Найти тему
Михаил Астапенко

СТЕПАН РАЗИН - ЭТО "ЕДИНСТВЕННОЕ ПОЭТИЧЕСКОЕ ЛИЦО РУССКОЙ ИСТОРИИ" (Образ Степана Разина в творчестве А.С. Пушкина).

Интерес к мятежной истории донского казачества, к яркой личности Степана Разина возник у Пушкина под впечатлением его поездок на Дон. Первый раз поэт побывал здесь в 1820 году. А произошло это так…

…За свободолюбивые стихи и колкие эпиграммы поэт был сослан на южную окраину России в город Екатеринослав. Заболевшего Пушкина здесь разыскала семья героя Отечественной войны 1812 года Николая Николаевича Раевского. Им удалось уговорить начальника Пушкина генерала Инзова отпустить больного поэта для лечения на Кавказ. Вот тогда-то на пути на Кавказ он впервые побывал на Дону.

Прибыв в станицу Аксайскую, расположенную почтовом пути на Кавказ, Пушкин и Раевские решили во что бы то ни стало посетить старое гнездо донского казачества город Черкесск, разжалованный за мятежную историю из столицы Дона в казачью станицу. 8 июня 1820 года на шлюпке Пушкин и Раевские отправились в Старочеркасскую.

От Аксая до Старочеркасской примерно пятнадцать верст, но путешественники уже издали заметили церкви “Старого города”, как называли свою станицу ее жители. …Пристали недалеко от Петропавловской церкви. По шатким мосткам подошли к ней, провожатые из станичников, встретившие гостей, рассказали, что в церкви этой в далеком 1753 году был крещен знаменитый “вихорь-атаман” Матвей Иванович Платов, тому два года назад скончавшийся и похороненный в Мишкине, что в нескольких верстах от Старочеркасской.

Недалеко от Петропавловской церкви располагался старинный каменный дом, в котором по преданию жил и был убит богатыми казаками атаман повстанцев Кондратий Булавин. Гости постояли у этого ничем не примечательного дома, в котором более столетия назад разыгралась трагедия. По непрочным деревянным мосткам прошли по торговым рядам, увидели каменные дома, лавки, обошли “все, что там есть достойного”, впереди, привлекая внимание, высился войсковой Воскресенский собор. Провожатые пояснили, что девятиглавый собор был заложен при царе Петре Алексеевиче в 1706 году и освящен в феврале 1719 года.

По каменным ступенькам паперти поднялись в собор, осмотрели иконостас середины восемнадцатого века, прекрасные расписные хоры второй половины того же столетия. Полный впечатлений от посещения Старого Черкасска, генерал Раевский писал жене: “Сей разжалованный в станицу город еще более обыкновенно залит водою. В нем осталось домов до 700, в том числе несколько старых фамилий чиновников, как-то Ефремовых и пр., другие же перевезены в Черкасск (Новочеркасск – М.А.). Но церквей не перевезли и их богатства, но не могли увезть памяти, что это первое было гнездо донских казаков. Словом, Старый Черкасск останется вечно монументом как для русских, так и для иностранных путешественников”. 1 Переправившись на левый берег Дона, путешественники продолжили свой путь на Кавказ.

Второй и третий раз Пушкин посетил землю донских казаков в 1829 году, впечатления, полученные им за время этих путешествий, он развивал в своем творчестве в течение всей жизни… Одной из особенностей пушкинской психологии творчества было то, что жизненные впечатления обычно долго отстаивались в его воображении и спустя некоторое время претворялись в прекрасные произведения. Об этом писал Пушкин в одном из писем Дельвигу: “У меня в голове бродят еще поэмы, но… теперь ничего не пишу. Я перевариваю воспоминания и надеюсь набрать вскоре новые”.1

Так было и теперь. Об истории донского казачества Пушкин вспомнил и обратился к ее изучению в Михайловской ссылке. Особое место в творчестве Пушкина занимают произведения и материалы, посвященные известным донским казакам, предводителям крестьянских войн в России Степану Разину и Емельяну Пугачеву. Из них двоих, по данным современников Пушкина, лично знавших великого поэта, он больше интересовался Разиным.

