали, но планировать свои действия не умели. Вскоре возникли финансовые проблемы, люди тратили слишком много, секретари сбивались с ног. Иногда мы заходили в тупик, потому что невозможно вечно выезжать на одном энтузиазме, и, я думаю, Брайан всегда справлялся со всем тем, чего мы даже не планировали.

Мы начали управлять компанией "Apple" сами, занялись финансовыми вопросами, и это было нелегко, потому что нам приходилось удерживаться сразу на двух стульях. Все мы несли ответственность, но я знаю, что это раздражало Джона, который твердил: "Пол старается стать главным". Вряд ли я на самом деле пытался распоряжаться нами. Думаю, я просто хотел ввести в группе самоуправление.

Возможно, этим делом я увлекся больше, чем все остальные. К примеру, когда мы снимали "Magical Mystery Tour", я взял на себя обязанности режиссера, хотя считалось, что режиссерами фильма являются все The Beatles. Я проводил на съемках почти все время, вел ночные разговоры с операторами о том, что мы будем снимать завтра, занимался монтажом, что выходило у меня лучше, чем у остальных".

Пол Маккартни: "Песню "Fool On The Hill" сочинил я, и писал эту песню, как считаю и сейчас, о ком-то вроде Махариши. Клеветники называли его дураком. Из-за его хихиканий его не воспринимали полностью всерьёз. Меня привлекла эта идея дурака на холме, гуру в пещере... Я однажды сидел за фортепьяно в ливерпульском доме моего отца и играл аккорд D6, и вдруг сочинил "Fool On The Hill".

Видео с официального ютуб-канала The Beatles

Джон Леннон: "А это уже Пол. Еще одно неплохое произведение. Показывает, что он может сам целиком сочинять песни".

Маккартни впервые спел Леннону "The Fool on the Hill", аккомпанируя на гитаре, еще во время одной из сессий записи "With a Little Help from My Friends". Джон слушал его тихо, тупо глядя в окно, как будто не слушал. Пол спел ее много раз, вставляя "ла-ла" вместо слов, которые он еще не придумал. Когда, наконец, он закончил,

Джон сказал, что ему лучше записать слова сказал, иначе он их забудет. Пол сказал, что все в порядке. Он не забудет их. Песню записывали во время сессий 6, 25, 26 сентября, а закончили все 20 октября добавлением партии флейт, на которых сыграли Ричард и Кристофер Тейлоры и Джек Эллори. Леннон с Харрисоном задействовали губную гармонику, варган и акустическую гитару.

Пол Маккартни: "Я уехал во Францию и однажды утром вместе с друзьями снял фрагмент к песне "Fool On The Hill". Их нельзя было назвать съемочной группой, для этого понадобились бы десятки операторов, но мы этого не хотели. Мы знали, что нарушаем все правила и снимаем простенький, незатейливый фильм. Только изредка нам становилось неловко. Я просто импровизировал.

Я сказал: "Ладно, идите сюда: дайте мне потанцевать. Позвольте мне прыгнуть с этого камня на этот камень. Получится много восходящего солнца. Сделайте идеальный кадр и позвольте мне встать перед ним". У меня только что была небольшая кассета "Philips", чтобы мимически отобразить все и примерно прочувствовать песню. Хлопушки не было, потому что не было звука... Это было очень спонтанно, как и весь "Magical Mystery Tour". Позже, когда мы пришли попробовать все это отредактировать, это было очень сложно, потому что я не спел для синхронизации.

На самом деле у нас не должно было быть ни одного оператора, это было против профсоюзных правил. Это была еще одна причина поехать во Францию. Профсоюзы не допустили бы этого ни в Англии, ни, вероятно, во Франции, но они не знали, что мы это делаем".

Видео с официального ютуб-канала The Beatles

Пол Маккартни: "Пьеска "Flying" – это инструментальная композиция, которая была нужна нам для фильма "Magical Mystery Tour". Как-то ночью в студии я предложил ребятам сделать нечто подобное. Я сказал: "Мы можем сделать что-то совсем простое, просто двенадцатитактовый блюз. Нам нужна небольшая тема и совсем немного аккомпанемента". Я написал мелодию. Единственная вещь, необходимая, чтобы сделать это песней, – это мелодия, без этого это было бы лишь какой-то двенадцатитактовой штучкой. Ее сыграли на меллотроне, используя настройки тромбона. Ее приписали всем нам четырем, как и следовало поступить с не-песней".

8 сентября, группа начала работу над инструментальным треком под рабочим названием "Aerial Tour Instrumental". Были записаны 6 дублей. Сессией руководил Пол Маккартни, который играл на бас-гитаре, Джон Леннон играл на органе, Джордж Харрисон – на гитаре и Ринго Старр – на барабанах. Затем на три оставшихся дорожки было добавлено три наложения органа, записанного на движущуюся в обратном направлении пленку.

