Найти тему
Фантастика сегодня

Шедевр кинофантастики, опередивший время: "Метрополису" 95 лет

Кстати, у нас проходил стрим, посвященный "Метрополису", возможно, вам будет интересно посмотреть его запись, там наши зрители высказывали довольно оригинальные мнения.

Сегодня есть достаточно способов посмотреть этот фильм, поэтому данный обзор я пишу в надежде, что читатель если не ещё не видел «Метрополис» Фрица Ланга, то обязательно найдет время с ним познакомиться, поэтому я постараюсь избежать прямого пересказа, упомянув только отдельные моменты этого произведения, стоящего в одном ряду с «Космической Одиссеей», «Бегущим по лезвию бритвы», «Сталкером» и «Матрицей». Это фильм, во многом определивший развитие кинофантастики и в плане выразительных средств и в плане тематики.

Хотя внешний вид Главной Башни и отсылает к ветхозаветному жертвеннику, всё же есть отличия - "рогов" у Башни пять. Пентограмма появится в фильме ещё раз - в сцене оживления машины. "Метрполис", кадр из фильма
Хотя внешний вид Главной Башни и отсылает к ветхозаветному жертвеннику, всё же есть отличия - "рогов" у Башни пять. Пентограмма появится в фильме ещё раз - в сцене оживления машины. "Метрполис", кадр из фильма

Фильм не простой. В название вынесено слово «Метрополис», которое говорит о том, что место действия — «Всегород», Город Городов, если хотите. Это модель человечества как такового. Собственно, именно изображение города часто выделяют как один из ключевых моментов «Метрополиса», делающих его исключительным произведением. Ландшафт этого мега-города рисовал сам Фриц Ланг, обладавший серьезным живописным талантом, плюс к этому использовалась анимация и студийные декорации.

Один из городских пейзажей Метрополиса. "Метрполис", кадр из фильма
Один из городских пейзажей Метрополиса. "Метрполис", кадр из фильма

Город, который мы видим вертикально организован — на верхних его этажа, в грандиозном здании, своей конструкцией отсылающим нас к ветхозаветному жертвеннику, находится сад, буквально Эдем, населенный счастливыми беззаботными обитателями.

Верхний город, Эдем этого мира. "Метрполис", кадр из фильма
Верхний город, Эдем этого мира. "Метрполис", кадр из фильма

Преисподняя этого города, его нижние этажи — это промышленный ад, где трудятся рабочие, обеспечивающие существование Метрополиса.

Преисподняя, в которой люди стали деталями машин. "Метрполис", кадр из фильма
Преисподняя, в которой люди стали деталями машин. "Метрполис", кадр из фильма

Но несмотря на то, что Эдем в этом мире вынесен в поднебесье, Христос в Метрополисе находится именно в аду — ниже промышленных уровней, в катакомбах, где находится тайный храм с его единственной проповедницей, девушкой Марией, пытающейся утешить рабочих, ставших буквально деталями огромного города-машины.

Мария, катакомбная проповедница. "Метрполис", кадр из фильма
Мария, катакомбная проповедница. "Метрполис", кадр из фильма

И уже в этом изображении общества, настолько утилитарного, что часть людей в нём низведено до уровня ресурсов с одной стороны очень соответствовало положению дел в Германии 1927 года, когда фильм вышел в свет, с другой — очень созвучно нашему времени с его опасениями о том, что человек станет, если уже не стал, только механизмом, генерирующим данные для Big Data и выполняющий роль промежуточного звена в цепочке «деньги — товар — деньги-штрих».

Кстати, сцена с пересменкой рабочих потом, когда они монотонно движутся в стройных «коробках» - монотонно, однообразно, словно детали, ползущие по конвейеру, потом откликнется и в «Гаттаке» и в «Эквилибриуме» и в экранизации «1984» - не буквально, конечно, но явственно отсылая нас отдельными сценами с единообразно движущейся толпой к «Метрополису».

Пересменка. "Метрполис", кадр из фильма
Пересменка. "Метрполис", кадр из фильма

Еще одно гениальное прозрение Фрица Ланга, которое мы видим в его фильме — это использование по сути искуственного интеллекта, точно воссоздающего реального человека. Надо заметить, что пьеса Карела Чапека «Р.У.Р.» вышла только за шесть лет до появления «Метрополиса» и через три года после того, как был сделан первый перевод этой пьесы с чешского. Так что само слово «робот» было еще не всем известно. А у Ланга появляется Человек-машина, принимающий облиг проповедницы из катакомб, чтобы управлять толпой рабочих. То есть Ланг превосихитил и идею информационной войны, с использованием искуственного интеллекта в качестве инструмента управления массами, что было реализовано только в эпоху Интернета, и предугадал Нескусов Филипа Дика с их человекоподобием, вплоть до испытываемых эмоций.