Находясь в Михайловском уединении, Пушкин просит своего брата Льва Сергеевича прислать ему “историческое сухое известие о Степане Разине”, которого поэт назвал “единственным поэтическим лицом русской истории”.2 Интерес Пушкина к личности Степана Разина проявился весьма рано. А.О.Смирнова вспоминала, что Пушкин говорил ей о Степане Разине: “Стенька Разин был моим первым героем, и я уже мечтал о нем, когда мне не было восьми лет…”. 3 Находясь в ссылке, Пушкин снова вспомнил мятежного Степана Тимофеевича. В это время он серьезно работает над стихотворениями о Разине. Одно из них повествует об астраханском периоде разинского восстания:

Ходил Стенька Разин

В Астрахань-город

Торговать товаром

Стал воевода

Требовать подарков.

Поднес Стенька Разин

Камки хрущатые

Камки хрущатые

Парчи золотые

Стал воевода

Требовать шубу.

Шуба дорогая,

Полы-то новы,

Одна боброва

Друга соболья.

Ему Стенька Разин

Не отдает шубы.

“Отдай, Стенька Разин,

Отдай с плеча шубу.

Отдашь, так спасибо;

Не отдашь – повешу

Что во чистом поле,

На зеленом дубе,

На зеленом дубе,

Да в собачьей шубе”.

Стал Стенька Разин

Думати думу:

“Добро, воевода,

Возьми себе шубу.

Возьми себе шубу,

Да не было б шуму. 1

Эпизод этот, поэтически описанный Пушкиным, произошел в Астрахани в 1669 году, когда вольница Степана Разина возвратилась из Персидского похода, обремененная добычей. Астраханский воевода Прозоровский, бывая на судне у Разина, приметил прекрасную шубу из соболей, которую Степан привез из Персии. Покрытая драгоценным персидским златоглавом, шуба приворожила воеводу. Князь Иван загорелся неистребимым желанием во что бы то ни стало заполучить эту шубу, и стал намекать об этом атаману. Разин, готовый с бедняком поделиться последним, тут уперся.

- Атаман, знаешь ли, не надобно нами пренебрегать, - с легкой угрозой в голосе сказал воевода, - ведь мы в Москве можем для тебя и доброе и злое устроить…”

Разин грозно и удивленно вскинул глаза на предельно откровенного воеводу, но шубу скинул и, отдавая, сказал: "Возьми, воевода, шубу, только не было б в ней шуму!". Слова Разина оказались пророческими; слух о шубе, взятой Прозоровским у атамана в Астрахани, докатился до царя, который в июне 1671 года составляя допросник Разина, поинтересовался: "О князь Иване Прозоровском…, за што побил и какая шюба”. 1

Во втором стихотворении Пушкина, написанном в этот же период, рассказывается от удали Степана Разина, его желании погулять по синю морю, “пошарпать” купеческие корабли с неправо нажитым добром:

Что не конский топ, не людская молвь,

Не труба трубача с поля слышится,

А погодушка свищет, гудит,

Зазывает меня, Стеньку Разина.

Погулять по морю синему:

“Молодец удалой, ты разбойник лихой

Ты разбойник лихой, ты разгульный буян,

Ты садись на ладьи свои скорые

Распусти паруса полотняные.

Побеги по морю синему.

Пригоню тебе три кораблика:

На первом корабле красно золото,

На втором корабле чисто серебро,

На третьем корабле душа-девица. 1

Из Михайловской ссылки опальный поэт вернулся в Москву в сентябре 1826 года. Обстановка в Москве в это время (после подавления движения декабристов) была весьма тревожной. Первоначально Пушкин был доставлен в Кремль для свидания с царем Николаем I, в разговоре с которым не преминул выразить свои симпатии декабристам. Молодежь восторженно встретила великого поэта. На квартире Веневитинова Пушкин читал “Бориса Годунова” и “Песни о Стеньке Разине”. На этом чтении присутствовал М. П. Погодин, позже вспоминавший: “Октября 12 числа поутру спозаранку мы собрались все у Веневитинова и с трепещущим сердцем ожидали Пушкина. Наконец в двенадцатом часу он явился. Какое действие произвело на нас это чтение передать невозможно. …Мы смотрели друг на друга долго и потом бросились к Пушкину. Начались объятия, поднялся шум, раздался смех… Пушкин одушевился, видя такое свое действие на избранную молодежь. Ему было приятно наше внимание. Он начал нам… читать песни о Степане Разине, как он выплывал ночью на востроносой своей лодке”. 2

