Найти в Дзене
Cuentos del mundo

За что сын презирает собственную мать, и как советское искусство бичевало аленизм | Картина "К сыну за помощью"

Оглавление
Александр Бурак. К сыну за помощью. 1954
Александр Бурак. К сыну за помощью. 1954
В последнее время в Интернете опубликовано много обзоров этой картины. Большинство из них однотипные и поверхностные. Предлагаю проникнуть в глубины этого весьма интересного художественного образа.

Для начала, многие мамкины блогеры путаются с годом написания этой картины. Одни называют 1951 год, другие указывают 1956 и даже 1957 годы. Ну, вы хотя бы прогуглили! Это же не сложно. Картина советского живописца, заслуженного художника РСФСР Александра Филипповича Бурака "К сыну за помощью" была написана им в 1954 году. Картина стала лучшим произведением художника в жанровой живописи и сразу же получила большую известность. Картина была представлена на Всесоюзной художественной выставке 1954 года в Москве. Обзоры на эту картину публиковались в газетах и журналах того времени. Один из таких обзоров, опубликованный в третьем номере журнале "Крестьянка" за 1955 год, представляет значительный интерес. Вот он, этот обзор:

Страница из журнала "Крестьянка" №3, 1955.
Страница из журнала "Крестьянка" №3, 1955.

Журнал "Крестьянка" с момента создания считался одним из главных женских (что очень важно) журналов. А в 1950-х годах это ещё и рупор официальной идеологической пропаганды. Тем интереснее аннотация, данная к картине Бурака, опубликованная в 1955 году по горячим следам и именно в этом женском журнале. Привожу её полностью:

"Перед нами хорошо обставленная квартира, видно, что хозяева её живут зажиточно. Здесь пианино, дорогой, во всю комнату ковёр, много ценных вещей. чувствуется, что хозяева стремятся к комфорту. к красивой и удобной жизни в своё удовольствие. И это, очевидно, главное для них. Атмосферу мещанского благополучия и привычного уюта нарушило появление матери хозяина. Так не к месту здесь эта пожилая, скромно одетая женщина! Ей даже не предложили снять пальто, а жена сына, полная, выхоленная женщина, вообще старается не замечать её присутствия. Мать пришла за помощью к сыну. Но сын не окажет ей помощи, не затруднит себя. Отвернувшись от матери, этот ещё молодой, явно преуспевающий в жизни человек занялся своими ногтями. Ему неловко смотреть в лицо матери, возможно, в глубине его души ещё шевелится что-то похожее на стыд. Теперь, в эту минуту, мать поняла, что у неё нет сына. Она опустила на колени натруженные руки. Горькое раздумье написано на её лице. Может быть, она думает о том, кого же она вырастила, кому отдала свои силы, здоровье, свою материнскую любовь. В этой картине художник разоблачает всю неприглядность морального облика людей, для которых выше всего собственное благополучие".

Такова официальная трактовка образа картины Бурака "К сыну за помощью", трактовка, опубликованная, напомню, в официальном советском популярном женском издании от 1955 года. Как говорится, бумага написана хорошо, всё правильно, всё верно. Но так ли всё на самом деле? И что скрывается за тем, что очевидно любому зрителю?

Существует легенда появления сюжета этой картины. К художнику Бураку пришла мать одного известного скульптора и друга художника (имя скульптора нигде не называется) и рассказала жалостливую историю о том, как она просила сына о помощи, а тот ей отказал. Эта история послужила сюжетом для написания картины. После того, как картину увидели все, тот самый скульптор, конечно, обо всём догадался и разорвал с художником всякие отношения. Весьма странная история, вы не находите? К этой легенде очень много вопросов. Во-первых, с какой целью мать того скульптора рассказала обо всём художнику Бураку? Чтобы что? Просто так поплакаться или с целью опозорить на всю страну своего сынульку? Вторая странность - почему художник не обратился напрямую к своему якобы другу скульптору? Почему не выяснил причины произошедшего, если он о них не знал? А так прям взял сразу и написал всесоюзный шедевр, выставляющий друга в столь неприглядном свете. Мне думается, что эта история со скульптором и его матерью - выдумка от начала и до конца. Нет и не было никакого скульптора и его матушки. А был заказ государства на этот образ, который успешно выполнил художник.

