Найти тему
История моды с Марьяной С.

Наряды Марины Цветаевой

Как историка костюмов, меня всегда интересуют описания нарядов в мемуарах, дневниках и письмах - там речь ведь не идёт на об идеальных платьях с модных картинок, а о реальной одежде реальных людей. Есть подобные упоминания и у Марины Цветаевой.

И - сразу предупрежу - я не готова обсуждать её личность. Мне просто интересно представить, как могли бы выглядеть упоминаемые ею наряды 1913 года. Именно этим и хочу с вами поделиться. Не более. :)

Что примечательно, её описания часто идут в разрез с "модными трендами". Актриса М. И. Гринева писала тогда: "...зеркало занято! Стройная молодая женщина развязывает, глядя в него, ленты капора. Я стою за ее спиной и о-о-ой! - какое на ней платье! Необыкновенное, восхитительное: шелковое, коричнево-золотое, широкое, пышное, до полу, а тоненькую талию крепко обтянул старинный корсаж. У слегка открытой шеи - камея. Волшебная девушка из прошлого века!

Подруга слева мне шепчет: -Такое носит, наверное, во всей Москве она одна.

-Точно такое я видела в сундуке моей мачехи, - слышу я справа... - это платья ее бабушек".

И, кажется, я знаю, что именно напоминает мне это описание. Портрет Елены Шухаевой, жены художника, написанный в 1917 - тоже в восхитительном "старинном" платье, и оно коричнево-золотое...

Портрет жены художника, Василий Шухаев, 1917. (сс) Wikimedia Commons
Портрет жены художника, Василий Шухаев, 1917. (сс) Wikimedia Commons

Из записной книжки 24 января 1914: "Сегодня готово мое золотистое платье из коктебельской летней фанзы, купленной Левой на халат. Платье для меня пленительное: пышный лиф и рукава, гладкая юбка от тальи. Платье по последней моде превратилось на мне в полудлинное платье подростка, — хотя оно и до полу".

Фанза - шёлковая ткань, напоминающая тафту. Возможно, что-нибудь в этом роде?

Иллюстрация из журнала "Модный свет", 1913
Иллюстрация из журнала "Модный свет", 1913

"Выходных платьев у меня сейчас 5: коричневое фаевое — старинное, как черное фаевое и атласное — синее с красным; костюм, вроде смокинга, — темно-коричневый шерстяной с желтым атласным жилетом и черными отворотами; наконец это золотое. Домашние — ужасны, — изношены и подлы".

Жакет справа вполне похож на смокинг, как мне кажется:

Иллюстрация из журнала "Модный свет", 1913
Иллюстрация из журнала "Модный свет", 1913

И, по-моему, именно упомянутое атласное, синее с красным, платье Цветаева более подробно описывает в письма М. С. Фельдштейну 23 декабря 1913:

"Завтра будет готово мое новое платье — страшно праздничное: ослепительно-синий атлас с ослепительно-красными маленькими розами. Не ужасайтесь! Оно совсем старинное и волшебное. Господи, к чему эти унылые английские кофточки, когда так мало жить! Я сейчас под очарованием костюмов. Прекрасно — прекрасно одеваться вообще, а особенно — где-нибудь на необитаемом острове, — только для себя!"

Вот они, блузки той поры. По сравнению с красно-синим платьем, конечно, унылые!

Иллюстрация из журнала "Модный свет", 1913
Иллюстрация из журнала "Модный свет", 1913

А вот немного "розочек" из 1913 года. Хотя Цветаев пишет о "старинном"... И тут же вспоминается другая цитата: "Странно, какой бы модный фасон я ни выбрала, он всегда будет обращать внимание, как редкий и даже старинный".

Иллюстрация из журнала "Модный свет", 1913
Иллюстрация из журнала "Модный свет", 1913

А вот как раз фотография той зимы, когда она писала о нарядах. Возможно, на ней какое-то из домашних, уже нелюбимых платьев?

Марина Цветаева и Сергей Эфрон, 1913-14 г.
Марина Цветаева и Сергей Эфрон, 1913-14 г.

Словом, сложно, сложно представить, что она носила тогда, несмотря на все эти описания...

P.S. Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей! А если хотите узнавать больше - вам сюда: https://www.patreon.com/fashionhistory