За чтение новых произведений без разрешения властей Пушкин получил внушение от Бенкендорфа, который в своем письме поэту потребовал объяснения по этому поводу. Пушкин признал, что читал свои произведения “некоторым особам (конечно, не из ослушания, но только потому, что худо понял высочайшую волю государя)”.1

В письме своему другу С. А. Соболевскому поэт в открытую признавался, что за чтение “Бориса Годунова” и “Песен о Стеньке Разине” “мне уже (очень мило, очень учтиво) вымыли голову”.2 Но, несмотря на головомойку, полученную им от Бенкендорфа, Пушкин решил представить “Песни о Стеньке Разине” царю с тем, чтобы получить разрешение на их печатание. Выполняя волю царя, Бенкендорф в письме Пушкину от 22 августа 1827 года передал поэту запрещение печатать песни о Разине. По мнению царя, “Песни о Степане Разине”, при всем своем поэтическом достоинстве, по содержанию своему не приличны к печатанию. Сверх того церковь проклинает Разина, равно как и Пугачева”.3 В письме к М. П. Погодину Пушкин с горечью писал, что “Стансы к царю” им пропущены, песни о Стеньке не пропущены”. Впервые часть песен разинского цикла, записанных и обработанных Пушкиным, была напечатана в одиннадцатом номере газеты “Порядок” за 1881 год. В пятнадцатом номере газеты “Русь” за этот же год появились варианты песен о сынке Степана Разина, записанные Пушкиным в 1824 году. Вот отрывок из одной такой песни:

В городе-то было в Астрахане,

Появился детина, незнамой человек.

Он щеголем по городу похаживает,

Черный бархатный кафтан на распашечку надет.

Черна шапка пуховая на его русых кудрях,

Свой персидский кушачок во правой руке несет

Он боярам государевым не кланяется

К астраханскому воеводе под суд не идет

Как увидел молодца воевода со крыльца,

Закричал он, воевода, громким голосом своим

“Ой, есть ли у меня слуги верны молодцы?

Вы сходите, приведите удалого молодца”.

Как поймали молодца во цареве кабаке

Приводили удалого к воеводе на двор.

А как стал воевода его спрашивать:

“Ты скажи, скажи, детина, незнамой человек,

Чьего роду, чьего племени, чей отеческий сын?

Иль из нашего городу из Астрахани,

Или со Дону казак иль казацкий сын?”

“Я не с вашего городу, не с Астрахани,

Я не с Дону казак, не казацкий сын.

Я со Камы со реки Сеньки Разина сынок.

Взялся батюшка у вас завтра в гости побывать.

Ты умей его принять, умей потчивать.

Рассердился губернатор на удалого молодца,

Закричал тут губернатор громким голосом своим:

Что есть ли у меня слуги верны молодцы?

Вы возьмите, отведите удалого молодца,

Посадите удалого в белу – каменну тюрьму.

Как на утренней заре, вдоль по Каме по реке

Вдоль по Каме по реке легка лодочка идет.

Во лодке гребцов ровно 200 молодцов.

Посреди лодки хозяин Стенька Разин атаман

Закричал тут хозяин громким голосом своим:

А мы счерпаемте воды из Камы со реки”.

Мы исчерпнули воды из Камы со реки.

Припечалился хозяин Сенька Разин атаман:

“Знать-то знать, что мой сыночек во неволюшке сидит,

Во неволюшке… сидит,

В белокаменной тюрьме”.

“Не печалься наш хозяин Стенька Разин атаман!

Бело-каменну тюрьму по кирпичику разберем,

Твоего милого сыночка из неволи уведем.

Астраханского губернатора под суд возьмем”. 1

Интерес к песням разинского цикла возник у Пушкина под влиянием декабристов. Он был лично знаком с многими из них, в частности, имел переписку с декабристом и историком Дона В. Д. Сухоруковым, который собирал материалы о Разине, посвятив ему довольно большой объем в своем труде “Историческое описание земли Войска Донского”. 2

Всесторонний и глубокий интерес Пушкина к поэзии крепостного крестьянства, к песням разинского цикла, в наибольшей степени проявился в период становления его реалистического метода. Творчество Пушкина 1830-х годов выражало принципиально новое отношение к народной поэзии. В фольклоре, в том числе и разинского цикла, Пушкин видел прежде всего эстетически полноценное искусство современности. Это помогло ему воссоздать образцы народных героев на основе реальных черт, которые он чутко улавливал в произведениях народного творчества.

