Поражение Франции в Семилетней войне обернулось для неё потерей Канады и большей части Индии. Неудачные действия французских армий при Россбахе в 1757 г. и Миндене в 1759-м больно ударяли по самолюбию французов, и стимулировали поиск новых решений для обеспечения будущего реванша.
В известной кинокартине С. Бондарчука «Ватерлоо: последнее сражение Наполеона», командующий английской армии Веллингтон не сумел сдержать восхищения, увидев, с какой лёгкостью французский император перебрасывает артиллерию с одного фланга на другой, «словно пистолеты». Но это была не импровизация, а результат многолетних исследований, усилий, проб и ошибок.
В части касающейся артиллерии, промежуток времени до начала революционных войн следует отметить двумя важными событиями.
Первое – это работы швейцарского инженера-артиллериста Жана Марица. В 1734 г. он поступил на французскую службу и совершил очень важное открытие. В то время стволы орудий отливались в специальных формах. При этом технология изготовления не позволяла добиться того, чтобы внутренние и внешние стенки ствола были строго параллельны. Неизбежные неровности устранить не удавалось, и на это приходилось закрывать глаза.
Жан Мариц предложил иной способ: высверливать канал внутри цельноотлитой болванки. Так был создан сверлильный механизм, который впоследствии усовершенствовал его сын, носивший такое же имя – Жан Мариц.
Новый способ не только позволил кардинально улучшить центровку ствола и повысить точность стрельбы. Теперь, когда стенки орудия были строго параллельны друг другу, уменьшились потери пороховых газов, просачивавшихся между ними и ядром. Поэтому заряд можно было уменьшить, при этом начальная скорость была выше, чем раньше. Равномерное распределение металла ствола позволило уменьшить толщину орудия, следовательно, уменьшить вес и повысить подвижность. В итоге, полевую армию в сражении теперь могли сопровождать не только лёгкие пушки, но и орудия мощных калибров. Таким образом, существенно возрастала огневая мощь армии.
Второе – это реформы Грибоваля. Он изобрёл винт, позволяющий менять угол наклона орудия, и прицел. Теперь артиллерист мог заранее знать, куда «ляжет» его ядро. Пороховой заряд и ядро Грибоваль поместил в один пакет, что существенно повысило скорострельность.
К техническим новшествам Грибоваль добавил организационные. Он заменил гражданских возчиков, которых было принято нанимать для транспортировки орудий, возложив эту обязанность на артиллерийские расчёты. Теперь они стали составной частью армии. Кроме того, постоянные тренировки позволяли довести действия артиллеристов до автоматизма и существенно повысить эффективность применения пушек.
К 1765 г. Грибоваль представил образцы новых орудий. Однако, утверждены они были лишь в 1776 г. Но вплоть до реорганизации французской армии в 1788 г. сопротивление военных новшествам Грибоваля не уменьшалось. В итоге, лишь к началу революционных войн пушка Грибоваля, наконец, поступила на вооружение, и получила признание, особенно после победы при Вальми в 1792 г.
Что же так задерживало внедрение в армию пушек, способных перемещаться в рядах полевой армии и вести прицельный огонь на дальности в тысячу метров?
Военные традиции. Пушка позволяла уничтожать противника на расстоянии, т.е. в бесконтактном боестолкновении. А это было «нечестно». Воинская доблесть требовала ближнего боя и применения мускульных усилий. По этой причине ещё долго после того, как конное рыцарство ушло в прошлое, а пехота стала вооружаться огнестрельным оружием, в почёте у дворян оставалась служба в кавалерии. Кавалеристы продолжали сражаться преимущественно холодным оружием. Это было почётно.
Отвага сопротивлялась и не желала уступать место рационализму. Поэтому артиллерии приходилось выдерживать большое сопротивление, чтобы стать полноценным родом войск, несмотря на очевидную эффективность своего оружия.
Для решения этой проблемы потребовался гений Наполеона, который озвучил доктрину о том, что победа на поле сражения достигается артиллерией, а роль пехоты заключается в том, чтобы закрепить достигнутый артиллерией успех. Победы французов в период наполеоновских войн оказались весьма действенным аргументом, и к 1815 г. уже во всех армиях Европы артиллерия получила признание, как полноценный род войск.