Найти тему
Армянский музей Москвы

Армяно-русские театральные отношения. История третья: Новые времена

Почему Константин Станиславский сделал посещение Московского Художественного театра для армянских студентов бесплатным? Как армянские режиссеры оказались среди новаторов театральной традиции в России? Какие специальности появились в театре Армении в первой половине XX века? Об этом и многом другом Армянскому музею Москвы рассказала историк Нуне Мхитарян в заключительной части цикла об армяно-русских театральных отношениях.

Насупили новые времена, смутные и кровавые. Все смешалось в жизни, в мире после 1917 года. Затяжная война, две революции. Распад империй, резня, голод, холод. И в этом страшном месиве – постепенное появление неких параллельных потоков, живущей своей, самостоятельной жизнью, новые формы творчества и бытия, словно в другом миру, за другими окнами, в другой жизни. В Москве Художественному театру под руководством Константина Станиславского и Владимира Немировича-Данченко присуждается статус Академического.

Владимир Немирович-Данченко и Константин Станислаский. Фото: mxat.ru
Владимир Немирович-Данченко и Константин Станислаский. Фото: mxat.ru

Театр с большим удовольствием посещали среди прочей публики и студенты-армяне не только потому, что он был «модным», передовым, не только потому, что один из основателей (Немирович-Данченко) по матери был армянин, но и по другой причине – по ходатайству другого руководителя для армянских студентов посещение было бесплатным. Константин Сергеевич учился в Лазаревском институте и в знак благодарности своим педагогам преподнес такой подарок всем «лазаревцам».

Вокруг двух великих новаторов театральной традиции были и армяне. Среди них – сын владикавказского фабриканта, невероятно одаренный, основатель 3-й Студии МХАТ, Евгений Багратионович (Багратович) Вахтангов. В голодном, но очень «театральном» для Москвы году он, с благословения своих учителей, на Остоженке, в Мансуровском переулке организовал театр-студию с общежитием, тем самым заложив основы будущего Вахтанговского театра. Будучи уже тяжело больным, он сумел завершить постановку «Принцессы Турандот», которая до сих пор остается «лицом» его театра. В те годы уже рядом с режиссером находился продолжатель его дела Рубен Симонов, студию часто навещал Павел Макинцян, будущий нарком просвещения Армении. В 3-й Студии училась актриса Евгения Себар, к сожалению, мало выступавшая на сцене и почти забытая в наши дни.

«Принцесса Турандот» Евгения Вахтангова, 1922. Фото: vakhtangov.ru
«Принцесса Турандот» Евгения Вахтангова, 1922. Фото: vakhtangov.ru

С театральной жизнью Москвы 1920-х годов прочно связаны имена братьев Бурджаловых – Георгия и Аршака. Приехав в Москву из Астрахани с благими намерениями получить образование, они в конечном счете получили его. Аршак совершенствовался дальше за границей, но судьба распорядилась по-другому. Если Георгий Бурджалов остался в команде Константина Станиславского, то его брат стал основателем театральной школы новой Армении. Он также взял под свою опеку всю театральную жизнь нашей «советской» диаспоры.

Далее речь пойдет о таком уникальном явлении в нашей жизни, возникшим во многих городах с плотным армянским населением, как АйАрТун – Дом Армянского Искусства. Наша параллель кристальной ключевой воды в стремительном потоке смутных времен, явление, которое помогло нам выжить и двигаться дальше. Наш «МХАТ».

Именно с деятельностью этих очагов культуры, нашими аналогами Московского Художественного Театра со всеми его студиями и связана история возникновения Театра имени Габриэла Сундукяна (по решению Культпросвета от 16 августа 1921 года). Первым художественным руководителем театра стал Левон Александрович Калантар – выпускник Петербургского университета Восточных языков, сын редактора популярной газеты «Мшак», издававшейся в Тифлисе. И с благословения Калантара и Бурджалова, весной 1921 года почти весь тифлисский АйАрТун перебирается в Ереван.

Театр имени Габриэла Сундукяна, 1939. Фото: pastvu.com
Театр имени Габриэла Сундукяна, 1939. Фото: pastvu.com

В Армении, как и во всей постниколаевской империи, наступает новая эра. Культурным центром постепенно становится Ереван. Одновременно сохраняются очаги и в других городах – в Астрахани, Ростове-на-Дону, Москве, Петербурге, Баку, Тифлисе. Как водится в эпоху больших перемен, рядом с впереди идущими остаются «попутчики», которые не только направляют и наставляют, но и чаще всего спасают от потерь и уничтожения. Термин этот особенно часто применяется при анализе культурных преобразований, потому что само явление ярче всего проявляется именно в области культуры.