Несмотря на запрет царя и Бенкендорфа, Пушкин продолжал активно заниматься разинской темой. Он изучает литературу по крестьянской войне под предводительством Разина, готовясь, очевидно, написать большой труд по этой теме. В одном из писем А. С. Норову Пушкин писал: “Отсылаю тебе, любезный Норов, твоего Стеньку; завтра получишь Struys. Нет ли у тебя сочинения Вебера о России (Возростающая Россия или что-то подобное?). А. Пердуильонис, то есть Stephanus Rasin Don Cosacus perduellis pubbicae disgusitionis Schurtzflisch”. В данном случае Пушкин работал с известным произведением немецкого очевидца некоторых событий крестьянской войны под предводительством Разина Иоганна Юстуса Марция. Работа Марция, которую изучал Пушкин, под названием “Стенко Разин донски казак изменник, т.е. Степан Разин, донской казак изменник” была защищена в качестве диссертации 29 июня 1674 года. Защита диссертации спустя всего три года после подавления разинского восстания говорит о громадном интересе к личности Разина и движению под его руководством. В дальнейшем диссертацию несколько раз переиздавали, в частности, в 1675 году ее издали в Виттенбурге, в 1678 году в Лейпциге, в 1683 году снова в Виттенберге и в 1698 году опять в Лейпциге.1 Исследователь песен разинского цикла А.Н.Лозанова предполагает, что “вероятно у Норова Пушкин брал одно из старых изданий, может быть, 1683 года”.2

Произведение Фридриха Вебера, о котором спрашивал Пушкин у Норова – это “Das veranderte Russland”. Фридрих Христиан Вебер в 1714-1719 годах был ганноверским резидентом в России, написал сочинение “Преобразованная Россия” (1721-1740 гг.), в котором имеются материалы о восстании на Дону под руководством Кондратия Булавина. Все три тома этого обширного сочинения были в личной библиотеке Пушкина. В 1836 году Пушкин приобрел книгу Николая Фомина “Стенька Разин”, изданную в этом же году. Белинский довольно резко отозвался об этой книге, заметив, что “в этой исторической повести” нет никакой повести: это просто вздор, сколько бессмысленный, столько дорогой, потому что стоит четыре рубля”. 1 Однако к книге были приложены некоторые подлинные документы периода разинского восстания. Кроме этого, Пушкин был знаком с рядом книг восемнадцатого-начала девятнадцатого веков, в которых имелись сведения о Разине. В их числе были книга В. Берха “Царствование Алексея Михайловича”, изданная в Петербурге в 1830 году, работа историка Г. Ф. Миллера Sammlung Russischer Gesichte, изданную в Петербурге в 1760 году, книги Щербатова и Сумарокова о разинском движении, появившиеся в Петербурге в 1774 году, когда дворянско-самодержавная Россия пыталась справиться с пугачевским восстанием.

О глубоком увлечении Пушкина образом Разина, работе над ним рассказал в своих воспоминаниях П. Х. Граббе, который познакомился с Пушкиным в 1834 году в Петербурге у Н. Н. Раевского. 3 "Мы обедали, - пишет Граббе, - и провели несколько минут втроем… Он (Пушкин – М. А.) – занят был в то время историей Пугачева и Степана Разина. Последним, казалось мне, больше. Он принес с собой брошюрку на французском языке, переведенную с английского, изданную в те времена одним капитаном английской службы, который по взятии Разиным Астрахани представлялся ему и потом был очевидцем казни его. Описание войска (ибо по многочисленности его шайкой назвать нельзя), обогащенного грабежом персидских северных областей, любопытно; также – праздника, данного Разиным на Волге, где он стоя на лодке, произнес к первой из русских рек благодарственное воззвание, приписывая ей главные свои успехи и обвиняя себя, что ничего достойного не принес ей в жертву. При этих словах к удивлению и ужасу всех присутствующих, он схватил прекрасную пленницу черкешенку, любовницу свою…и сбросил в Волгу. В этом обращении к Волге много дикой поэзии и переложенное в пушкинские стихи с описанием происшествия оно могло быть очень занимательно”. 1

