Назовите меня скучной и несовременной, но думаю, что в таких заведениях, как школа, должно быть равенство и некоторое единообразие.
Или все ходят в форме и с аккуратными причёсками, включая детей, коллектив и директора. Или мы позволяем всё и всем: дети с цветными волосами и в рваной одежде, учителя с пирсингами и тату, директор с ирокезом (если хочется, конечно).
Если есть требования к учреждению (мораль, нравственность, правила), то они должны быть едины и к детям, и к коллективу.
Если учительнице нельзя выложить фото с соревнований в купальнике, вплоть до увольнения, то ребенка смело можно исключить за публикацию с матами на страничке в соцсети или за непристойный танец в его "Тик Токе".
А то получается так: юные барчуки приходят в заведение к муштрованным лакеям с выглаженными воротничками. Если воротничок недостаточно выглажен, придёт возмущенная мама-барыня. А то, что её барчук мят и рван, её не особо интересует. Это, конечно, гипербола, но посыл, надеюсь, понятен. Мне кажется, это неполезно для воспитания.
Но так как "равенство и братство" по факту так и осталось в умах Великой французской революции, да в моих утопичных представлениях о школьных порядках, в реальности имеем другое.
Периодически дети приходят не в форме, с лишними отверстиями и с цветными вариациями в волосах. Так создаётся ситуация, на которую мне как учителю, нужно как-то реагировать.
Действия мои обычно зависят от тяжести этой ситуации, степени моей ответственности и, как ни странно, от самого ребёнка. Ну а что? У нас же в стране индивидуальный подход с учётом особенностей каждого.
Первым делом, как сотрудник образовательной организации, я внимательно читаю локальные акты, чтобы выяснить, что можно и нельзя мне, и что можно и нельзя детям. Я не только учитель, но и классный руководитель. За своих подопечных отвечаю головой. Иногда кажется, даже больше, чем их родители. А затем пытаюсь разобраться в истоках такого поведения.
Случай 1. Ничего катастрофичного
В одном шестом классе у меня три урока в неделю. На первом уроке-знакомстве в глаза бросается девочка с распущенными волосами и яркой цветной прядью в них, в толстовке и с чем-то там в носу.
Исходя из нормативных актов заведения, понимаю, что она своим внешним видом нарушает аж целых четыре требования.
Но сегодня первый урок, и начинать нежные отношения с человеком с замечаний и отчитываний, на мой взгляд, — не лучший вариант.
Подмечаю также, что ещё несколько человек в классе сидят в толстовках. Значит, замечания им, скорее всего делают нечасто. Классный руководитель, носящийся по этажам, физически не успевает. И таким же предметникам-бегунам тоже немножко не до этого.
В итоге решаю: во вступительной речи напоминаю о правилах заведения и сообщаю, что на своем уроке я бы хотела видеть всех в форме и с аккуратными причёсками.
Это позволяет решить два вопроса из четырех с девочкой Дашей (назовём её так), даже не говоря с ней лично. На следующий урок она приходит в форме, как и другие.
А после её замечательных ответов на уроке моё сердце были покорено. Понимаю, что никакого дела до её колечка в носу и цветной пряди мне уже нет, ведь она прекрасно читает, пересказывает, активно работает и тщательно готовит д/з.
Девочка Даша оказалась приятным исключением. Тем самым, когда на первый план выходят знания, а на второй — цветная прядь.
Вывод: ребенок не мой. Ответственность за её внешний вид не является зоной моей ответственности. Встречаемся мы трижды в неделю. И её знания пока ярче, чем прядь её волос. Тот редкий случай, когда нарушение небольшое, а знаний достаточно. Не стоит делать трагедии. Лично ей замечаний не делаю, работаю с классным руководителем.
Случай 2. Мои дети — моя ответственность
Я классный руководитель другого шестого класса. И на первом классном часе очень тщательно объясняю детям правила внешнего вида вместе с обоснованием каждого пункта и ссылками на локальный акт. То же самое делаю на родительском собрании.
После такой разъяснительной работы я спрашиваю за малейшие изменения во внешнем виде: распущенные волосы, толстовки, рисунки на руках. Замечания делаю в мягкой форме и наедине. Если на следующий день результата нет, так же ласково уведомляю родителей. Родители у меня, к великому счастью, адекватные, и возвращение ребенка к нормальному виду происходит быстро.
Если нарушения учащаются, провожу классный час (а это лишний урок). У меня вообще чуть что — сразу классный час.
Иногда мои дети спрашивают: почему некоторые другие ходят по коридору более свободно. "У них другая классная мать, которая отвечает за них, а за вас отвечаю я", — бывает мой ответ. В целом, мной как "классной мамой" они довольны, и потому не обижаются.
Вывод: к детям своего класса я более строга, т. к. их внешний вид, успеваемость, порядочность и безопасность — моя зона ответственности. Но никогда я не спрошу большего, чем написано в локальном акте, и всегда вежливо и в корректной форме. Так, например, недавно им разрешили носить однотонные кроссовки в качестве сменной обуви. И я первым делом сообщила им об этом. Хотя сочетание строгого делового костюма с юбкой и огромных кроссовок считаю кошмаром, но локальные акты пишу не я. Поэтому дети ходят и радуются😄.
Как правило, с самого начала зная правила, дети и родители в большинстве своём адекватно реагируют и соблюдают их.
Случай 3. Изменения во внешности иногда отражают внутренние процессы
Некоторые родители считают, что с каждым годом нужно давать ребенку больше свободы и оставлять за ним право решения.
Вопрос спорный. Одни дети действительно становятся более ответственными и готовы к этим решениям. Другим требуется больше времени для формирования волевой сферы, и потому родительский контроль и поддержка важны.
