Найти тему
Модная лавка 19 века

Почему я сочувствую Эмме Бовари намного больше, чем Анне Карениной?

Этих героинь часто сравнивают. Хотя у них разные характеры. И жизнь Анны Карениной до знакомства с Вронским – это просто сказка по сравнению с убогим существованием Эммы Бовари.

Отец Эммы сделал роковую ошибку, отправив дочь учиться в монастырь. Не стоило давать ей образование и развивать чувства.

Ведь у юной Эммы появились запросы и потребности, которые было невозможно удовлетворить. Это сделало её навсегда несчастной.

Кадр из фильма «Мадам Бовари», Франция, 1991 год. Изабель Юппер в роли Эммы.
Кадр из фильма «Мадам Бовари», Франция, 1991 год. Изабель Юппер в роли Эммы.

Вторая роковая ошибка – брак с провинциальным лекарем Шарлем Бовари. Человеком добрым, но напрочь лишённым честолюбия. Недалёким, приземлённым и жалким.

Да, он любил Эмму. Ну и что? Нас не делает счастливыми любовь тех, кого мы сами не любим и не уважаем.

Кадр из фильма «Мадам Бовари», Франция, 1991 год. Эмма и её муж.
Кадр из фильма «Мадам Бовари», Франция, 1991 год. Эмма и её муж.

Но главное – каждому человеку нужна интересная жизнь. И такой круг общения, который соответствует его интеллекту.

У Анны Карениной всё это имелось. А если чего-то и не хватало, то это была только её вина.

У Эммы Бовари не было ничего. И она никак не могла изменить ситуацию. Могла лишь смириться с убогостью существования. Или пуститься с отчаяния во все тяжкие, пытаясь найти хоть какой-то суррогат насыщенной жизни.

В жизни Эммы был только один счастливый день – день бала в замке маркиза.

Мне нравится эта сцена в фильме с Изабель Юппер. Костюмы, декорации, музыка…И мятно-зелёное платье Эммы с розовыми цветами.

Кадр из фильма «Мадам Бовари», Франция, 1991 год. Бальный наряд Эммы.
Кадр из фильма «Мадам Бовари», Франция, 1991 год. Бальный наряд Эммы.

В книге наряд Эммы другой:

«…В шиньоне трепетала на гибком стебле роза с искусственными росинками на лепестках. Бледно-шафранового цвета платье было отделано тремя букетами роз-помпон с зеленью»…

Такое платье не подошло бы актрисе. И мятно-зелёное с розовым выглядит нежнее и романтичней. Особенно - в сочетании с причёской, украшенной цветами и листьями.

Кадр из фильма «Мадам Бовари», Франция, 1991 год. Бальная причёска Эммы.
Кадр из фильма «Мадам Бовари», Франция, 1991 год. Бальная причёска Эммы.

Весь облик Эммы словно пронизан надеждой на светлые перемены. Но увы! Дверь в сказку захлопнулась. Раз и навсегда.

«Значит, так они и будут идти чередою, эти однообразные дни? Другие тоже скучно живут, но все-таки у них есть хоть какая-нибудь надежда на перемену. Иной раз какое-нибудь неожиданное происшествие влечет за собой бесконечные перипетии, и декорация меняется. Но с нею ничего не может случиться – так, видно, судил ей бог! Будущее представлялось ей темным коридором, упирающимся в наглухо запертую дверь»…

Наглухо запертая дверь. Или – мышеловка.

Кадр из фильма «Мадам Бовари», Франция, 1991 год. Эмма в невесёлой задумчивости.
Кадр из фильма «Мадам Бовари», Франция, 1991 год. Эмма в невесёлой задумчивости.

Выйдя замуж за Шарля, Эмма оказалась в мышеловке беспросветной убогости, из которой не было выхода.

А любовники, наряды, из-за которых Эмма влезла в долги, – это всё чепуха, иллюзия интересной жизни.

Эмме нужно было жить в большом городе, где жизнь бьёт ключом. Ей были нужны не любовники, а впечатления. Театры, путешествия, разговоры с умными людьми…

То же самое было нужно и Шурочке из повести Куприна.

Фильм «Куприн. Поединок». Кто ужасней: Раиса Петерсон или Шурочка?

И можно сколько угодно осуждать их, но… Как это ужасно, если жизнь на годы застывает в одних и тех же унылых декорациях.

«Ей принесли простое белое платье, возбудившее общее сожаление»… Тема «Госпожи Бовари» в русской классике.

Кадр из фильма «Мадам Бовари», Франция, 1991 год. Эмма и Рудольф.
Кадр из фильма «Мадам Бовари», Франция, 1991 год. Эмма и Рудольф.

Почему романтичную моду 1840-х называют «застойной»?

#кино #литература #мода и красота #женщины #женская психология