Еще до знакомства с Граббе Пушкин написал стихотворение “Как по Волге по широкой”, где затронута эта история:

Как по Волге-реке по широкой

Выплывала востроносая лодка,

Как на лодке гребцы удалые,

Казаки, ребята молодые,

На корме сидит сам хозяин

Сам хозяин, грозен Стенька Разин,

Перед ним красная девица,

Полоненная персидская царевна.

Не глядит Стенька Разин на царевну,

А глядит на матушку Волгу,

Как промолвил грозен Стенька Разин:

“Ой ты гой еси, Волга, мать родная!

С глупых лет меня ты воспоила,

В долгу ночь баюкала, качала,

В волновую погоду выносила.

За меня ли молодца не дремала,

Казаков моих добром наделила

Что ничем тебя еще мы не дарили”.

Как вскочил тут грозен Стенька Разин,

Подхватил персидскую царевну,

В волны бросил красную девицу,

Волге-матушке ею поклонился”. 1

Любопытно, что к истории с утоплением любовницы разбойничьим атаманом Пушкин обращается в набросках для “Братьев разбойников”, сделанных в 1821 году. По этому поводу один из исследователей творчества Пушкина Л. П. Гроссман писал: “Первоначальный план “Братьев разбойников” обращает к преданиям поволжской вольницы: “под Астраханью разбивает корабль купеческий”, “атаман и с ним дева… Песнь на Волге”. Это очевидные отголоски впечатлений Пушкина от песен и рассказов, слышанных им в донских станицах,* где бытовали многочисленные песни о девушке, схваченной удальцами Разина и ставшей любовницей атамана, в ряде вариантов – Степана Разина:

На корме сидит атаман с ружьем,

На носу сидит есаул с багром,

По краям лодки красна девица,

Разбойническая пленница

Атаманова полюбовница. 2

Впрочем, история с утоплением Разиным княжны больше похожа на миф, нежели на реальность, о чем я писал в отдельной статье..

Поэт продолжал работу над разинской темой, и работа эта, по данным некоторых современников поэта, вылилась в поэму. Об этом сообщали Н.М. Языков и С.П.Шевырев. Поэт и современник Пушкина Николай Михайлович Языков в одном из писем брату из Дерпта, где он учился в университете, отмечал: “Здесь говорят, что Пушкин написал много нового, между прочим, поэму “Стенька Разин” (подчеркнуто мной – М. А.) … видно он много занимается своим делом. Слава и честь ему”. 1 С. П. Шевырев в одном из писем С. А. Соболевскому писал о том, что Пушкин приехал в Москву. “Он написал поэму Стенька Разин, которая, кажется, не будет напечатана”. 2 Шевырев оказался прав: поэма не только не была напечатана, но и вообще исчезла.

О Разине упоминает Пушкин и в “Евгении Онегине”. Это дается в том месте, когда путешествуя по Волге, Онегин слушает как бурлаки:

Опершись на багры стальные,

Унывным голосом поют

Про те разъезды удалые

Как Стенька Разин в старину

Кровавил волжскую волну.

Часто обращается Пушкин к образу Степана Разина, работая над своей “Историей Пугачева”, которую царь, будучи цензором поэта, велел переименовать в “Историю пугачевского бунта”, ибо, по его мнению, у Пугачева, как бунтовщика, не может быть своей истории. В числе записанных Пушкиным рассказов есть один, в котором говорится как Пугачев, находившийся в заключении в Москве, рассказал историю, что якобы Петр I во время Персидского похода, узнав, что могила Разина находится недалеко, приказал разметать курган, чтобы увидеть останки этого человека, личностью которого он интересовался, говоря, что если бы “сей способный человек жил в мое время, я сделал бы из него мужа, весьма полезного отечеству”. 1

