Найти тему
.

В чём суть философии Маркса и Энгельса?

Созданная Карлом Марксом (1818-1883) и Фридрихом Энгельсом (1820-1895)  философия являлась отхождением или неким переосмыслением, перерождением классической немецкой философии. Объективный идеализм Гегеля превратился в материализм, а антропологизм Фейербаха превращался в социологизм. Их философия была тесно связана с теорией социализма - на основе переосмысления классической политэкономии Адама Смита и утопического социализма Сен-Симона и Фурье. И основная идея, по словам Энгельса, заключалась в "превращении социализма из утопии в науку". Научный социализм должен был стать идеологическим оружием для коренного преобразования народа - его освобождение от эксплуатации человека человеком.

При жизни Карл Маркс не был особенно популярен, и поэтому не было издано каких-то систематических трудов. Посмертно были изданы его рукописи. Многие его работы просто стали частью других работ. В университетские годы Маркс был приверженцем философии Гегеля. Его волновал вопрос, как преодолеть разрыв между идеалом и действительностью. Ему показалось убедительным толкование последователей Гегеля о том, что идеал как воплощение разума - это не нынешняя прусская монархия, а демократическая республика, за которую надо бороться философской критикой религии - духовной опоры монархии. После защиты докторской диссертации по античной философии, Маркс, собственно, включился в эту борьбу против основ прусского государства. Он выступал за свободу печати, защищал интересы крестьян, критиковал феодальный строй и бюрократию. Но 1843 году газету, в которой Маркс публиковался, закрыло правительство и это стало для него переломным моментом. Он разочаровался в Гегеле. Он постепенно перебрался в лагерь Фейербаха и его антропологизму с акцентом на отдельный человеческий индивид. И в 1848 году в статье "К критике гегелевской философии права" Маркс формулирует тезис, в котором заключается идея о пролетарской революции. Аргументация такова: пролетариат - это не просто угнетённый и порабощённый класс, он та сфера общества в которой человек обесчеловечивается, утрачивает свои человеческие качества. По мысли Маркса, отчуждение продукта труда, самой трудовой деятельности, человеческой сущности и отчуждения человека от человека - таковы результаты самоотчуждения человека в капиталистическом обществе, где господствует частная собственность. То есть это отчуждение может быть снято только одним путём - ликвидацией частной собственности. В этом заключается Коммунизм Маркса. То есть возвращение человека к самому себе как человеку общественному, то есть человечному. Эти концепции молодого Маркса были опубликованы только в середине XX века и это вызвало большое недоумение и споры. Гуманизм молодого Маркса против исторического материализма зрелого Маркса. В 1845 (опубликована в 1888) году он пишет работу "Тезисы о Фейербахе", которая по сути перевернуло антропологизм: "...сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность общественных отношений". То есть мы не должны рассматривать по отдельности каждого человека, а общество в целом. Для того, чтобы понять как складываются отношения в этом обществе между людьми, в основе которых лежат производственные отношения, формирующиеся через практическую деятельность. Более того, практическая деятельность - прежде всего переработка природных ресурсов для производства нужных для жизни материальных благ, а затем революция - борьба за изменение самого общества. Это есть по Марксу самые важные виды деятельности.

-2

Энгельс позже писал, что философии пришёл конец! То есть настало время исключительно научных методов познания. В 1847 Маркс пишет работу "Нищета философии". "Ручная мельница даёт вам общество с сюзереном во главе, паровая мельница - общество с промышленным капиталистом". Таким образом производственные отношения. Однако чтобы сохранить средства производства в своих руках правящий класс воздействует на это юридически и политически. С помощью государства и права. И по средствам внедрения определённых взглядов и мировоззрения, то есть идеологи. А ответ Маркса на закономерный вопрос "Почему общество развивается и переходит к новым производственным отношениям" был таков: потому что развиваются производственные силы, которые нарушают производственные отношения, и потом как закономерность происходит революция. "Не сознание людей определяет их бытие, а наоборот, их общественные бытие определяет их сознание", "История всех существовавших до сих пор обществ была историей борьбы классов". Патриций - плебей, свободный - раб, помещик - крепостной, капиталист - пролетарий. В 1848 году Маркс и Энгельс написали программу для "Союза коммунистов" – "Манифест Коммунистической партии". Которая была посвящена обоснованию необходимости свержения буржуазного строя по средствам пролетарской революции. Фридрих Энгельс назвал это "научным социализмом". Однако Маркс всё же пришёл к мысли о недостаточности обоснования коммунизма одними философскими соображениями. Он считал, что такое общество должно быть подготовлено не только негативно, но и позитивно.

Молодой Фридрих Энгельс
Молодой Фридрих Энгельс

Свой метод мышления Маркс сам определял как диалектический, ссылаясь при этом на Гегеля. Однако на его взгляд "У Гегеля диалектика стоит на голове. Надо её поставить не ноги, чтобы вскрыть под мистической оболочкой рациональное зерно". Речь идёт о превращении идеалистической диалектики в материалистическую. Говоря о методе мышления Маркса, надо учесть, что он распадается на два - исторический и логический.

-4

Вообще если говорить о материализме, то Энгельс также внёс сюда существенный вклад, а именно в диалектический материализм. Эта была попытка построить всеобщую философию, охватывающую природу, общество и мышление. Однако это попытка не была завершена. Работы Энгельса по этому вопросу представляют собой незаконченные рукописи. Занявшись в 70-е годы проблемами естествознания, Энгельс искал ответа на вопрос: действуют ли в природе те же диалектические закономерности, которые Маркс находил в истории общества. Однако из этого ничего не вышло, философия не сумела дать на это ответ, поэтому Энгельс стал её  впоследствии критиковать. Он стал считать, что теперь философию стоит отбросить.

-5

В рукописи "Диалектика природы" (опубликована в 1925) Энгельс сформулировал три закона диалектики: "Закон перехода количества в качество и обратно. Закон взаимного проникновения противоположностей. Закон отрицания отрицания". К законам добавились взаимосвязанные пары: необходимость - случайность, форма - содержание, явление - сущность. Однако в 1883 году после смерти Маркса, ему пришлось прервать работу над "Диалектикой природы" и переключится на проблемы политэкономии. Он издал II и III том "Капитала". Ну а в 1884 году он пишет свою знаменитую работу "Происхождение семьи, частной собственности и государства", где было дано толкование исторического материализма для ранних периодов развития общества. Сюда же вошла и "Диалектика природы" и статья "Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека".

В 2016 году немцы, совместно с французами, сняли фильм про молодого Карла Маркса и Фридриха Энгельса. Про Бакунина, кстати, тоже не забыли. Рекомендую к просмотру!
В 2016 году немцы, совместно с французами, сняли фильм про молодого Карла Маркса и Фридриха Энгельса. Про Бакунина, кстати, тоже не забыли. Рекомендую к просмотру!

В последней трети XIX века в Европе развивалось рабочие движения. Создавались социалистические и социал-демократические партии. Все они брали за основу труды Маркса и Энгельса. Их учения стали широко распространяться и в России. Их труды попадали в руки многих студентов, представителей интеллигенции, даже дворян и буржуазии. Про идеи Маркса и Энгельса знали практически все умеющие читать люди в стране.

#философия #марксизм #история #маркс #энгельс #коммунизм #социализм #наука