Найти в Дзене
чопочитать

Совместное творение Пушкина и Гоголя

Пришел как-то Николай Васильевич Гоголь к Пушкину и попросил его подсказать какой-нибудь сюжет, а лучше вообще «чисто русский анекдот» для произведения. К тому моменту они уже дружили, хотя сначала Гоголь видел в Пушкине едва ли не небожителя. И такая просьба к 1835 году воспринималась им уже более или менее спокойно. Пушкин подумал и рассказал историю. Правда, какую именно – вопрос. Есть несколько версий.

Располагайтесь поудобнее, в эфире традиционная воскресная рубрика #история одного писателя (хотя сегодня, как это уже пару раз было, речь о двух писателях).

Вспоминает писатель Владимир Сологуб: Пушкин рассказал Гоголю случай, который произошел в Новгородской губернии, а именно в городе Устюжна. Там какой-то приезжий мужчина навел панику на местную управу, поскольку выдал себя за чиновника министерства. Да и обобрал всех городских жителей, поскольку они страшно его боялись.

По второй версии это был не «какой-то господин», а сам Пушкин. Он приехал куда-то в регион собрать натурматериал о пугачевском бунте. А местный генерал-губернатор подумал, что перед ним проверяющий чиновник.

Третья же версия о том, что в командировку в Бессарабию ездил Павел Свиньин (писатель и журналист). Но вполне возможно, что произведение вышло собирательным из всех этих историй.

Вообще в то время этот сюжет не был новаторским. В 1827 году, например, была написана комедия «Приезжий из столицы, или Суматоха в уездном городе» (автор – Григорий Квита-Основьяненко). Удивительно, что именно гоголевский вариант стал так широко известен. Конечно же, речь идет о «Ревизоре».

В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу всё дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем.

При всем при этом Гоголь переписывал пьесу несколько раз. И всем вокруг казалось, что произведение – это чистейший фарс, а совсем не тоскливая сатира о стране в целом.

Кстати, благодетеля своего – Пушкина – Гоголь упоминает от лица Хлестакова:

«С Пушкиным на дружеской ноге. Бывало, часто говорю ему: «Ну что, брат Пушкин?» — «Да так, брат, — отвечает, бывало, — так как-то всё...» Большой оригинал».

Исследователи нашли в черновиках более расширенный вариант. Там писатель упоминается именно как писатель (и алкоголик):

«…Перед ним стоит в стакане ром, славнейший ром, рублей по сту бутылка, какову только для одного австрийского императора берегут, — и потом уж как начнёт писать, так перо только тр… тр… тр…»

Кстати, Пушкин подарил Гоголю не только эту идею, но и еще одну, сделавшую автора бессмертным: замысел поэму «Мертвые души». Но это уже совсем другая история.

По воскресеньям на канале «чопочитать» выходит рубрика #история одного писателя с рассказом о каком-нибудь произведении или авторе. Подписывайтесь, чтобы не пропустить. И ставьте лайки, это делает мир добрее. Спасибо!