Тогда на политической карте мира появились 15 новых государств. От Советского Союза им осталось наследство: природные ископаемые, фабрики, заводы, театры и музеи. Кому-то досталось больше, а кому-то меньше. Сделаем краткий обзор нынешнего состояния постсоветского пространства.
«Были первыми, а стали последними». Это о Прибалтике
Ее жители получили независимость, о которой давно мечтали. А ведь когда-то Прибалтика была витриной Советского Союза. Сейчас она находится на задворках ЕС. Без очередных финансовых влияний ей будет худо. В пересчете на зарплату жители Прибалтики могут считаться богатыми, однако многие вынуждены уезжать на заработки в Европу. Очевидно жить без старшего брата, будь то СССР или ЕС, они не могут. Страна заложила свою независимость в брюссельские банки и живет на проценты. В лучшем положении оказалась Эстония, внедрившая цифровые технологии.
«Время остановилось». Это про Белоруссию
Лукашенке удалось сгладить негативные моменты от распада Союза. Сейчас в стране капиталистический социализм. Кроме картофеля и калийных удобрений там нет природных ресурсов. Бессменный авторитарный лидер пытается подстроиться под требования времени, однако твердо сохраняет политическую и экономическую ориентацию на Россию. Теперь Минск пользуется преимуществом Евразийского рынка.
«Большие надежды и упущенные возможности». Это об Украине
Полученные ею заводы-гиганты были ориентированы на общую промышленность. С распадом Союза связи перешли на рельсы рыночной экономики. Сначала Киев ориентировался на российский рынок, но в 2014 году резко повернул в сторону Запада. В результате, как и в Прибалтике, многие предприятия пришлось закрыть. Сейчас Украина переживает глубокий кризис. О ее независимости речь давно не идет. Там командуют советники из США и ЕС. Однако содержать ее, как небольшую Прибалтику, им не хочется. Киеву остается конфликтовать с Россией, чтобы получать кредиты от МВФ, которых хватает только на поддержку штанов.
«Под крылом соседа». Это про Молдову
Из беззаботного солнечного края после распада СССР она превратилась в придаток ЕС. Потеряла сразу независимость, как Прибалтика, получила развал экономики и, даже, гражданскую войну в Приднестровье. Конфликт вспыхнул, когда националисты выступили за присоединение к Румынии. При президенте Додоне молдавские товары были на российском рынке. С избранием Майи Санду Молдова вновь поворачивается к Западу.
«Блеск и нищета». Это о бывших среднеазиатских республиках
Там везде, кроме Киргизии, установилось авторитарное правление. Киргизы с их демократией периодически ввергают свою страну в хаос. Они, как и таджики, обделены залежами нефти и газа. Поэтому живут беднее казахов, туркмен и узбеков. Выгоду от получения независимости получили бывшие партработники. Они стали элитой среднеазиатских республик. Региону пришлось пережить отток русского населения. Европейской цивилизации стало меньше и жить стали здесь больше по-восточному.
«Дым войны». Это о Кавказе
В первые годы независимости все три Закавказские республики накрыла волна национализма. Она породила вооруженные конфликты. Вспомним Абхазию, Южную Осетию и Карабах.
Условия для старта здесь были неравные. Азербайджан оставался нефтяным клондайком. Его благосостояние растет. Баку сумел вернуть утраченные в начале 90-х годов территории в Карабахе.
Армения с Грузией были в худшем положении, поскольку их ориентировали на сельское хозяйство и туризм. Эти страны находятся в состоянии социальной напряженности и стали полем для цветных революций.
P.S. Если есть, что добавить, не стесняйтесь, пишите свои комментарии. Хотелось бы услышать мнение жителей постсоветского пространства.