Так, две мамы в восьмом классе, который я вела пару лет назад, решили дать дочерям полную свободу: перестали контролировать учёбу и внешний вид. Естественно, это стало заметно как внешне, так и в плане знаний.
Одна покрасила половину головы в ярко-зелёный, вторая приходила с макияжем, который было видно за версту: жирные стрелки до висков, дополненные тяжёлыми слоями ярких теней и туши.
Деликатные беседы с мамами, которые "сами могут разобраться со своими взрослыми детьми и доверяют им", были безрезультатны. Ну, что ж. Хозяин — барин. Главное, чтобы учились.
Но в итоге одна из почти отличницы превратилась в почти двоечницу, и мама решила сменить школу. Другая чуть не осталась на второй год.
Я ушла в другую школу и потому продолжения истории не знаю.
Вывод: иногда внешний вид отражает внутренние изменения, которые происходят с ребёнком.
Стремление выделиться может сигнализировать не о богатом внутреннем мире, а о глубоком кризисе и проблемах, которые ребёнок не может решить сам. И ошибочная стратегия при этом — оставить человека наедине со всем этим, прикрываясь его мнимой взрослостью и правом выбора.
Не все дети готовы к принятию адекватных решений относительно своего расписания труда и отдыха, а также внешнего вида. Самоконтроль и дисциплина ещё не развиты. Может быть очень нужна помощь родителей.
Случай 4. Давайте все так будем выглядеть 😄
Один мальчик из всё того же восьмого класса стал ходить в обтягивающих брючках и с серьгой в ухе. Отрастил длинную челку, мешающую смотреть.
На мою просьбу привести вид ребенка в порядок мама сначала битый час доказывала, что это "классический стиль", а после — "что знания в голове важнее внешности".
Тогда я спросила, не будет ли она против, если уроки для её сына я буду вести, имея на голове спутанную гриву кричаще-ярких волос, в короткой юбке, колготках в сеточку и дополню всё это тяжёлым макияжем и глубоким декольте? Она права, пора смело отметать предрассудки! Ведь знаний по предмету у меня точно больше, чем у ребят. Не стоит тогда акцентировать внимание на внешнем виде. Покажу своим примером, что внешность не главное.
Мама, видимо, представив такую картину, почему-то не одобрила моих прогрессивных идей и была очень недовольна, но внешний вид парня в порядок привели.
Случай 5. Эстетическая сторона вопроса
Одна из шестиклашек, у которых я преподаю, но не являюсь классной мамой, поделилась такой "проблемой": хочется выбрить затылок и покраситься в яркий цвет, а "мать" (как грубо) "орёт и не разрешает до восемнадцати".
Я попросила показать, что она хочет сделать. Увидев фото, внимательно присматриваюсь к нему, затем перевожу взгляд на неё и изрекаю:
— Ты знаешь, твоя мама, кажется настоящий эстет.
— Что???
— Смотри, такая дерзкая прическа и яркий цвет требуют от внешности резких, даже немножко угловатых и стремительных линий. А у тебя в силу возраста внешность ещё очень нежная и плавная. Мама хочет, чтобы это смотрелось по-настоящему красиво, поэтому дала тебе такой совет. И она права: к 18 годам детская округлость с лица сбежит, и линии станут резче. Тогда это будет смотреться бомбически. А сейчас твоя детская внешность может такой стиль "не вытянуть".
Такого девочка не ожидала, весьма озадачилась и обещала подумать пару лет. Кстати, как выяснилось позже, проблемы у ребенка тоже были большие: и сомнения в ориентации, и навязчивые мысли покончить с собой, и много чего ещё.
Есть ещё один момент. Различные модные окрашивания и стрижки требуют постоянного поддержания и грамотного ухода. Иначе попытки подростков выглядеть подчёркнуто круто + недостаточный уход за ярким образом может напомнить это:
В общем, во всем должна быть мера. В подростковом бунте в том числе😀. Третья дырка в ухе незаметна (пятая, в принципе, тоже) по сравнению с огромным кольцом, торчащим из носа. Одна цветная прядь в общей массе волос не так бросается в глаза, как яркий цвет на всю голову. Если и хочется чего-то эдакого, здорово выбирать время и место для таких экспериментов, и придерживаться умеренности. То, что хорошо и гармонично на молодежном концерте или вечеринке, не очень уместно в образовательном процессе.
Хорошо бы иногда задуматься о причинах таких желаний. Иногда единственная цель в том, чтобы сделать с собой что-то, бросающееся в глаза, — это выделиться на фоне других, противопоставить себя толпе. И мотивы этого поведения зачастую печальны.
Конечно, внешний вид — не единственный критерий, по которому можно узнать о каких-либо проблемах. Иногда "уплывают" и дети, выглядящие вполне прилично, но часто ребята в силу неумения отслеживать и адекватно выражать эмоции, сообщают о своих потребностях и проблемах доступным им способами.
Порой слепое потакание всем желаниям подростка не приносит пользы. А вызывающий внешний вид чаще всего, увы, кричит не о неординарности его обладателя, а о его призыве на помощь.
Требование к учителям "не замечать" или "не обращать внимания" на подобные вещи — это призыв, во-первых, нарушать устав заведения, где они работают, а во-вторых, игнорировать возможные опасности или проблемы, возникшие у ребенка, о которых он буквально кричит.
А как Вы относитесь к цветным волосам, пирсингам, тату и прочим способам самовыражения в школе? Особенно в среднем звене?
Напоминаю, что открытые комментарии на канале — это возможность поделиться своим мнением и приглашение к обсуждению. Однако любая беседа должна протекать в атмосфере вежливости и учтивости, даже если Вы не сходитесь во мнениях с автором или другими комментаторами.
#школа #дети #подростки #форма #общество