Этими попутчиками для молодых актеров стало старшее поколение. Теперь учеба шла не только на сцене. С появлением студии, а также театрального вуза, они взялись за преподавательскую работу, ведение своих классов и мастерских. А какие специальности появились! Режиссер, театральный художник, суфлер, реквизитор, декоратор, мастер по свету! Армянскую сцену оформляли Мартирос Сарьян, Георгий Якулов, Хачатур Есаян. Все свое творчество посвятили оформлению сцены Михаил Арутчян и Степан Тарьян, став полностью театральными художниками… Благодаря режиссерам Армену Гулакяну и Вардану Ачемяну появилось понятие «сундукяновский стиль игры». В Ереване эта фраза звучала ровно так же, как в Москве – «МХАТовский стиль»… Ты не уверен в своих способностях, но очень любишь театр?  Иди работать кем угодно, время и мастера решат, кем тебе стать… А какие были мастера! Их имена до сих пор на слуху, хотя с каждым уходящим поколением звучат все глуше и глуше – Рачия Нерсисян, Арус Восканян, Вагарш Вагаршян, Авет Аветян…

Слева: Степан Тарьян. Оформление спектакля «Хатабала» (Театр Сундукяна). Справа: Михаил Арутчян. Портрет Георгия Якулова, 1930
Слева: Степан Тарьян. Оформление спектакля «Хатабала» (Театр Сундукяна). Справа: Михаил Арутчян. Портрет Георгия Якулова, 1930

Да, казалось, наступил золотой век. Армянский театр процветал не только в Ереване, но и в Тбилиси и Баку. В довоенные годы существовало тесное сотрудничество между ними: Ованнес Абелян остался работать в бакинском театре, но часто приезжал «на гастроли» в Ереван. В Москве, в Театре Вахтангова служил Рубен Симонов, в Малом театре – Ваграм Папазян. Война застала актера в Ленинграде, и он с семьей всю блокаду прожил там, а после войны остался в Театре комедии имени Николая Акимова. Приезжая в Ереван, актеры словно показывали ту планку, которую нужно было преодолеть, одной своей игрой давая юным коллегам мастер-классы.

Идея подобного сотрудничества закрепила декаду армянской культуры 1939 года в Москве. А в 1937-м в Ереване открылся Театр имени Станиславского, затем появился Театр комедии, в 60-е годы открылся наш «Современник» – Театр Капланяна. Образовалось некое театральное содружество (театр «Дружба»), в рамках которого театральные труппы ездили на гастроли и фестивали с определенной «учебной» программой.

Ереванский драматический театр. Фото: ydt.am
Ереванский драматический театр. Фото: ydt.am

Война, безусловно, внесла свои изменения в репертуар и гастрольные маршруты. О союзных столицах речи быть не могло, но по республике работа шла очень активная. И наряду с современной тематикой в деревенских клубах звучала мировая классика с ласкающими слух именами – Гамлет, Офелия, Лаура, Сократ. Имя Гамлет стало чуть ли не самым популярным, и театральные острословы шутили, что Уильяма Шекспира в Армении почитают больше, чем на его родине.

Да, в советскую эпоху театр стал показателем уровня духовной жизни. Будучи «коллективным» видом творчества, носителем общественной идеи, он отмечал сразу и литературный вкус, и музыкальную грамотность, и нравственные устои общества. Казалось, так будет всегда…

Михаил Арутчян. Оформление спектакля «Храбрый Назар», 1930. Из коллекции Национальной галереи Армении
Михаил Арутчян. Оформление спектакля «Храбрый Назар», 1930. Из коллекции Национальной галереи Армении

Да, сегодня в Ереване «работают» театры. Но в каком положении районные, не столичные театры? В Гюмри? Ванадзоре? В других, более мелких городах? И какое у них будущее? И какую идею наш театр сегодня исповедует? Наверное, надо подумать…

Историк, переводчик, преподаватель армянского языка Нуне Мхитарян специально для Армянского музея Москвы