Найти в Дзене
Музей истории религии

«Она превосходила сотню мужчин…» Женщина – суфий Рабия аль-Адавийя

Мистическое направление в исламе, суфизм, имеет множество определений, сформулированных его последователями. Наиболее подходящим для понимания взглядов героини нашего рассказа будет определение суфийского богослова аль-Джунайда аль-Багдади: «суфизм – это когда Господь умерщвляет тебя относительно самого тебя и оживляет тебя Собой».

Пляска дервишей (зикр) Миниатюра. Индия. XVIII в. Бумага, краска, гуашь, позолота
Пляска дервишей (зикр) Миниатюра. Индия. XVIII в. Бумага, краска, гуашь, позолота

Суфийских отшельников называют арабским словом факиры («нищие»), либо персидским словом дервиши, имеющим то же значение. Факир – духовный искатель, отрешенный от всего земного, не имеющий ничего. Однако, суфизм прежде всего говорит о духовной нищете (факре), которая порождает «томление любви». Факр вызывается недоступностью объекта желания и стремлением обрести этот объект. Факир – это тот, кто ощущает в себе недостаток высшего совершенства, но желает излечиться от этого недостатка.

Кашкуль. Сосуд дервиша для подаяния Центральная Азия. Конец XIX века
Кашкуль. Сосуд дервиша для подаяния Центральная Азия. Конец XIX века

Может ли пойти этим путем женщина? И существует ли разница, с точки зрения суфизма, между мужчинами и женщинами?

Суфийские мастера утверждали, что о женщине, вступающей на путь Божественной любви, следует судить исключительно по ее человеческим качествам.

Ибн Араби в своём труде о суфизме рассказывает следующую историю:

Одного из мастеров спросили об истинном числе абдалов (суфийских святых), пребывающих в мире. «Всех вместе их сорок», – ответил он. «Почему бы не сказать: «сорок мужей»? – спросили его. «Потому что среди них есть также и женщины», – ответил он. В океане Божественного единства не существует ни «я», ни «ты», ни понятий «мужчина» или «женщина».

Наиболее известной женщиной-суфием ранних времён стала Рабия аль-Адавийя аль-Басри. Она родилась в бедной семье, между 714 и 718-м годом н.э. в городе Басра. Рабия стала четвертым ребенком в семье, поэтому была названа "четвертая", или по-арабски ар-Рабия.

Родители её умерли, когда она была ещё ребенком. Девочку продали в рабство. Юность ей пришлось проводить в тяжелом труде. В доме своего хозяина она весь день была занята работой по дому, ночи же проводила в молитве, позволяя себе задремать лишь ненадолго перед рассветом. Однажды ночью хозяин услышал её молитву, в которой она обращалась к Богу с сожалением, что не может посвятить служению Ему каждый час своей жизни, и только ночью «с опозданием приходит к Нему». Хозяин настолько был тронут её преданностью Всевышнему, что отпустил девушку на волю. Получив свободу, она полностью посвятила себя молитве и благочестивым трудам.

Рабия аль-Адавийя
Рабия аль-Адавийя

Одно из наиболее полных жизнеописаний Рабии было оставлено персидским поэтом Фаридом ад-Дином Аттаром, жившим в XII веке. В своем «Собрании птиц» он говорит о ней:

«Нет, она была не просто женщиной,
она превосходила сотню мужчин,
От головы до пят облачённая
в средоточие боли,
поглощённая Истиной,
исчезнувшая в сиянии Господа
и освободившаяся от всего ненужного».

Неоднократно Рабию спрашивали, почему бы ей не выйти замуж. Свою руку и сердце ей предлагали многие именитые люди, в числе них был правитель Басры, Мухаммад Ибн Сулейман Хашими. Ему она ответила так: «Даже если вы отпишете мне всё ваше богатство, для меня невозможно будет повернуться от Бога к вам даже на мгновение ока».

Но самым исчерпывающим был такой её ответ: «Брачное соглашение касается «существа», но где же отыскать это «существо» (во мне)? Я не принадлежу себе, я – Его собственность».

Рабия старалась сохранять и внешнюю нищету. От подарков она отказывалась, говоря: «У меня нет нужды в мирском». Во всём её доме был лишь кувшин с отбитым горлышком, который она использовала при совершении омовений и для питья, кирпич, который служил ей вместо подушки, и плетёная циновка из тростника, на которой она молилась.

