Роскошная жизнь блогеров у всех на виду. Откуда деньги? Если нужно кого-то разоблачить, то Ксения Собчак тут как тут.
Как продавать воздух дорого
В августе уходящего года Ксения Собчак за большие деньги работала ведущей на праздновании дня рождения Елены Блиновской, а в декабре бесплатно подвергла её жёсткой критике. «Как инфоцыгане продают воздух: разбираем схемы продаж и их курсы» – так называется фильм-разоблачение, опубликованный на ютюб-канале «Осторожно: Собчак».
От Ксении Собчак досталось на орехи многим блогерам, не только Елене Блиновской. Надин Серовски, Регина Тодоренко, Виктория Боня, Оксана Самойлова, Рита Дакота, Саша Спилберг, Мила Левчук, Мария Капшукова, Катя Петерсил. Вы подписаны на кого-нибудь из них в соцсетях? Не обошлось без упоминания Петра Осипова и Михаила Дашкиева, основателей печально известной «Бизнес молодости». Ещё вспомнили их последователей – Аяза Шабутдинова, Дмитрия Портнягина, Артёма Маслова, Гусейна Гасанова.
Среди всех перечисленных нет ни одного по-настоящему успешного человека. Никто из них не обладает хоть сколько-нибудь значимыми достижениями в профессиональной сфере. Единственное достоинство – они преуспели в заработках миллионов рублей на доверчивых подписчиках. Блогеры просто продают воздух.
Смысл всех этих марафонов желаний и курсов ни о чём вместе взятых заключается в следующем: надо правильно загадать желание, выкинуть из дома хлам, визуализировать и медитировать, а напоследок – запустить в небо воздушный шарик или закинуть на люстру красные трусы. Мечты сбудутся, успех придёт, деньги будет некуда девать. Ничего не получилось? Просто вы неправильно загадали желание, сами виноваты.
Сначала надо прогреть подписчиков, а потом их нагреть
Если блогер, за жизнью которого вы наблюдаете в соцсетях, внезапно отправился в город своего детства, и снимает там слезливые видео, то он что-то задумал. Прогрев – так на блогерском языке называется подготовительный этап перед продажей марафонов или курсов. Для этого и отправляется блогер на свою малую родину. Показывает подписчикам дом в панельной многоэтажке, в котором жил, обшарпанную школу, в которой учился, заводскую проходную, которая вывела в люди. Знакомый контент? Всё для того, чтобы показать из каких низов блогер выбился в люди, и как его прошлая жизнь в нищете отличается от нынешней роскоши. Хотите так же? Готовьте ваши денежки, блогер научит успешному успеху.
Кто-то из подписчиков уже достаёт из кошелька заначку, а кто-то сомневается. На этапе прогрева важно заставить подписчиков купить марафон или курс. Для этого в ход идут различные манипуляции. Создаётся искусственный ажиотаж: сообщается, что количество мест ограничено; предлагается несколько категорий цен на выбор; навязывается оформление рассрочки. Ещё один способ убедить сомневающихся присоединиться к марафону или курсу – анонсировать участие так называемых экспертов. Ими оказываются такие же блогеры. Так в блогерском мире производят обмен аудиториями подписчиков, увеличивают их количество.
Ничего сложного и ничего нового. Всё это описано в книге Джеффа Уокера «Запуск», по ней и шпарят. Обычно за блогером стоят продюсер и методист – это помощники, которые помогают прогреть аудиторию и запустить продажи, а затем забирают часть прибыли как вознаграждение за оказанные услуги. Один из ярких эпизодов фильма-разоблачения от Ксении Собчак: запустившая свой курс Регина Тодоренко старается заполнить гримасами и кривлянием неловкие паузы в кадре, а написанный кем-то для неё текст ей не удаётся прочитать с первого раза.
Ксения Собчак – это лицо, а её команда – мозг
Ещё Сергей Доренко, когда был жив, со свойственной ему прямотой отмечал, что журналистские притязания Ксении Собчак вторичны. Он же отмечал её запоздалую реакцию на новости. С тех пор ничего не изменилось. Кто только не разоблачал продавцов воздуха: от телеканалов «Россия 1» до «Муз-ТВ», от печатных СМИ до интернет-изданий. В выборе темы для разоблачения Ксения Собчак не проявила оригинальность. В качестве экспертов она выбрала блогера Катю Конасову и предпринимателя Андрея Ковалёва. Они всего лишь повторили всё то же самое, что озвучивают едва ли не на постоянной основе на своих ютюб-каналах.
Несмотря на то, что тема разоблачения продавцов воздуха не нова, ютюб-команда Ксении Собчак хорошо поработала. Сильный текст, убедительные примеры, юмор и даже песни с танцами. Проводится параллель между интересом людей к онлайн-обучению и потребностью к саморазвитию – с одной стороны. С другой стороны – делается вывод, что люди попадают в сети продавцов воздуха из-за доверчивости и неразборчивости.
Проделанная за кадром работа команды ютюб-канала «Осторожно: Собчак» контрастирует с теми публикациями Ксении Собчак в соцсетях, которые она делает сама. Там – обрывки мыслей, проблемы с запятыми и пробелами. Но когда за дело берётся команда профессионалов, всё иначе. Появляется хоть какой-то смысл, запятые и пробелы стоят на своём месте. Ксении Собчак остаётся только с выражением прочитать заранее написанный кем-то для неё текст. С этим она вроде бы справляется в отличие от Регины Тодоренко. Кто-то продаёт воздух, а Ксения Собчак продаёт себя.
Не стоит отказываться от онлайн-обучения из-за продавцов воздуха. Выбирайте те курсы, мастер-классы, вебинары, на которых настоящие мастера своего дела могут научить чему-то нужному и полезному: готовить, рисовать, фотографировать, шить, вязать и т.п. Загадывать желания можно научиться самостоятельно и бесплатно.
На марафоны и курсы никого не зазываю, просто прошу подписаться на мой канал. Тема актуальная и интересная, пишите комментарии, обсудим.