Активизация человека-машины. "Метрполис", кадр из фильма
Активизация человека-машины. "Метрполис", кадр из фильма

Ну а сама сцена активизации механической женщины и придания ей облика реального человека в которой технологии не отличимы от магии стала хрестоматийной для фантастического кинематографа. Сама же тема человека-машины будет использована и грйппой Крафтверк и группой Куин — сцены из Метрополиса вы могли видеть в их клипе «Радио Га-Га».

Раз уж упомянули об управлении массами, то надо сказать, что главная тема «Метрополиса» - это именно классовая борьба. Причем Фриц Ланг не встаёт на сторону ни правителей придуманного им мира ни на сторону угнетённых: на примере своих персонажей он показывает, что выросшие в сытости вполне могут разделять тяготы пролетариев, а пролетарии, получив возможность, очень даже способны на животное поведение. В эпиграф фильма вынесена фраза «Посредником между головой и руками должно быть сердце». Собственно эта же фраза появляется и в финале ленты, после того как наступает примерение между восставшими рабочими и попытавшимися их убить правителями Метрополиса.

Финал городских волнений - "Сжечь ведьму!" "Метрполис", кадр из фильма
Финал городских волнений - "Сжечь ведьму!" "Метрполис", кадр из фильма

Напомню, что фильм был снят в 1926 году и вышел на экраны в 1927. Это эпоха Веймарской республики — вспыхивают восстания рабочих, пытающихся создавать коммунистические республики, одновременно с этим развиваются крайне правые движения — в 1924 году НСДАП впервые выходит на парламентские выборы, а стычки между наци и соци на улицах немецких городов идут полным ходом.

По сути «Метрополис» для современников был ответом на самые актуальные темы. И Ланг видит выход из социальной борьбы в христианстве. «Метрополис» вообще наполнен христианской символикой — там есть две очень большие сцены, напрямую отсылающие нас к Библии, да и по всему полотну фильма разбросаны знаки, понятные христианам.

Вавилонская блудница верхом на Звере, один из апокалиптических образов в фильме. "Метрполис", кадр из фильма
Вавилонская блудница верхом на Звере, один из апокалиптических образов в фильме. "Метрполис", кадр из фильма

Мы сегодня знаем, что как раз этот призыв — сделать сердце посредником между головой и руками, то есть любовью примирить правителей и народ — не сбылся, да и не мог, пожалуй, сбыться. Тем не менее, пожалуй, не назвать больше ни одной антиутопии в которой главный кризис разрешился бы более-менее мирно, кроме «Метрополиса».

Что до связи фильма с другими произведениями фантастики, то они многочисленны: с одной стороны Ланг становится первым кинематографистом, показывающим «жуткий город», город-машину, перемалывающую людей, но он был не первым, кто изобразил городское устройство таким образом — до него это сделал Евгений Замятин в своём эпохальном романе «Мы» и Ланг мог быть знаком с этой, опубликованной в Париже 1920 года книгой. Но воплощенный на экране Метрополис Ланга отзывается многочисленным эхо в других фильмов — и в «Блейдраннере» и в «Гаттаке» и в «Эквилибриуме», «Звёздных вратах» и так далее.

Удивительно, но самое большое влияние «Метрополис» произвел, возможно не на кинематографистов, а на музыкантов, благо, что для немого фильма, требующего музыкального сопровождения, идея написать новый саундтрек напрашивается сама собой. Существуют версии таких саундтреков, написнные Art Zoyd, Джорждио Мародёром, Club Foot Orchestra, Алексеем Айги, ну и, конечно, целым рядом немецких индастриал-групп. Композиции, связанные с фильмом можно найти не только у Крафтверк и Куин, которые мы уже упоминали, но у Пик Флойд, Мадонны, группы Sepultura.

Власть "покупает" у науки информационное оружие. "Метрполис", кадр из фильма
Власть "покупает" у науки информационное оружие. "Метрполис", кадр из фильма

Говорят, даже внешний облик С-3PO был вдохновлён роботом из «Метрополиса».

Так что посмотрите фильм. Может быть вам станет понятнее что-то важное из фантастического кинематографа. Да, сегодня смотреть черно-белые немые фильмы 20-х годов, это нелегкий труд, но — оно того стоит.