Найти тему

Трагическая судьба последнего руководителя обороны Севастополя

В последние дни обороны Севастополя старшим начальником был оставлен командир 109 стрелковой дивизии генерал-майор Новиков Петр Георгиевич, после эвакуации командного состава Севастопольского оборонительного района в ночь с 30 июня на 1 июля 1942 г. на подводной лодке Щ-209 в Новороссийск. Новикову была поставлена задача продолжать уничтожать живую силу противника на последнем рубеже и обеспечить отход и эвакуацию возможно большего числа людей.

Генерал Новиков свой боевой путь начал с войны в Испании в 1937 году, советником командира пехотного батальона республиканской армии
Генерал Новиков свой боевой путь начал с войны в Испании в 1937 году, советником командира пехотного батальона республиканской армии

Генерал-майор Новиков в течение дня 1 июля руководил остатками воинских подразделений на передних рубежах обороны и был ранен, к вечеру он находился в расположении 35й батареи. По воспоминаниям начальника плавучих средств тыла Севастопольского оборонительного района, бывшего командира погибшего крейсера «Червона Украина» капитана 2 ранга Ивана Антоновича Заруба, после 23.00 часов 1 июля началась эвакуация группы раненых, в т.ч. и генерала Новикова.

С причала береговой батареи, под постоянный шум выстрелов, разрывов снарядов и мин в акватории залива, толпы раненых, кидавшихся на любое подходящее судно, генералу в сопровождении бойцов удалось погрузиться только на второй сторожевой катер СКА-0112. В момент погрузки раздался сильный взрыв и поднялся огромный столб огня, затем второй взрыв – это были подорваны башни 35й батареи.

Всего на сторожевом катере с командой оказалось около 70 человек и в 2 часа ночи 2 июля он взял курс на Новороссийск. Генерал-майора Новикова боцман разместил в командирской каюте. Ночью СКА-0112 был обнаружен торпедными катерами противника, по левому борту параллельным курсом шло три катера, по правому – два. В темноте удавалось обманывать противника снижая ход и тогда катера обстреливали друг друга, но с рассветом была повреждена носовая часть советского катера.

Начали откачивать поступающую воду, на палубе и в кубрике было много убитых и раненых, командир катера Булатов получил 10 ранений, советские моряки вступили в неравный бой с пятью немецкими катерами. Несмотря на многочисленные пробоины и вышедшего из строя одного из двух моторов, экипаж и пассажиры продолжали бороться за живучесть катера.

От прямого попадания снаряда на одном из немецких катеров произошел взрыв, но и советский СКА-0112 постепенно погружался в воду. Накатившей волной смыло всех убитых, катер потерял ход, но продолжал отстреливаться.

По некоторым данным позже прилетел «Юнкерс-88» и сделал несколько заходов над советским катером, обстреливая его. Корма погрузилась в воду и оставшиеся ползли к носу катера. По воспоминаниям командира катера Булатова, очнувшись он дал указание о взрыве катера, но исполнить его уже было некому. На подошедший немецкий катер перетащили 16 оставшихся в живых советских солдат и моряков.

переданные фотографии пленения оставшихся в живых солдат и матросов СКА-112, фото сделаны командиром немецкого катера
переданные фотографии пленения оставшихся в живых солдат и матросов СКА-112, фото сделаны командиром немецкого катера

Немецкий катер с пленными подошел к пристани Ялты, так для раненого генерала Новикова начался немецкий плен. Новиков был переправлен сначала в Симферополь, затем в офицерский лагерь Хаммельбург, располагавшийся на территории полигона в Баварии, где также содержался генерал Карбышев, оставаясь до конца верным Родине, Новиков принимал активное участие в подпольной организации.

персональная карта заключенного Новикова
персональная карта заключенного Новикова

В середине 1943 года Петра Георгиевича переводят в концентрационный лагерь охранных отрядов СС – Флоссенбюрг, в этот же лагерь впоследствии попал и Иван Антонович Заруба, после неудачной попытки побега.

фото с сайта wikimapia.org
фото с сайта wikimapia.org

В феврале 1944 года обессиленный Новиков погиб от удара «эсесовца», ударившись головой о чугунную печь. Генерал остался до конца верен присяге, Севастополь не забыл своего героя обороны, одна из улиц Балаклавы носит его имя!