Затем Леннон наложил мелодию на меллотроне, играющим звуками трубы, перед тем как все четверо битлов добавили вокальные напевы. 8 сентября, были сделаны дополнительные наложения. Ринго Старр играл на маракасах, Харрисон добавил партию акустической гитары, а Леннон играл звуками флейты на меллотроне. Леннон и Старр также подготовили несколько пленочных колец, содержащих меллотрон, орган и колокольчики, чтобы заменить предыдущее окончание в стиле диксиленда.

Кен Скотт: "The Beatles так много взяли на себя, что я был больше их правой рукой, чем Джорджем Мартином".

Видео с официального ютуб-канала The Beatles

Джордж Харрисон: "Дерек Тэйлор задерживался. Он позвонил сказать, что будет поздно. Я сказал, что дом находится по адресу на "Blue-Jay-Way". И он ответил, что скоро найдет его, ведь он всегда может спросить полицейского. Я ждал и ждал. Я чувствовал себя измотанным после самолета, но решил не засыпать до его приезда. Тем временем начал появляться туман, становилось все позднее и позднее. И чтобы не заснуть, ради шутки, во время ожидания я написал песню о том, как я жду его. Там в углу еще стоял орган, который я поначалу не заметил.., поиграв на нем я и написал песню".

Песня была написана в Лос-Анджелеском доме, арендованном Джорджем и его женой Патти, во время ожидания пресс-атташе The Beatles Дерека Тейлора. Ее запись продолжалась два дня 6 и 7 сентября 1967 года, а окончательное сведение было произведено 6 октября 1967 года. Харрисон сыграл на орган Хаммонд. Партию виолончели исполнил Питер Уиллисон за 27 фунтов стерлингов.

Питер Уиллисон: "Я заранее отыграл в "Альберт- холле" и приехал в студию после 10. Поскольку я была во фраке, Ринго сказал, что мне не нужно одеваться для них. Там не было ни других музыкантов, ни пюпитра, ни музыки. Джордж Мартин попросил меня послушать трек и просто подыграть. Мы немного поэкспериментировали и наконец в 4 часа утра закончили".

Видео с официального ютуб-канала The Beatles

Пол Маккартни: "Я написал это на Кавендиш-авеню на фисгармонии, которая стоит у меня в столовой. Моя тетя Джин, дядя Гарри и его родственники остановились, и они были в гостиной прямо напротив холла, поэтому я просто пошел в столовую и провел несколько часов с открытой дверью, пока они слушали "Your Mother Should Know". Это очень похоже на мюзик-холл, вероятно, на него повлияло то, что моя тетя Джин была в доме.

Я всегда ненавидел конфликт между поколениями. Мне всегда жаль родителей или детей, которые не понимают друг друга. Мать, не понимаемая своим ребенком, особенно печальна, потому что мать прошла через боль, чтобы родить этого ребенка, и поэтому между ними существует эта невероятная связь материнской любви, как животная связь. Но из-за того, что мы так легко все портим, они ссорятся и ненавидят друг друга всю оставшуюся жизнь. Поэтому я выступал за мир между поколениями. В "Your Mother Should Know" я в основном пытался сказать, что твоя мать может знать больше, чем ты думаешь. Надо отдать ей должное".

Песня была записана в течение четырех сессий: 22, 23 августа, 16 и 29 сентября 1967 года. Всего было сделано 27 дублей. На сессии 23 августа в последний раз в своей жизни Брайан Эпштейн присутствовал на записи своих подопечных. Стоит отметить партию Леннона на органе Хаммонд. В фильме песня звучит в финальном эпизоде, где участники группы спускаются с большой лестницы в белых смокингах.

Джордж Харрисон: "Я помню большой ангар в Кенте, куда мы подъехали по аэродрому на "мини-купере", и съемки песни "Your Mother Should Know" . Это было довольно интересно. Мне понравился этот эпизод".

Пол Маккартни: "Во время съемок большой опорой была та огромная лестница, по которой мы танцевали, и туда ушли все деньги: в том конкретном кадре на той большой лестнице. Я сказал: "Черт возьми, у вас должен быть финал Басби Беркли" , и это хорошая последовательность. Просто тот факт, что Джон танцует, что он с готовностью делал. По веселому выражению его лица видно, что его ни к чему не принуждали".

Видео с ютуб-канала Silver Hammer

Джон Леннон: "Альбом "Magical Mystery Tour" – один из моих любимых, потому что он ни на что не похож. "I Am The Walrus" одна из моих любимых песен – ну, во-первых, потому, что ее написал я, а еще потому, что в ней полным-полно фрагментиков, которые будут интересны слушателям даже через сто лет.