В “Истории Пугачева” Пушкин передает несколько легенд и преданий о Разине, сохранившихся среди уральских казаков. Одна из них записана в сентябре 1833 года в Бердской слободе со слов казачки И. А. Бунтовой. “В Озерной, - пишет Пушкин, - старая казачка (мать Ст. Разина) каждый день бродила над Яиком, клюкой пригребая к берегу плывущие трупы и приговаривая: “Не ты ли мое детище? Не ты ли мой Степанушка? Не твои ли черны кудри свежа вода моет?” И видя лицо незнакомое, тихо отталкивала труп”. 2 Николай I цензор Пушкина, по этому поводу записал: “Лучше выпустить, ибо нет связи с делом”. 3

В “Примечаниях к “Истории Пугачева” приводится еще одно упоминание о Разине. Касаясь казни Пугачева, Пушкин добавляет, что “подробности сей казни разительно напоминают казнь другого донского казака”, при этом Пушкин ссылается на весьма редкую книгу Relation des particulariter de la rebellon de Stenbo Razin”, 4 отрывки из которой он собирался опубликовать в своем журнале “Современник”, но осуществить этот замысел ему не удалось. 5

Говоря об истории яицких казаков времен Степана Разина, Пушкин замечает, что “царские стрельцы вероятно помешали яицким казакам принять участие в возмущении Разина”. Справедливости ради следует сказать, что великий поэт здесь не совсем прав, ибо яицкие казаки приняли участие в разинском движении.

Работая над “Историей Пугачева”, Пушкин в октябре 1835 года получил из Московского главного архива министерства иностранных дел портфель историка Г.Ф.Миллера (1705-1783) о пугачевском движении. Среди документов этого портфеля, был один о Разине, названный “об “астраханском бунте Стеньки Разина”. 1

Пушкин целенаправленно собирал народные песни о Разине. В его черновых бумагах сохранился план статьи о русских песнях, где указаны песни о “Иване Грозном, о Мастрюке, о Ст. Разине (подчеркнуто мной – М. А.), о Цыклере, о Петре, о Шереметеве, о Меншикове, казацкие…”.3 Первоначально Пушкин сам собирался издать собранные им народные песни, в том числе и разинского цикла. Об этом замысле великого поэта писал в своем письме от 12 октября 1832 года к Н. М. Языкову П. В. Киреевский: “Пушкин был недели две в Москве и третьего дня уехал. Он намерен как можно скорее издавать народные песни, которых у него собрано довольно много”. 4 Но в конце 1833 года Пушкин отказался от своего замысла, передав собранные им фольклорные материалы Н. В. Киреевскому. 5

Поэт не только собирал народные песни, но и переводил их на иностранные языки, пропагандируя таким образом их за границей. Так, в 1836 году он перевел для французского литератора Леве Веймарса одиннадцать народных песен, в том числе несколько песен о Разине и донских казаках. Интересна судьба подлинной рукописи Пушкина, которая в настоящий момент хранится в Институте русской литературы (Пушкинский дом) в Петербурге. Рукопись эта от Веймарса перешла к французскому ученому Фелье де Коншу с письмом следующего содержания: “Вот неизданные автографы Пушкина. Прошу вас принять их от меня. Они драгоценны, так как труд этот был им совершен для меня одного, за несколько месяцев до его кончины, на даче Каменоостровской, т.е. на одном из невских островов под Петербургом, где я проводил очень приятное время”. 1 Затем рукопись была куплена и опубликована в 1885 году херсонским губернатором И. И. Курисом. 2

По определению Н.Трубицына “из одиннадцати песен только две исторических и одна лирико-любовная, а остальные восемь принадлежат к числу так называемых “разбойницких” или вернее “разбойницко-казацких”. 3 Здесь налицо несомненный интерес Пушкина к истории донского казачества.

…Образ Степана Разина волновал и притягивал великого поэта, но царская цензура (личным цензором Пушкина, как известно, был царь Николай I) не дала ему возможности излить весь жар души на это “поэтическое лицо русской истории”…

Михаил Астапенко, историк, член Союза писателей России.

1 «Архив Раевских». Ч.1. Спб.,1908. С.522.

1 Пушкин А.С. ПСС. Т. 13. М., 1937. С. 26.

2 Там же. С. 121.

3 Цит. по Мавродимн В.В. Крестьянская война 1773-1774 гг. Восстание Пугачева. Т. 1. Л., 1961. С. 35.

