Найти в Дзене

Почему «Дары волхвов» должен прочитать каждый перед Новым годом?

Оглавление

У жанра рождественского рассказа долгая история. Именно к нему относится знаменитая новелла американского писателя О. Генри «Дары волхвов». Она появилась в начале XX века, когда рождественские истории уже стали устаревать, но моментально сделала писателя знаменитым.

Сегодня мы постараемся разобраться, как именно формировалась европейская рождественская традиция и почему новелла О. Генри считается одной из лучших в этом жанре.

Автор: Кирилл Сивков, лектор по литературе

Как О. Генри заново открыл рождественские рассказы?

О. Генри пишет рассказ «Дары волхвов» в 1905 г., когда традиция рождественской истории во многом воспринимается уже иронически, а на произведения в этом жанре появляются пародии. Так происходит всегда, когда явление становится каноническим. Кажется, что ничего принципиально нового в жанре уже нельзя открыть. Однако у О. Генри это получается.

Пожалуй, неудивительно, что «Дары волхвов» отличаются от классических рождественских историй. О. Генри — человек с не самой счастливой судьбой. Писатель стал активно публиковаться после выхода из тюрьмы, где отсидел три года за растрату. Его рассказы даже пользовались популярностью, но О. Генри страдал хроническим алкоголизмом, который привел его к ранней смерти от цирроза печени, диабета и проблем с сердцем. К тому же из-за пагубной привычки он часто срывал сроки: издателям приходилось постоянно его тормошить.

Так произошло и с «Дарами волхвов». По легенде, обеспокоенный издатель послал к писателю его приятеля, чтобы тот проверил, успеет ли он написать рождественский рассказ в срок. Оказалось, что рассказ не только не написан, но даже и не начат. В итоге О. Генри справился с рукописью за один вечер.

Так и появился один из самых известных в мировой литературе рождественских рассказов.

О.Генри
О.Генри

Как появились рождественские рассказы?

Считается, что жанр рождественского рассказа появился в 40-х гг. XIX в., когда Чарльз Диккенс начал выпускать целые циклы произведений, посвященных Рождеству. Они писались не просто так, и на их создание повлиял не только христианский праздник. В феврале 1843 г. экономист Саутвуд Смит попросил писателя выступить в прессе с заявлением о нормализации рабочего дня на заводах и фабриках. Также он указал на то, что жертвами беспощадной эксплуатации становятся и дети.

Диккенс сначала хотел написать публицистическое сочинение, но потом остановился на художественном. Ему показалось, что именно так можно повлиять на мышление широких масс: заставив читателей по-настоящему сопереживать героям. И он не ошибся: его рождественские повести стали популярны во всем мире, им стали подражать.

Праздник Рождества стал еще одним значимым признаком жанра, т. к. именно с ним связаны идеи о милосердии, чуде и примирении врагов.

Чарльз Диккенс, основатель жанра рождественского рассказа
Чарльз Диккенс, основатель жанра рождественского рассказа

Чем «Дары волхвов» отличаются от рождественских историй?

Если ориентироваться на Диккенса, у рождественской истории есть несколько основных атрибутов.

  • События рассказа связаны с Рождеством.
  • Композиционно произведение состоит из трех частей: «ад — земля — рай». То есть начинается история мрачно, потом главные герои проходят через земные испытания, а в конце конфликт счастливо разрешается.
  • В рассказе происходят фантастические события.
  • Среди героев есть ребенок, который страдает, но в финале его судьба складывается наилучшим образом.
"Рождественская история", 2009
"Рождественская история", 2009

Яркий пример такой структуры — «Рождественская песнь в прозе: святочный рассказ с привидениями». Действие рассказа начинается под Рождество. Жадный Скрудж, который превратил свою жизнь и жизнь всех окружающих в настоящий ад, проходит через ряд испытаний и после этого становится добрым и помогает всем вокруг. Вся история сдобрена фантастическими событиями, а значимую роль в повествовании играет маленький мальчик Тим, который в финале излечивается от тяжелой болезни.

Все эти атрибуты мы видим и в других рождественских историях, но у разных авторов в разных странах они трансформируются. Так, в рассказе «Девочка со спичками» Андерсена также присутствуют все классические рождественские атрибуты, но они приобретают совсем иной характер. События там также происходят в канун Нового года, и сюжет также фантастичен, но если у Диккенса истории заканчиваются торжеством добра и справедливости, то у датского сказочника маленькая продавщица спичек умирает. Впрочем, перед смертью она то ли наяву, то ли в галлюцинации видит свою добрую бабушку, которая уводит ее в лучший мир.

Действие рассказа О. Генри также разворачивается под Рождество, и структура, характерная для рождественской истории, в нем сохраняется. Меблированные комнаты в неблагополучном квартале Нью-Йорка, где живут молодые супруги, описываются как ад, Делла проходит земные испытания, продавая волосы, чтобы купить мужу подарок, и в конце их бедная квартира становится раем. При этом в рассказе нет фантастических событий: автор отсылает нас к библейским сюжетам, но «рождественского чуда» не происходит, а «волхвами» оказываются обычные люди.

Как О. Генри возродил жанр новеллы?

Американский критик Ван Вик Брукс назвал О. Генри писателем, которого произвели на свет дешевые журналы. В этих словах есть доля правды: на рубеже XIX–XX вв. растет грамотность населения, ускоряется публикация новых изданий. По существу, жанр рассказа в США того времени можно назвать книжным фастфудом. Однако О. Генри во многом выделяется среди других писателей и выводит на новый уровень жанр новеллы — короткого рассказа с оригинальным сюжетом, юмором и неожиданной развязкой.

В «Дарах волхвов» О. Генри оказывается две развязки, а сюжет новеллы абсолютно бытовой, но при этом нетривиальный. Многим может показаться, что история нереалистична, и это будет правдой: неслучайно творчество О. Генри описывают как «новеллы-сказки». При всем ужасе нищеты Деллы и Джима у нас не возникает ощущения безысходности: вся история построена на контрасте грустного и смешного. Не прибегая к фантастическим элементам, автор возрождает в нас веру в маленькие чудеса повседневной жизни.

А вам нравятся рождественские истории? Какие книги вы перечитываете под Новый год?

Разбираться в особенностях литературных жанров, анализировать контекст и находить отсылки к другим произведениям мы научим на нашем профессиональном курсе «Станьте литературоведом».

  • Онлайн-семинары с куратором Кириллом Сивковым, филологом и литературоведом
  • Доступ к материалам навсегда
  • Диплом о профессиональной переподготовке