Радиация это не безопасно, по крайней мере некоторые её типы. Счётчик гейгера не реагирует на мобильный телефон, вай-фай роутер или микроволновку, так как он измеряет только ионизирующее излучение у которого достаточно энергии чтобы выбить электроны из атомов, а оно измеряется в зивертах. Если вы получите излучение более двух зивертов за раз вероятно Вам вскоре понадобится помощь. Но мы постоянно подвергаемся малым дозам ионизирующего излучения. К примеру бананы: богаты калием, часть этого калия радиоактивна от природы. Поэтому когда Вы едите банан то получаете 1 десятую микрозиверта радиации, это одна десяти миллионная зиверта.
Давайте мерить дозы радиации бананами. Поскольку мы едим бананы, мы тоже становимся радиоактивными. Таким образом Вы получаете больше радиации если спите рядом с кем то нежели в одиночестве (0,05 микрозиверта).
Но я бы не волновался из-за этого, ведь доза ничтожно мала по сравнению с фоновым излучением Земли.
Есть излучение исходящее от почвы, камней, воздуха, и даже космоса. Уровень радиации Сиднея составляет около 15ти сотых микрозиверта в час, как и в среднем по планете - обычный уровень радиации между одной и двумя микрозиверта в час, но есть места где он намного выше.
Но кто же на самом деле получает наибольшую порцию радиации?
Давайте приведу пример каких либо самых радиоактивных мест в странах. В некоторых из них вы ожидаете высокий уровень радиации, но вы удивитесь: в Хиросиме, Япония, а это мимориал мира, бомбу взорвали над куполом Гэмбаку на высоте 600 метров специально бы нанести как можно больше разрушений и 70 лет спустя уровень радиации здесь всего 3 десятых микрозиверта в час.
В чешской республике, городе Яхимов есть шахта, там есть старый урановый рудник и именно здесь был впервые обнаружен уран. А еще это место откуда Мария Кюри получала сырьё, уровень радиации которого составлял одну и семь десятых микрозиверта в час, это почти в 10 раз больше фонового излучения. На сегодняшний день большую часть урана извлекли, но в каких то стенах остались кусочки, они видны при ультрафиолете. Так же есть лаборатория Марии Кюри в институте Кюри, в Париже.
Она получила две Нобелевских премии: одну по физике и одну по химии. Там она много работала в своей лаборатории. В её кабинете остались еще пару мест, которые радиоактивны: одно из них это дверная ручка, но это в десять раз больше фонового уровня, а еще одно это спинка её стула - до сих пор там можно зафиксировать наличие альфа-частиц. Наверное после лаборатории она приходила открывала дверь, оставляя на дверной ручке следы радиации, а потом отодвигала стул.
Добро пожаловать в Нью-мексико, на испытательный полигон «Тринити», где была взорвана первая атомная бомба.
Все, что там находилось - испарилось, а при взрыве бомбы высвободилось такое количество тепла, что весь песок, находящийся там, превратился в такое зеленное стекло. Его до сих пор можно там найти. Этот минерал назвали в честь испытания: он называется «Тринитит». Это единственное место на земле где он есть. Уровень радиации тут около восьми десятых микрозиверта в час. Сам Тринитит более радиоактивен, он излучает два или три микрозиверта.
А вы знаете где уровень радиации выше чем в любом из всех этих мест?
Ответ: в самолёте, чем выше Вы поднимаетесь тем меньше над вами атмосферы которая защищает от космического излучения.
Уровень радиации внутри самолета составляет примерно половину микрозиверта в час. На высоте пяти с половиной километров один микрозиверт, на семи километрах более двух микрозивертов, на 9 километрах более трёх, и на больших высотах и вблизи полюсов.
Так же есть Чернобыльский энергоблок номер 4. Он взорвался 26 Апреля 1986 года. По сути реактор выработал так много тепла, и крышку буквально снесло, и радиоактивные изотопы рассеялись по всей округе и потом над Европой. И потому там до сих пор фиксируются радиационные загрязнения. Там прибор показывает около пяти микрозивертов в час. Если бы человек там простоял один час то его тело получило бы дозу радиации как при рентгене зубов. То есть это очень много. Одной из причин почему уровень радиации не очень высокий является то, что с поверхности сняли пару метров грунта со всей площади и потом куда-то вывезли, именно поэтому человек может там находится.
Далее зона отчуждения в Фукусиме, Япония. По мере приближения туда уровень радиации на счётчике Гейгера ползёт вверх, там могут быть мешки, которые стоят на улице.
Японцы делают так же как и люди в Чернобыле - они снимают метр за метром верхний слой грунта. Это определенно самое радиоактивное место, даже несмотря на то что выброс радиоактивных веществ меньше чем в Чернобыле. Около десяти процентов, но они намного свежее, им всего три года и они еще не успели распасться. Прибор показывает от пяти до десяти микрозивертов в час, и мне кажется что человеку там не стоит задерживаться.
Больница в Припяти. Туда отвозили пожарных тушивших огонь на Чернобыльском реакторе. В подвале здания они оставили всю свою одежду, как только стало ясно, что она радиоактивна, её просто выбросили туда. Уровень радиации одежды тысяча пятьсот микрозивертов в час, это годовая доза фоновой радиации. Этот подвал самое радиоактивное место из самых радиоактивных мест на Земле. Если бы человек там остался на час, он бы получил дозу в две тысячи микрозивертов, это годовая доза фонового излучения. Каждый желтый пиксель там это банан.
Кажется, что это много но при компьютерной томографии пациент получает семь тысяч микрозивертов, это три годовых нормы фонового излучения.
По оценкам люди живущие около Фукусимы получают дополнительные десять тысяч микрозивертов в течении своей жизни из-за катастрофы на АС.
В Штатах для работников атомных станций установлен лимит в пятьдесят тысяч микрозивертов в год, но это меньше чем для другой профессии, для космонавтов.
Космонавт за пол года на станции получает дозу радиации в восемьдесят тысяч микрозивертов, но даже не они подвергаются самым высоким уровням радиации.
А Вы можете догадаться кто? А ответ: легкие курильщика. Лёгкие курильщика получают в среднем сто шестьдесят тысяч микрозивертов радиации каждый год, все из-за радиоактивного полония и свинца в табаке которые они курят. То есть они подвергают себя не только действию вредных веществ но и получают высочайшие дозы радиации. Получается что максимальную дозу радиации получают не житель Фокусимы и Чернобыля, не работники опасных производств, и даже не космонавты. Пальма первенства достается обычному среднестатистическому курильщику.