Это образ "Моржа и плотника" из "Алисы в Стране Чудес". По-моему, это отличная книга. До меня никогда не доходило, что Льюис Кэрролл отобразил в ней капиталистическую систему. Я так и не понял, что он на самом деле имел в виду, как люди не понимали истинный смысл песен The Beatles. Позднее я вернулся к ней и сообразил, что в этой истории Морж – плохой парень, а Плотник – хороший. Я подумал: "О, черт… я выбрал плохого парня!" Но, выбери я другого, разве все звучало бы? Представьте себе: "Я – Плотник".

Мы смотрели этот фильм в Лос-Анджелесе, Морж был похож на буржуя и сожрал всех устриц. Мне всегда представлялся Морж в саду, мне нравился этот образ, я даже не задумывался над тем, кто он такой. А выяснилось, что он ублюдок. Но все это написано так, что каждый понимает: этот образ что-то означает. Даже мне так казалось. Все мы считали, что, даже если я говорю: "Я – Морж", – это должно означать: "Я – Бог" или что-то в этом роде. Это просто поэзия, но для меня она стала символической".

Джордж Харрисон: "Люди не понимают. В песне Джона "I Am The Walrus" он говорит: "Я – он, как и ты – он, как ты – я" . Люди ищут всевозможные скрытые смыслы. Это серьезно, но и несерьезно. Это правда, но это еще и шутка".

Джон Леннон: "Мы пишем тексты, и я пишу тексты, которые вы не понимаете, что они означают до сих пор. Особенно некоторые из лучших песен или некоторые из более плавных, как " Walrus" . Весь первый стих был написан без всякого знания. В "I Am The Walrus" у меня было "Я – он, как и ты – он, как мы – все вместе" .

У меня были только эти две строчки на пишущей машинке, а затем примерно через две недели я пробежал и написал еще две строчки, а затем, когда я увидел что-то, примерно через четыре строчки, я просто сбил все остальное. Потом я прочитал целый куплет или полтора, а потом спел. У меня была идея сделать песню, которая была бы полицейской сиреной, но в конце концов она так не сработала... На самом деле Вы не могли пропеть полицейскую сирену".

Пол Маккартни: "Все продолжают проповедовать, что лучший способ – быть "открытым", когда пишешь для подростков. Затем, когда мы это делаем, нас критикуют. Конечно, слово "панталоны" никого не может оскорбить. Шекспир писал слова гораздо более озорные, чем панталоны!"

Джон Леннон: "Мы использовали слово"панталоны", потому что это прекрасное выразительное слово. Она скатывается с языка. Это могло означать что угодно".

Сцена из "I Am The Walrus". Фото из открытых источников
Сцена из "I Am The Walrus". Фото из открытых источников

Леннон составил эту свою авангардистскую песню, объединив, как у него водилось, три разных фрагмента, над которыми он работал ранее. В записи он сыграл на электропианино. Специфическая особенность гармонии в этой песне использование в ней только мажорных трезвучий и септаккордов. Джордж Мартин написал оригинальную аранжировку песни, с участием ансамбля медных духовых инструментов, скрипок, виолончелей и вокального ансамбля. Песню записывали 5 и 6 сентября, а 27 сентября была записана оркестровая аранжировка Джорджа Мартина.

По словам Пола Маккартни, инструкции Мартину относительно аранжировки давал Леннон. Профессиональный вокальный ансамбль The Mike Sammes Singers пропевал отдельные фразы. Всего было сделано 23 дубля, из которых Джордж Мартин и сконструировал конечный вариант. Магию и мастерство оркестровки Джорджа Мартина можно оценить, послушав вариант без наложений баса и малого барабана или различных оркестровых и вокальных наложений, появившихся позже.

Кен Скотт: "Они наполовину знали, чего хотят, а наполовину не знали, пока не попробовали все. Единственная конкретная мысль, которую они, казалось, думали, заключалась в том, чтобы быть другими".

Видео с официального ютуб-канала The Beatles

Джон Леннон: "Песня "I Am The Walrus" – все равно что рассказ о сновидении, слова здесь не играют большой роли. Люди вывели из этой песни самые невероятные умозаключения, и это занятно. Я просто шутил, все мы шутили. Просто потому, что другие видели в этом глубокий смысл... А что на самом деле означают слова: "Я – человек-яйцо"? Речь может идти о чем угодно, хоть о форме для пудинга. Все не настолько серьезно. Возможно, это было одним из самых сомнительных отличий, но я был человеком-яйцом, или, как меня называли некоторые мои приятели, "Яйцом".

Первая строчка была написана во время психоделического путешествия в один выходной день. Вторая строчка была написана в следующий "кислотный трип" через неделю, и я ее вставил после того, как встретил Йоко... Я не знал, чем все это закончить. Возможно, они могли быть разными частями одной и той же песни.

