Найти тему
Everyday Past

Туве Янссон: 45 лет с любимой женщиной

Туве Янссон
Туве Янссон

Туве Янссон не любила распространяться о своей личной жизни, однако никогда ничего не отрицала.

Перед смертью она оставила толстую стопу писем к лучшей подруге Еве Кониковой, в которых подробно и ничего не утаивая писала о своих чувствах к женщинам и о своей семейной жизни. Позже именно на оснгвании этих писем финский искусствовед Туула Карьялайнен напишет биографию Туве «Работай и люби».

В жизни Туве было две женщины которых та любила: одна из них перевернула представления Туве о ее жизни, другая стала ее партнершей на весь остаток жизни.

Вивика Бандлер

Туве и Вивика встретились после окончания Второй мировой войны, в конце 1946 года. Обе на тот момент были в отношениях с мужчинами: Вивика была замужем, а Туве встречалась с известным финским журналистом Атосом Виртаненом. Она считала его любовью всей своей жизни и переживала из-за его нежелания связывать себя брачными узами.

Вивика и Туве
Вивика и Туве

К моменту встречи с Вивикой отношения Туве и Атоса пошли на спад, постоянная нехватка времени на нее начали утомлять Туве. И именно в этот момент в ее жизни появилась театральный режиссер Вивика Бандлер. Надо сказать, что первая встреча была не слишком удачной. Вивика была сестрой девушки, с которой встречался брат Туве. И те решили познакомить своих старших сестер и устроили общую встречу на четверых. Вивика решила, что Туве очень глупо выглядит, со своими воланами, оборками и кудряшками, а Туве и вовсе сочла Вивику устрашающей.

Однако вскоре они встретились вновь, на танцевальной вечеринке, и протанцевали вместе до рассвета. Эта ночь послужила началом их головокружительного романа.

«Кое-что произошло, и я поняла, что должна сообщить тебе об этом. Я очень счастлива — и испытываю огромное облегчение. Ты знаешь, что я считаю себя женой Атоса — и возможно, всегда буду считать. Но вот что со мной случилось: я безумно влюбилась в женщину. Это совершенно естественное и реальное чувство — и я не вижу в нем никаких проблем. Я просто горда и безгранично счастлива. Последние несколько недель пролетели, как один бесконечный танец…» (из писем Туве Яссон)

Любовь к Вивике, разумеется, не могла не подтолкнуть Туве к пересмотру некоторых основ, прежде казавшихся ей незыблемыми. Она впервые осознала, что вовсе не полностью гетеросексуальна, как всегда считала по умолчанию.
Однако не все в их отношениях с Вивикой было безоблачно. Та опасалась, что об их связи узнают (к подобным отношениям в обществе того времени относились отрицательно). Им даже пришлось изобрести собственный язык, чтобы иносказательно говорить о своей запрещенной любви. В этот период Туве как раз писала очередную книгу у муми-троллях — «Шляпа волшебника», и неудивительно, что там появились два новых персонажа: Тофсла (сама Туве) и Вифсла (Вивика), которые говорят между собой на не очень понятном для остальных языке.

К вопросу о тайных кодовых словах и эвфемизмах: Туве предпочитала называть свою гомосексуальность «Rive Gauche» (Левый берег).


Так до сих пор и неизвестно точно, из-за чего они расстались. Известно, что это произошло по инициативе Вивики — она заявила Туве, что нашла новую любовь. Однако, даже прекратив романтические отношения, они сохранили дружеские, и всю оставшуюся жизнь переписывались и встречались.

Тууликки Пиетиля

Туве и Тууликки
Туве и Тууликки

Туве встретила Тууликки в непростой для себя период жизни: она рассталась с Вивикой, а комиксы, которые взялось публиковать английское издание Evening News нужно было рисовать постоянно, так как издавались они раз в неделю и это сильно изматывало Туве.
Тууликки тоже была художницей, они встретились на рождественской вечеринке при Гильдии художников в конце 1955 года. Туве пригласила Тууликки на танец, но та отказалась, однако, вскоре после вечеринки послала ей открытку с собственноручно нарисованной полосатой кошкой и пригласила в гости в свою студию.

-4
Прошло совсем немного времени, и вот Туве уже пишет Тууликки: «Я люблю тебя, я одновременно одурманена и совершенно спокойна, я не боюсь ничего, что может нам быть уготовано судьбой».

Весной 1956 Тууликки приехала погостить к Туве на остров, где та жила, а вскоре они съехались: Тууликки нашла студию в том же здании, где работала и жила Туве, и они ходили друг к другу через чердак. Это было началом отношений длиной почти в полвека — до смерти Туве в 2001 году.

Вскоре после начала совместной жизни Туве арендовала отдаленный остров в Финском заливе, чтобы избавиться от незванных гостей которых стало все больше - из-за Муми-Троллей популярность Туве росла. Новый остров, был, по сути, просто куском скалы, но им там нравилось. Они вдвоем построили небольшой домик и с тех пор проводили там почти по полгода — с ранней весны по позднюю осень.

-5

Тууликки была тем человеком, которому удалось вернуть Туве любовь к муми-троллям и способность писать о них: из-за жуткой усталости, связанной с комиксами, Туве в то время чувствовала, что ее тошнит от собственных персонажей. Но появилась «Тути», как называла ее Туве, — и вскоре после встречи с ней появилась и «Волшебная зима». В марте 2000 года Туве приписала успех этой книги Тууликки, когда сказала: «Я смогла написать «Волшебную зиму» исключительно благодаря Тути».