Согласно жизнеописанию, Рабия была поглощена скорбью и непрестанно плакала. Рассказывают, что целая лужа слёз оставалась на том месте, где она простиралась для молитвы.

Не всегда это были слёзы скорби, но часто и слёзы радости. Рабия говорила: «Любящая Бога плачет и рыдает, пока не обретет отдохновения в объятиях Возлюбленного».

Были и другие причины её слёз. Она говорила, что плачет от страха перед разлукой с Богом, из опасения, что в час смерти она услышит: «Ты недостойна меня». Однажды, когда Рабия услышала коранический стих об огне ада, она залилась слезами, затем вскрикнула и потеряла сознание.

Однако Рабия неоднократно говорила, что поклоняться Богу нужно не из страха наказания или ожидания награды. Эта мысль выражена в словах её молитвы, сложенных в стихи:

«О мой Господь, коль я молюсь из страха ада,
ввергни в ад меня.
О мой Господь, коль я молюсь из жажды рая,
в рай мне вход закрой.
Но коль молюсь для самого Тебя я,
Даруй мне счастье лицезреть Твой Лик Живой».

На вопрос о рае Рабия отвечала арабской поговоркой: «Сначала сосед, потом дом». Это означало, что, прежде всего надо стремиться не к раю, а к Богу. Ведь те, кто стремятся к раю в загробной жизни, на самом деле ищут собственной выгоды и удовлетворения своих эгоистических потребностей.

Рабия аль-Адавийя
Рабия аль-Адавийя

Однажды её увидели бегущей по улице, в одной руке она держала горящую головешку, в другой – кувшин с водой. На вопрос о её намерениях ответила: «Иду предать небеса огню и залить огонь геенны. Так люди смогут преодолеть эти две завесы и ясно увидеть истинную цель. Ныне же не найти никого, кто служит Богу ради Него Самого, не уповая на рай и не страшась геенны».

Погруженная в состояние любви к Богу, Рабия могла забыть о любви к Пророку и об отлучении сатаны. Когда её спросили, любит ли она Бога, она ответила: «Да». А на вопрос, проклинает ли сатану, она ответила: «Любовь к Богу не оставляет мне времени для поношения сатаны». Когда во сне Рабия увидела Пророка, тот спросил её: «Любишь ли меня?» Она ответила: «О Пророк Бога! Кто же не любит тебя? Однако любовь к Богу не дает моему сердцу передышки, чтобы помнить о любви к творению».

В «Житиях святых» («Тазкират аль-аулия) Фарида ад-Дина Аттара приводится множество чудесных историй, связанных с жизнью Рабии аль-Адавийи. В этих историях отмечается спокойное отношение святой к чудесам, которые происходят с ней. Вот некоторые из них.

Приближаясь к Мекке, она увидела, как Кааба вышла ей навстречу.

«Я жажду Хозяина дома, – воскликнула Рабия, – что же мне делать с Каабой? Не ею влекома, не её красотой наслаждаюсь. Одного лишь жажду – встречи с Тем, кто сказал: «Приблизьтесь ко Мне на пядь, и Я приближусь на локоть». Какое же благо обрету я от вида Каабы?»

В этом сюжете отражена суфийская идея отвержения всего внешнего и устремления взора единственно к Создателю.

В другой истории Рабия с недоверием отнеслась к чуду, которое с ней произошло. Для приготовления пиши понадобился лук, которого не было в доме. Внезапно птица сбросила несколько очищенных луковиц прямо на сковородку. Рабия предположила, что это может быть дьявольской уловкой, и оставив еду, поужинала одним черствым хлебом.

Чтобы усерднее молиться, подвижница старалась постоянно напоминать себе о смертном часе. Она вырыла могилу в своем доме и ежедневно, стоя на краю, произносила: «Завтра ты будешь там». После этого приступала к молитве. Она совершала это действие 40 лет, до самой своей кончины.

Однако в смерти Рабия видела прежде всего встречу с Богом. Однажды её навестил ангел смерти. На вопрос, кто он, ангел стал отвечать: «Я тот, кто лишает удовольствий, похищает детей, делает жен вдовами». Тогда Рабия спросила: «Отчего ты говоришь лишь о дурном? Почему бы тебе не сказать: «Я тот, кто соединяет друга с Другом»».

Рабия умерла в 801 году. Существует две версии о месте её захоронения. Согласно первой, могила её находится на Елеонской горе в Иерусалиме. По второй версии, она была похоронена в Басре, а могила на Масличной горе принадлежит другой суфийской святой, Рабии Сирийской.