Границы между изобразительным искусством и ремеслом стирались десятилетиями. Раньше эта тонкая грань тщательно сдерживалась и оберегалась искусствоведами, кураторами и критиками. Сейчас же ситуация несколько изменилась.
Однажды, ученый Терри Смит высказался, что к ремеслу относятся скептически, потому что оно «связано с механической деятельностью человека и ее материальным воплощением», в то время как искусство ассоциируется с чем-то более возвышенным - «идеями, ассоциациями и концепциями». Однако, сейчас можно с уверенностью сказать, что ремесло и искусство уже не так четко разграничивают, а иногда ставят и в один ряд. Это становится очевидным, когда мы посещаем современные музеи, где текстиль может располагаться рядом с абстрактной живописью, а глиняные скульптуры на постаментах - вблизи бронзовых статуэток. За прошедшие годы такой синтез двух способов отражения действительности повлиял и на арт-рынок: когда коллекционеры, ярмарки и аукционные дома "увидели" ремесло в синергии с искусством.
Согласно отчету “The Market for Craft”, опубликованному в прошлом году Crafts Council (национальному агентству по развитию современного ремесла в Великобритании) общая стоимость ремесленных изделий, проданных только в Англии, за последние 13 лет увеличилась более чем в три раза.
Таким образом, ремесленники, создающие художественные произведения с помощью таких материалов как как текстиль, керамика и стекло за последнее время находят огромную поддержку со стороны коллекционеров, и получают все больше приглашений от главных галерей современного искусства. К числу прославленных творцов относятся - художники по текстилю, такие как Ленор Тоуни и Шейла Хикс. Керамисты - Арлин Шечет, Клара Кристалова, Бетти Вудман и Кен Прайс. Скульпторы (стеклодувы?) по стеклу - Джойс Дж. Скотт и Джосайя Макэлхени.
Тем не менее, признание ремесла на рынке современного искусства может оказывать и обратное действие. “Мы можем наблюдать новый взгляд на ремесленные произведения периода раннего модернизма. К примеру, керамика Пикассо или ювелирные изделия Кальдера, которые в прошлом очень недооценивались искусствоведами и музеями”, - говорит Борда-Педрейра, директор галереи RAM в Осло. Керамические работы Пикассо выставлялись на аукцион 361 раз в 2020 году. В 2018 году была достигнута рекордная цена за одну из его скульптур, изображающая любимую сову Убу, и продана на аукционе Sotheby’s за 2,4 миллиона долларов.
Кроме того, изменившиеся вкусовые предпочтения коллекционеров современного арт-рынка, стали еще одним ключевым фактором, подпитывающим ремесленный бум. Раньше коллекционер гравюр вряд ли бы захотел приобрести ткацкие изделия. Или, например, ценитель керамики скорее всего сосредоточил бы свое внимание на этом же направлении – скажем, на предметах керамики, изготовленных в определенную историческую эпоху. Однако, сегодняшнее поколение молодых коллекционеров имеют более всеядные аппетиты.
“Сейчас мы можем видеть как коллекционеры зациклены на «одном предметном поле», но с другой стороны мы можем заметить и тех, кто активно смешивает искусство, дизайн и моду", - говорит Бекка Хоффман, директор Intersect Art and Design. Она отмечает, что самоизоляция, вызванная COVID-19, также сыграла свою роль: “Люди больше инвестируют в объекты, которые приносят им радость в контексте их дома”.
Дилеры, участвующие в выставке Intersect 21, в которой представлены столько же галерей, что и в названии - с Ближнего Востока, Северной Африки и Калифорнии, демонстрируют ремесла и дизайн наряду с живописью, скульптурой и фотографией. Например, в галерее ATHR, расположенной в Джидде, представлены достаточно дерзкие рукодельные работы британско-ливанской художницы Айи Хайдар. Виртуальный стенд галереи SINIYA28 в Марракеше включает смелые и шутливые ткацкие работы марокканской художницы Мериэм Инь. А Западно-Голливудская галерея Edward Cella Art & Architecture представляет к показу три великолепные тондо из фарфора американского художника Брэда Миллера.
“Ремесло действительно доступно — оно открыто и инклюзивно", - утверждает Изобель Деннис, директор Ярмарки Craft Council. «Это всегда значит, что за качественной ручной работой стоит квалифицированный профессионал своего дела.»
В 18-м издании каталога выставки Collect представлено множество предметов, созданных художниками-ремесленниками, сочетающими как традиционные, так и новомодные материалы и техники.
Работы с экологической идей — является одним из самых актуальных направлений на выставке Collect в этом году. Такая забота об окружающей среде еще один ключ, который объясняет привлекательность ремесел для молодых коллекционеров.
Деннис также подчеркнула, что ценности молодого поколения, направленные против массового производства, являются движущей силой расширения рынка ремесел. “Для всех нас так важно, чтобы арт-рынок развивался вместе с актуальными тенденциями, где поколение молодых коллекционеров сможет вдохновляться”, - заключила она.
Институт Арт-бизнеса и антиквариата всегда рад видеть новые лица в стенах нашего учебного заведения! Если вам интересна тема искусства и ремесел, то мы спешим пригласить вас на наши онлйн-курсы. Основы по атрибуции ювелирных изделий, антикварной мебели, фарфора и художественного металла. Больше информации читайте на нашем сайте: artinstitut.ru/!18p#i
1. The Market for Craft - Первый отчет по выявлению и оценке интереса к ремесленным изделиям. Отчет был подготовлен Crafts Council и восемью ведущими национальными партнерами (среди них - 5000 британский предприятий, 1500 компаний США и 1700 профессиональных производителей).
2. Crafts Council - является национальным агентством по развитию современного ремесла в Соединенном Королевстве.
3. Intersect Art & Design - ежегодная художественная выставка, которая главным образом фокусируется на трехмерных произведениях искусства, а это: ремесленные изделия, ткацкое искусство и дизайн.
4. Intersect 21 - виртуальная выставка, в рамках которой 21 галерея из Южной Калифорнии, Ближнего Востока и Северной Африки представляет свои живописные работы, скульптуры, предметы дизайна и интерьера.
5. Collect - одна из самых влиятельных выставок в мире, посвященная современному ремеслу, дизайну и виртуальному искусству. Цель ярмарки – познакомить зрителя с актуальными ремесленными изделиями и повысить покупательский интерес к этому столь стремительно развивающемуся направлению. Выставка проводится каждый год в Сомерсет-хаусе в самом центре Лондона.