Османская империя достигла своего наивысшего расцвета к концу 17 века не на пустом месте. По большей части новые завоевания давались османам военной силой, но ведь внутри огромной страны тоже нужно было поддерживать порядок. Государством, простирающемся от Красного моря на востоке и почти до Гибралтарского пролива на западе, управлять было непросто, но османские султаны нашли выход.
Они построили жестокую, но однозначную систему передачи власти, в которой братоубийство не только не порицалось, но еще и служило основой отсутствия смут в стране. Называлась эта система "законом Фатиха". Фатих с турецкого переводится как "завоеватель", и ввел ее в действие султан Мехмед II, прославившийся как завоеватель Константинополя.
Закон Фатиха гласит, что ради государственного блага и устранения возможных смут в стране султан, восходивший на престол, мог абсолютно легально убить всех своих братьев с согласия главного муфтия. А поскольку в 17 веке детей у султанов бывало не по одному десятку, руки вступавшего на трон сразу погружались в кровь по локоть.
По жестокости с этим законом мало что может сравниться: врагу не пожелаешь оказаться на месте турецкого султана, да и на месте его братьев в общем-то тоже. Но многие историки положительно оценивают этот закон, указывая, что он позволил на начальном этапе избежать многих войн за раздел страны. Однако уже к шестнадцатому веку между братьями еще до восхождения на престол начинаются кровопролитные войны. Их можно понять: никому не хотелось быть казенным в случае восшествия на престол собственного брата.
Начиная с 17 века османские правители стали более благосклонны к своим братьям и перестали их убивать. Братоубийство заменили на вечное заточение во дворце: потенциальных наследников престола содержали в роскоши, но не давали заниматься развивающими ум и тело занятиями, а только кормили/поили на убой и развлекали наложницами. Через несколько лет такого образа жизни личность деградировала настолько, что уже шехзаде был уже неспособен управлять государством и становился неопасен для своего брата или отца на троне.
С одной стороны, такой порядок заменил братоубийственный обычай, а с другой – кто его знает, какой способ уничтожения личности более печален – физический или медленный и безболезненный с помощью постоянного пьянства и разврата. По жестокости с этой традицией османов могла сравниться разве что девширме – "дань кровью", которую турки собирали с покоренных народов.
К пятнадцатому веку османы поняли, что нуждаются в регулярных пехотных формированиях для своей армии, так как брать крепости верхом на конях было не слишком удобным занятием. Для этой цели решено было использовать девширме: в покоренные христианские земли отправляли рекрутеров, которые отбирали в будущую османскую армию самых крепких мальчиков. Забирали их как правило в малом возрасте до 8-10 лет.
Их навсегда увозили от своих семей, чтобы сделать из них профессиональных воинов – безжалостных янычар, которые будут подчиняться только воле султана. Мальчиков обращали в ислам, учили обращаться с оружием и к 25 годам, полностью забыв свое прошлое, эти люди становились гвардией Османской империи, жестокими воинами-янычарами, служившими только своему государю. Им не разрешалось иметь семью, а все имущество погибшего в бою товарища переходило во владение всех янычар полка.
Что думаете насчет османских обычаев? Это была просто жестокость или необходимость того времени?
Про то, почему в янычары набирали только христиан, я написал здесь