Частью этого было подавление Харе Кришны. Все эти люди говорили о Харе Кришне Я не знаю. Я видел людей, которым нравились Дилан и Христос и которые распевали "Харе Кришна". Я имел в виду конкретно Гинзберга. Слова "элементарный пингвин" означают, что наивно просто распевать "Харе Кришна" или поклоняться какому-то идолу.

В те дни я писал туманные тексты, подражал Дилану, никогда не объяснял, что я имею в виду, но создавал образы, которые в большей или меньшей степени можно было уловить. Это похоже на игру. Я думал: "Им понравится вся эта художественная чушь". О чудесных стихах Дилана написано больше, чем сказано в самих его стихах. И в моих тоже. Это интеллектуалы находили смысл в том, что писал Дилан, да и The Beatles тоже. Думаю, Дилана спасло то, что он умер (Когда Джон так высказывался, он имел в виду, что Дилан прекратил свои выступления, т.е. умер как артист). И я подумал: "Я тоже могу писать такую чепуху".

Можно составить ряд из нескольких образов, связать их воедино и назвать все это поэзией. Но чтобы написать эту песню, я прибег к помощи все того же разума, который ранее создал "In His Own Write" (книга Джона Леннона).

В работе мне помогали даже передачи радио "ВВС". По нему передавали Шекспира или что-нибудь еще, а я просто вставлял услышанные строчки в песню. Знаете, что звучит в самом конце? "Everybody's got one, everybody's got one". Мы сделали из этого с полдюжины миксов – я использовал все, что попадалось под руку в то время. Но я не знал, что это строки из "Короля Лира", пока кто-то не объяснил мне несколько лет спустя, – потому что я едва мог разобрать, что там говорят. Было интересно накладывать на фонограмму песни радиопередачу. Вот секрет этой песни".

Пол Маккартни: "Джон работал с Джорджем Мартином над оркестровкой и делал некоторые захватывающие вещи с Mike Sammes Singers. Большую часть времени их просили спеть "Sing Something Simple" и все старые песни, но Джон заставлял их делать всевозможные свопы и фонетические шумы. Это было увлекательное занятие. Это был детище Джона, отличная, действительно хорошая песня".

Джордж Мартин: "Идея использования голосов была хорошей. Мы привлекли Mike Sammes Singers, очень коммерческих людей и настолько чуждых Джону, что это было нереально. Но в саундтреке я просто оркестровал смех и шумы, и все такое. Джон был в восторге от этого".

Джон Леннон: "У нас был весь этот хор, поющий: "У всех по одному, у всех по одному". Но когда вы ставите тридцать человек, мужчин и женщин, поверх тридцати виолончелей и поверх ритм-секции рок-н-ролла The Beatles, вы не слышите, что они говорят".

Пол Маккартни: "Люди вроде Стивена Спилберга говорили потом: "Когда я еще учился на режиссера, был один фильм, который я не мог не заметить". Это действительно был не обычный, а, скорее, экспериментальный фильм. По-моему, все мы считали его удачным. Он не был нашей самой большой удачей, но я все-таки его защищаю, потому что больше вы нигде не увидите клип на песню "I Am The Walrus" . Этот клип единственный в своем роде".

Видео с ютуб-канала BeatlesBootlegsBrazil

Окончание здесь:

История "Magical Mystery Tour", рассказанная музыкантами The Beatles. Часть-2.
Old school dude4 апреля 2021

➤Если понравился материал, ставьте лайк и подписывайтесь на канал, будет еще много интересного.

Прежние статьи:

✔️ История альбома "Sgt. Pepper's Lonely Hearts Club Band", рассказанная музыкантами The Beatles

✔️The Beatles, прослушивание в "Decca". Что об этом они рассказывали сами

✔️ The Beatles, первые студийные записи . Что об этом они рассказывали сами

✔️ Инструментальная история The Beatles.Часть1

✔️ Битлз с любовью

✔️ История альбома "Rubber Soul", рассказанная музыкантами The Beatles

✔️ История альбома "Revolver", рассказанная музыкантами The Beatles

✔️ История альбома "Abbey Road", рассказанная музыкантами The Beatles

✔️ Секреты Abbey Road. Полвека после распада The Beatles

✔️ Пропавший третий диск White Album The Beatles

✔️ "Let It Be" и другое. Фил Спектор и The Beatles, история взаимоотношений

✔️ 50 лет альбому Джорджа Харрисона "All Things Must Pass". Воспоминания участников

✔️ К 80-летию Джона Леннона. Раритетное интервью 1971 года. Часть 1.

✔️ Джон Леннон о своем первом пост-битловском альбоме

✔️ Раз, Два, Три, Четыре: The Beatles in Time Крэйга Брауна

✔️ Самый главный по "Битлз"

✔️ Мегахиты The Rolling Stones. Кое-что о чем вы не знали

✔️ Объяснение в любви к The Rolling Stones