Итак классическая схема расстановки на симптом реализуется тремя первоначальными фигурами заместителей: «Клиент», «Симптом», «Причина симптома».
***
Важно помнить, что в структурной расстановке любой абстрактный элемент перетекает в другие фигуры, увидеть которые актуально для здоровья клиента и его семейной системы.
Например, в первоначальном образе расстановки одна из фигур сразу же может перетечь в новую роль - например, в роль женщины, а другая фигура - в роль её ребёнка.
В одной из расстановок дополнительная фигура сразу же после появления в поле расстановки тоже перетекла в роль ребенка и села на пол рядом с первым. Это совершенно внятная подсказка про двойню.
***
Осталось только расстановщику с клиентом эти проявленные фигуры увидеть, внимательно рассмотреть, обнять, поцеловать, поговорить… Все это - разнообразные способы контакта.
- Увидеть, уделить внимание - визуальный канал плюс канал отношений.
- Потрогать – проприоцептивный канал плюс канал действия плюс канал отношений
- Выразить понимание и сочувствие - это канал аудиальный плюс канал отношений.
Кроме того важно увидеть в пространстве расстановки, что этого не только проблема матери клиентки, но и проблема в роду, которая повторялась у многих женщин неоднократно. Очень хорошо, когда в памяти клиента сохранилась информация об этих повторах. Это большое подспорье.
***
Адресность внимания родственникам выражается в том. что одного надо потрогать, другого погладить, на третьего - посмотреть, четвертому сказать слово ласковое. Каждому нужно что-то своё.
Очень важная часть процесса - процессу взаимодействия с предками нужно дать все необходимое время. Спешить в этот момент совершенно излишне.
Ни в одном учебнике не будет написано сколько времени нужно обнимать ребёнка, который не родился у матери или у твоей родственницы в роду. Просто если быть в сонастройке с заместителями, в какой-то момент участники процесса сами скажут: «Мне этого достаточно».
***
Начинающие расстановщики делают одну ошибку. Они, наблюдая за расстановками мастера, заметили, что в качестве решения клиент или его заместитель берет какой-нибудь предмет (стул или подушку) и относит его в прошлое. Это-то, что заметно визуально, поэтому ученики схватывают этот элемент работы достаточно быстро. Но правда в том, что это всего лишь один из элементов работы. Это использование одного из информационных каналов. Вот новички только это и повторяют, не понимая всего остального.
- А посмотреть внимательно?
- А впустить это в себя?
- А эмоции выразить?
- А посочувствовать?
- А словами сказать?
- А ощущение внутри себя прочувствовать и поделиться ими?
- А выдержать нужное время, ни больше ни меньше? (Канал времени - это тоже очень забавный канал).
Всё это тоже нужно сделать. И это по большей части незаметная внешнему наблюдателю глубокая внутренняя работа.
***
Это очень большое везение в данном случае, что предположение и гипотезы расстановщика полностью совпали с историей о предках, которая была у клиента. Это хорошо, когда есть память о членах родовой системы.
А что делать, когда нет таких воспоминаний? В этом случае приходится работать на доверии. У клиента стоит в голове один вопрос: «И откуда ты, дорогой расстановщик, всё это знаете?» Приходится терпеливо объяснять, объяснять, объяснять.
***
И теперь самое интересное. Как у расстановщика возникла идея по поводу нерождённых детей. Клиент в своём интервью рассказывал только о том, что клиенты, записавшись, не приходят на сессии. «Незавершенность процесса» - это слова обобщения, которое сделал терапевт на основании всей рассказанной клиентом истории.
Кажется, что в ситуации клиента нет симптомов неприятной болезни. Есть описание неприятной ситуации. В широком смысле слова симптомом можно назвать всё, что является сигналом. Поэтому симптомная расстановка - это расстановка не только на тему здоровья, но и на тему любых странных сигналов.
Заряженность сигналов может быть, как положительная, так и отрицательная. Для меня один из самых позитивных сигналов - это радуга коромыслом. Если я вижу радугу, я четко понимаю, что я на правильном пути. Другим сигналом правильности пути – по пути попадаются стаями машины с красивыми номерами 333, 777, 444, 888. В такие моменты я радостно потираю руки и говорю себе: «Всё будет хорошо, всё будет замечательно».
У одной из участников наших учебных курсов такой был знак: «Когда я слышу песню Фредди Меркьюри «Show Must Go On» я считаю, что на правильном пути».
Таким образом, симптомная расстановка - это не только про болезни, это и про всё, что странным образом выделяется из фона.
Получается, что:
- я слушаю клиента
- настраиваюсь на него
- одновременно с этим я подключаю свой опыт работы с подобными темами.
В подавляющем большинстве случаев незавершенность процессов клиента связана с незавершенностью беременности в семейной системе.
Таким образом, информацию запроса клиента, несколько слов заместителей, опыт обработки подобных запросов в прошлом – всё это позволяет склеить-создать формулировку первоначальной гипотезы про нерождённых детей в роду.
Озвучить гипотезу на до вслух и получить подтверждение поля. В нашем случае это подтвердилось историей клиента про случаи в роду.
Вот такая получается цепочка умозаключений, которая приводит к формированию гипотез.
***
Слово «причина» в данном случае - это очень условное слово.
Точно так же это можно назвать так:
- «то, на что надо посмотреть»
- «главный фактор, который создаёт симптом»
- «темы за темой» (тема - это то что видно и заметно клиенту, тема за темой - это то, что клиенту надо увидеть).
- «хорошее решение»
***
Возникает закономерный вопрос скептиков и новичков: «Зачем обычному человеку всё это видеть?»
А всё потому, что бессознательное влияет на нас помимо нашей Воли. Пока мы не осознаём чего-то важного, это на нас влияет.
Как только мы что-то увидели и осознали, мы можем этим управлять. Теперь это нам подвластно. Расширяя сферу своего осознания, мы расширяем сферу своего управления. Мы становимся более ответственными управленцами, авторами своей жизни.
Психоаналитики так и говорят, что смысл личностного роста и психотерапии заключается в том, чтобы человеку из пассивного объекта желания родителей стать активным творцом своей собственной жизни.
Они, психоаналитики, в этом вопросе как-то очень даже правы.
***
Расписание Центра "Ольвия" на сайте www.olvia-center.ru
Мои группы и онлайн-курсы здесь
Запись на консультацию по тел/whatsapp 89055656655 и 84952266880