Найти тему
Загадки Сибири

“Карачун пришел”, или 7 необычных “Дед Морозов” России

Привет, друзья! Богатство России – в многообразии культур и обычаев, которые она объединяет. В частности, на ее территории проживает несколько десятков различных “Дед Морозов”.

Они “приходят” в разное время, поэтому в России новогодний праздник можно отмечать несколько раз подряд. Расскажем о самых известных из этих волшебников.

1. Карачун пришел

В ранние времена у славян не было доброго зимнего дедушки. Наоборот, мифический персонаж, который олицетворял зиму, был злым седым стариком с тяжелым взглядом. Его звали Карачун.

Славянский "зимний дед" Карачун (иллюстрация из открытых источников)
Славянский "зимний дед" Карачун (иллюстрация из открытых источников)

Не ветер воет – Карачун завывает. Не деревья трещат от мороза – это Карачун по ним своим посохом бьет. Так говорили предки славян про зимнего старца.

Карачун был олицетворением смерти и гибели всего живого. Впоследствии этот персонаж перевоплотился в образе сказочного Кащея.

Праздник, связанный с почитание Карачуна, у славян приходился на последние дни перед зимним солнцеворотом. Это время считалось лучшим для расставания со старыми вещами и проблемами.

2. Стужа, от которой стынет кровь

Традиция злого и сурового зимнего деда сохраняется у многих российских народов. Например, в Якутии – это Чысхаан, получеловек-полубык.

Якутский Чысхаан
Якутский Чысхаан

Он является Властелином холода и живет в Оймяконе в ледяной пещере, в царстве вечной мерзлоты. Его имя можно перевести как «стужа, от которой стынет кровь». Шуба Чысхаана украшена всполохами северного сияния, а на голове он носит шапку с рогами.

По легенде Чысхаан появляется из Северного Ледовитого океана в виде исполинского быка. Чем дольше он бредет по земле, тем крупнее становятся у него рога и тем сильнее морозы.

Но в январе у быка падает один рог, в феврале – другой, а в марте – отваливается голова. Весь бык рассыпается на мелкие части, и в водах реки Лены он возвращается обратно в океан.

3. Белый старец

Сагаан Угбен – еще один из самых древних российских “Дед Морозов”. Он является главным новогодним волшебником Бурятии, и его имя переводится как «Белый старец».

Бурятский Сагаан Угбен
Бурятский Сагаан Угбен

Также зовут и одну из центральных фигур буддийского мифического пантеона. Это божество охраняет землю и все живое и отвечает за добро, счастье и благополучие.

На востоке Сагаан Угбена почитают уже более двух тысячелетий, а сейчас в Бурятии он воплотился в образе дедушки с белой бородой и драконом на посохе.

Резиденция бурятского волшебника находится в Улан-Удэ в Этнографическом музее народов Забайкалья. Главный зимний праздник “Сказочный Сагаалган” здесь приурочен к празднованию буддийского Нового года и длится 5 дней.

4. Дед Мороз – дракон

Соок Ирей – еще один замечательный “Дед Мороз”. Он проживает в Республике Тува. Это один из самых древних и одновременно один из самых молодых новогодних волшебников.

Тувинский Соок Ирей
Тувинский Соок Ирей

Дело в том, что его образ был воссоздан по инициативе директора тувинского театра костюма и танца “Эдигей” Кимы Донгак. Но основой для этого персонажа стала старинная тувинская “Легенда о сотворении мира”.

Соок Ирей также относится к категории изначально злых. На самом деле, это дракон, который с только с наступлением холодов становится человеком. Тело его, руки, ноги состоят изо льда.

У него взгляд холодный, вид тоскливый, усталый. Волосы, брови, борода покрыты инеем. Соок Ирей переводится как “Холодный дед”.

Передвигаясь по земле, он морозит все вокруг. Но когда ему становится скучно, он летит к людям. У людей Соок Ирею становится веселее. И когда он начинает радоваться, у людей на душе также становится легче.

5. Удмуртский великан

Тол Бабай – “зимний дед” из Удмуртии – тоже входит в топ самых популярных новогодних волшебников из России. Когда-то он также был одним из злых великанов, которые жили на земле в доисторическую эпоху.

Удмуртские Тол Бабай и Лымы Ныл
Удмуртские Тол Бабай и Лымы Ныл

Когда пришли люди, его братья спрятались под землю, а Тол Бабай остался и подружился с людьми и стал приносить им из леса подарки.

Главное отличие удмуртского новогоднего волшебника от своих коллег – шуба фиолетового цвета, деревянный изогнутый посох и удмуртский берестяной короб – пестерь, – в котором он носит подарки.

Живет Тол Бабай в селе Шаркан в 90 км Ижевска. Это село за красивый естественный рельеф называют удмуртской Швейцарией.

6. Повелитель Лукоморья

Ямал Ири – это Дедушка Мороз, проживающий на Ямале. Название полуострова переводится на русский язык как “край земли”. Получается, Ямал Ири – это “дедушка, живущий на краю земли”.

Ямальский Ямал Ири
Ямальский Ямал Ири

Согласно сказочной топонимике здесь же находится и волшебная страна Лукоморье, описанная Пушкиным. Ямал Ири является властелином этой страны.

Волосы у Ямал Ири – седые и длинные. Поэтому сзади он из них сплетает косичку. А свои чудеса ямальский «Дед Мороз» совершает с помощью бубна и посоха, который сделан из кости мамонта.

Люди говорят, что даже одного прикосновения к волшебному посоху достаточно, чтобы желание сбылось. Чум Ямал Ири находится в поселке Горнокнязевске в 10 км от Салехарда.

7. Самый молодой “Дед Мороз”

Карельский Паккайне в отличие от остальных российских новогодних волшебников – не пожилой человек, а весёлый молодец. Причем, и появился на свет он не в незапамятные времена, а сравнительно недавно – несколько веков назад.

Карельский Пакканайне
Карельский Пакканайне

Легенда рассказывает, что родился он у одной купчихи прямо на морозе во время возвращения купеческого каравана с ярмарки в Олонец.

Мальчик получился крепкий и здоровый. Он хорошо перенес путешествие до дома и заплакал только тогда, когда его внесли в избу. В память о необычном рождении он получил имя Паккайне, что в переводе с карельского значит "Морозец".

Когда мальчик вырос, он превратился в веселого парня и открыл торговлю: скупал у олонецких мастериц кружева и продавал их в других городах, а в свою лавку привозил заморские диковины.

Он был франтом и любил смотреть на себя в зеркало. А во время путешествий его отражения оставались в других городах и продолжали жить самостоятельно.

И только к началу зимы все они отправлялись на родину – в Олонец, – где среди них устраивались состязания. А жители этого северного городка пытались отгадать, кто из них есть настоящий Пакканайте. Эта веселая традиция сохраняется и по сей день!

Уважаемые читатели, благодарю за внимание к моей статье! Если вам интересны такие темы, поставьте, пожалуйста, лайк и подпишитесь на КАНАЛ, чтобы не пропустить следующие публикации.