1 Пушкин А.С. Избранные произведения. Л., 1968. С. 136-137.

1 Крестьянская война под предводительством Степана Разина». Документы. Т. 3. М., 1962. С. 80

1 Пушкин А.С. Избранные произведения. Л.,1968. С. 137.

2 // «Журнал министерства народного просвещения». № 2. 1869. С. 403.

1 Пушкин А.С. ПСС. Т.13. М.,1937. С.308.

2 Там же. С.312.

3 Там же. С.336.

1 См. А. Н. Лозанова. Песни и сказания о Разине и Пугачеве, М.-Л., 1935, С. 329-333. Песня о сынке Разина представляет собой художественное обобщение одного из драматических событий крестьянской войны 1667-1691 годов. В основу ее легли исторически достоверные факты: засылка Разиным своих посланцев в Астрахань (“Крестьянская война под предводительством Степана Разина”, т. I, С. 255, т. 2, С. 23). Эта песня является самой распространенной из всего разинского цикла: имеется более 120 ее записей.

2 Сухоруков В.д. Историческое описание Земли войска Донского. Новочеркасск, 1903. Разину здесь посвящены страницы 248-288.

3 Пушкин А.С. ПСС. Т.13. М.,1937. С.308.

1 Иностранные известия о восстании Степана Разина. Л.,1975. С.17.

2 Лозанова Н. Песни и сказания о Разине и Пугачеве. С.328.

1 Белинский В.Г. ПСС. Т.2. М.,1953. С.215.

2 Пушкин А.С. Сочинения. Т.1У. М.,1882. С.420.

3 Н. Н. Раевский собирал о Степане Разине различные исторические сведения и собирался даже написать работу о народной войне под предводительством Разина (см. В. Миллер. Пушкин, как поэт – этнограф”, М., 1899, С. 18, примечание.)

1 // «Русский архив». Кн.11. 1873. С.785-786.

1 Пушкин А.С. Избранные произведения. Л.,1968. С.136.

* Писатель А. Н. Скрипов пишет в своей книге “На просторах Дикого поля”, Ростов, 1973, С. 130-131: “По преданиям старожилов станицы Аксайской известно, что Пушкин во время своего пребывания в Аксае слушал вечерами на улицах казачьи песни, записывал их… интересуясь Степаном Разиным и Емельяном Пугачевым. Пушкин записал многие казачьи песни в станице Аксайской.

2 Ученые записки Московского педагогического ин-та. Т.ХХ. Вып.2. 1952 год. М.,1953. С.60.

1 См. «Записки иностранцев о восстании Степана Разина». Л.,1968. С. 47.

1 Стрейс Я. Три путешествия. С.201.

2 Записки иностранцев. С.47.

3 Крестьянская война под предводительством Степана Разина. Т.1. С.134, 272

1 Языковский архив». Ч.1. Спб., 1913. С.224.

2 Цит. по Линин А. Рушкин на Дону, Ростов -на- Дону, 1941. С.64.

1 Богаевский Л. Старочеркасский Воскресенский собор. Новочеркасск, 1919. С.13

2 Пушкин А.С. История Пугачева. Примеч. 17 к главе 5.

3 Там же.

4 Пушкин А.С. Собрание сочинений в 10 томах. Т.6. М.,1962. С.515.

5 Пушкин А.С. Сочинения. Т.У1. М.,1882. С.167.

1 Пушкин А.С. Сочинения. Т.У1. М.,1882. С.167.

2 Пушкин А.С. Письма последних лет, Л., 1969, С. 70. В данном случае поэт ошибался: Разин осаждал Симбирск в сентябре 1670 года, но потерпел поражение 4 октября этого же, а не 1671 года”

3 Пушкин А.С. Собрание сочинений в 10 томах. Т.6. С.373.

4 // «Исторический вестник». № 12. 1883. С.535.

5 Рукою Пушкина. М.,1935. С.435.

1 // «Русский архив». № 3. 1885. С.454.

2 Там же.

3 Памяти Пушкина. Спб., 1900. С.354.

1 Памяти Пушкина. С.381.

1 // «Русский архив». № 3. 1885. С.454.

1 // «Русский архив». № 3. 1885. С.455.

2 Там же. С.457.