Вернёмся собственно к образу, к самой картине и рассмотрим подробнее действующих лиц.

Сын

Сын. Фрагмент картины "К сыну за помощью"
Сын. Фрагмент картины "К сыну за помощью"

Собственно сын - франт и мажор, надменный пижон в ярком красном пиджаке, при галстуке, в модных полуботинках под цвет пиджака. Почему-то этот пиджак многие "обзорщики" называют пижамой. Какая же это пижама? Пижама - это серая полосатая рубаха, как тюремная роба, и такие же штаны - одежда для сна. Где вы видели, чтобы нормальный человек спал у себя дома в парадном пиджаке, белой рубашке, при галстуке? Если только он не валяется без чувств после какой-нибудь попойки, только в этом случае. Довершает пижонский образ сына папироска во рту и поза со скрещенными ногами.

Итак, перед нами пижон, это очевидно. Никакой это не скульптор. Где вы видели, чтобы творческие люди находились дома в таком виде и вообще так выглядели? Настоящий творческий человек занят творчеством, а не собой. Ему, по большому счёту, наплевать, как он выглядит и в чём одет. Так выглядят только представители околобогемной (с фрикативным "гэ") тусовки. Но кто он, этот пижон? Он из тех мужчин, которых в определённых кругах именуют "аленями". Классический алень-обеспечун, который выполняет прихоти и находится в полном подчинении своей нетакуськи. Или просто альфонс, хотя, в контексте всей картины, скорее алень.

Нетакуська

Жена. Фрагмент картины "К сыну за помощью"
Жена. Фрагмент картины "К сыну за помощью"

Это серый кардинал, кукловод, она всем управляет, хотя делает вид, что отстранённо сидит у зеркала. Официальная супруга, сожительница. любовница? Кем она приходится мужчине - не так уж важно. Дама средних лет, следящая за собой. Это её активно высмеивает журнал "Крестьянка", называя мещанкой и разоблачая её истинную роль в этой картине. Получается, что советское искусство и официальная пропаганда боролись с мещанством и нарождающимся мужским "аленизмом".

Мать

Мать. Фрагмент картины "К сыну за помощью"
Мать. Фрагмент картины "К сыну за помощью"

И наконец, старушка-мать. Присмотримся к ней повнимательнее. Что-то не выглядит она такой уж несчастной. Её каменное лицо выглядит надменно. Она тоже не смотрит на сына, как и он на неё. Из всего этого ясно, что их конфликт очень давний. То, что она находится в помещении в верхней одежде, и ей не подозвали швейцара снять и повесить пальтишко, по поводу чего так сокрушался журнал "Крестьянка", так, может быть, она сама хочет так сидеть?

Откуда нам знать, что скрыто в глубинах этого конфликта? Даже на поверхности не всё так очевидно. А что, если эта старушка раньше издевалась над своим сыном? Может, она видела в нём своего мужа тирана и пьяницу и отыгрывалась на сыне? Ежедневно издевалась над ним, унижала, растаптывала его человеческое достоинство, наказывала, может, даже била и истязала? Просто так сын плохо обращается теперь с матерью или под влиянием своей жены? Но просто так ничего не бывает, на всё должны быть свои причины.

Вот, каковы глубокие психологические и даже психоаналитические предпосылки создания этого образа на картине Александра Бурака "К сыну за помощью".

Другие публикации канала

Кто изображён на картине "Кто"? Пьяный муж или преданный солдат? Кто и зачем искажает живописные образы?
Слово Свободы10 января 2022
Почему девочке не дают уступить место старику? Что хотел сказать художник?
Слово Свободы24 декабря 2021

#культура #советское искусство #бурак #родители и дети #психология отношений мужчины и женщины #алень #анализ картины #мать и сын #советская пропаганда #женский журнал