По поверьям Рождество и Святки праздновали все силы и существа мира. Нечисть в это время особенно активна. Наши предки верили в чертей, бесов и домовых духов. Именно в эти январские дни, от Рождества до Крещения стремились договориться с темными силами, а то и на службу себе поставить.
Кулеши и хухлики – святочные чертенята, веселые ребята
В старину верили, что у каждого дома – свой черт. И у каждого человека - свой. Как противовес ангелу-хранителю. Но если к ангелу отношение почтительное, то к черту порой пренебрежительное. Его и обманывают, и бьют и так далее. Но на Святки о нечисти вспоминают в полной связи с собственной жизнью и бытовым укладом. И стараются с нечистью договориться, через ряжение, гадание и святочные игры.
В северных губерниях – Вологодской и Вятской верили, что в это время из воды выскакивают цветные чертенята – кулиши (кулешата). Хозяйки в это время белья не полоскали, так как опасались, что нечистая сила из воды вылезет и за собой утащит.
Выглядели эти существа так – голова с «шишом», с остроконечным колпаком. Другой вид водяного черта – хухлик (хухоль, хухоля, хухотка). Появляется тоже из воды во время Святок. Хухляками также называли ряженого на Святки, подражающего мифическим существам.
Чем занимаются эти святочные черти? А искушением рода людского. Отправляет их по земле ходить и предсказывать людям судьбы сам Сатана, «чтобы больше его любили». Устраивают они бесовские игрища. А потом уходят они в воду, откуда и появились.
И кулиш, и хухлик – слова ласковые, слышится в них веселое отношение. Это не резкое «черт», что будто очерчивает границу между светом и тьмой. Кто знает, может так человек, через имянаречение хотел с низшим демонским миром примириться, помощи попросить и судьбу проведать.
Во время Святок активизируются существа, от которых зависело бытие человека. Но эти кулеши и прочая нечисть злыднями не прослыли. С ними можно и нужно было договариваться. Именно в это время можно было добыть от нечистой силы магические и прочие нужные в хозяйстве предметы.
Амбар, баня, гумно и овин – каждому в мир тот окно
И у каждого дома есть свой домовой, это известно. Но на Святки особое взаимодействие нужно. И смелость, чтобы обратиться с вопросами к амбарнику, гуменнику, овиннику, баннику – особым духам, которые все знают и судьбу могут предсказать.
Амбарник помогал всю правду о будущей судьбе услышать. Но и пугал знатно. А то и мог навредить, «ручки-ножки открутить». При взаимодействии с ним требовались особые меры безопасности – круг очертить, дары принести.
Банный черт или банница жил в бане, что была почти в каждом крестьянском дворе. Приходили в баню, снимали пояса, кресты, распускали косы, очерчивались кругом и вызывали «Придите сорок чертей с чертенятами, из-под пеньев, из-под кореньев и из других мест». Черти показывали суженого в зеркале или сами принимали облик будущего жениха. Но такие зазывалки считались крайне опасными, и могли даже повлечь гибель гадающих. Если, например, черт платы потребует в виде домовины.
Гадали у гумна и овина. А там гуменник и овинник. Гуменника представляли мохнатым существом. Считали, если во время гадания погладит «голой» лапой – быть худу, а если шерстистой – добру. Овинник если потрогает – быть девке замужем, а если нет – сидеть на полатях, жениха ждать и не дождаться. Страшно это было, до первых петухов не каждая выдерживала такое гадание.
"Богу молись, а черта не гневи"
Человеческое стремление узнать свою судьбу неистребимо. Как не старалась церковь призвать людей к «уму и закону Божьему», все равно, на Святки бежали девки к амбару или к бане угадать свою судьбу. Ворожили на зеркала и свечной воск. Рядились в нечисть, хороводили и пытались с договором с чертями свою жизнь уладить.
Народ на Святки, как сегодня бы сказали «отрывался по полной», погружаясь в мир неведомый, сказочный, страшный и веселый одновременно.
В этих святочных обычаях с обращением к демоническим силам дома и природы видна вера человека в «кудеса, кудесников» - чудеса, по-нашему. Кудесниками звали волхвов и волшебников. Во время Святок каждый мог стать провидцем.
Но и вера в Бога тоже утверждалась. Потому что логично же, что если есть зло, то и добро существует. Активность нечисти накануне больших праздников все же толкуется, как предшествие торжества светлых сил. Но темный мир следует почитать, и привлекать, по возможности, к себе на пользу. Преимущественно в Святочные дни. Не зря народ говорил: «Богу молись, а черта не гневи».
Поставьте лайк, если интересно! Или подпишитесь! Будем вместе праздновать Святки и веселиться!